ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Правовые основы диалогических отношений в школе
Глухих Н.В., Пьянкова И.В., зам. директора школы № 42
Переход к научно-гуманистической системе образования предполагает восстановление в современном образовании его важнейшей смысловой цели - воспитания у детей и молодежи целостного миропонимания и научного мировоззрения, но в условиях развития диалогической культуры и на основе современных достижений философии, науки, искусства.
Развитие форм диалогического общения с учащимися должно базироваться на основе уважения и соблюдения их прав и свобод. Выстраивание диалогических отношений в образовательной деятельности возможно при наличии партнерских отношений по поводу получения образования между учениками, учителями и родителями; формировании таких образовательных ситуаций, в которых и ученики и учителя заинтересованы в совместном приобретении знаний.
Так как все субъекты образовательной деятельности владеют и пользуются правами и свободами человека, гражданина, то сам процесс воспитания и обучения детей должен осуществляться на основе прав и свобод человека и ради освоения этих прав в полной мере. При выстраивании диалогических отношений необходим процесс освоения всеми субъектами образования (администрацией, учителями, родителями, учащимися) прав и свобод человека в соответствии с Декларацией о культуре мира, Всемирной декларацией прав человека, Декларацией и Конвенцией о правах ребенка, а также с Конституцией РФ. Если учащиеся знают только обязанности, но не знают своих прав, не умеют их отстаивать демократическими средствами, то из них вряд ли вырастут свободные граждане демократического правового государства.
Во всех правовых документах акцент сделан на то, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Конкретный разговор о равноправии взрослого и ребенка стал возможен лишь с 1989 года, с года принятия "Конвенции о правах ребенка". Именно с этого момента ребенок считается полноправным членом общества, обладающим полнотой прав и свобод личности.
Конституция РФ |
Конвенция о правах ребенка
|
Статья 29: "Каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова". |
Статья 13: "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию:". |
Статья 42: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду:". |
Статья 27: ":право каждого ребенка на уровень жизни, "необходимый для физического, умственного, социального развития ребенка". |
Статья 43: ":каждый имеет право на образование". |
Статья 28: ": право ребенка на образование". |
Статья 44: "Гарантия свободы творчества". |
Статья 29: ":развитие личности, талантов:". |
|
Статья 31: "Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни". |
Таким образом, правовая основа для формирования диалогических отношений в школе имеется (включая дополнительно школьные нормативные акты), трудность состоит в том, что каждому взрослому необходимо осознать, т.е. принять ценность ребенка. Готов ли взрослый вступить в диалог с ребенком, найти те средства, тот "язык", с помощью которого этот диалог состоится?
|