ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития
Драманова Н.Ю., Ильина М.Е.
, зам. директора школы №81

Сегодня, находясь на новом витке исторического развития, наша страна вступила на путь демократизации, превращения из тоталитарного государства - в правовое. Нас ждет долгий и трудный период перехода к цивилизованным формам правления, организации политической, экономической и общественной жизни. Основные факторы, обеспечивающие успех в этом поступательном движении, - совершенствование законодательства и государственного управления. Однако не менее важную роль играет и субъективный фактор: готовность людей к жизни в условиях правового государства, главенства закона, гарантированности прав и свобод человека. Именно их реализация позволяет людям максимально раскрывать свои возможности и способности, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему прогрессу общества. Таким образом, совершенно очевидна сегодня необходимость развития системы правового воспитания в школе.
Можно ли в стране, в которой сложно складывается правовая свобода, говорить об эффективном правовом воспитании? В данный момент уверенно утверждать нельзя, но стремиться к нему, несомненно, нужно. Доказательством того, что мы "проснулись", встали на путь демократизации служит следующее: созданы более благоприятные условия для развития правовой свободы, т.е. мы о ней знаем, и право на свободу узаконено государством. Современная школа обретает полноценный правовой фундамент: "Закон об образовании РФ", "Конвенция о правах ребенка", "Декларация прав человека" и т.д. Резко возрастает роль учителя в правовом воспитании. Свидетельством служит также переход к новой научно-гуманистической системе образования, в которой воспитание свободного гражданина является необходимой стороной триединой цели, наряду с воспитанием культурного человека и творческой индивидуальности.
Определим основные смыслы понятий. "Свобода - это волеизъявление (добровольное желание)". "Свобода: я свободен в выборе, я подчиняю себя своему выбору, моя свобода не противоречит свободе другого". Важен вопрос: для чего человеку свобода, т.к. чаще всего свобода понимается именно, как свобода "от:", а не свобода "для :". По В. Франклу, это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решение о своей судьбе, стать другим. В. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. "Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя". Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол.
"Гражданин" понимается как сознательный субъект развития демократических общественных отношений в гражданском обществе и в правовом государстве, творчески реализующий свои права и обязанности в решении общественных и личностно-значимых проблем и задач на основе необходимой культурной компетентности. Поскольку речь идет о школе, то важно, чтобы она становилась субъектом гражданского общества: приобретала действительную самостоятельность, относительную независимость от других уровней системы как юридическое лицо; развивала самоуправление (педагогическое, ученическое и т.д.); осуществляла учебно-воспитательный процесс на основе приоритета интересов детей; имела "Устав", "Программу развития", т.е. все предпосылки и условия для воспитания свободного гражданина.
Как осуществить, обеспечить переход к правовой свободе? Прежде всего, дети спонтанны, произвольны, у них есть свобода движения, свобода чувств. Ребенок сам решает, что ему выгодно, а что нет, у него есть нравственная автономия, он способен сам осознавать, принимать или отталкивать те требования, которые к нему предъявляют. Наше стремление считать, что дети сами не могут решать, что им выгодно, а что нет, что полезно, а что бесполезно, что есть благо, а что нет, - это утопия. Надо согласовать своё видение с видением детей, потому что они могут принять те требования, которые мы предлагаем, только если с ними согласятся, если они почувствуют, что за этим требованием стоит действительное благо для них. Ребенок, естественно, может быть своевольным, но у него есть предпосылки для перехода от своеволия к правовой свободе, если в процессе образования мы сможем убедить его, что своеволие есть ущемление его свободы и невозможность осуществления собственной цели, потому что, когда один человек начинает действовать своевольно, он закономерно встречает сопротивление учителя, других детей. Вырастая, развиваясь, ребенок должен осознать, что он только тогда сможет реализовать свою свободу, если сам умеет ограничивать ее в определенной мере, уважая свободу другого.
Перед педагогами стоит сложная задача - изменить сознание человека, чтобы он освоил ценность правовой свободы, подготовить это сознание. При ответе на один из вопросов анкеты "Что ты знаешь о праве?", проведенной среди учащихся VI-XI классов школы №81, ребята определили основные ценности или права свободного гражданина: право на жизнь, право на образование, на защиту собственного достоинства, здоровья, на собственное мнение, на личную неприкосновенность, на собственность, на общение, на отдых, на уважение учителей, на помощь взрослых, учителей. Таким образом, автономность личности, чувства собственного достоинства, индивидуальность, способность реализовать себя, защищать и отстаивать свои права - ценности, к которым следует приобщать учащихся, чтобы воспитать свободного гражданина.
Мы начинаем правовое воспитание в условиях, крайне неблагоприятных для этого. В стране преобладает правовой нигилизм - неуважение к власти, к закону, потому что закон зачастую не уважает интересы граждан; правовой цинизм - те, кто принимают законы, сами их попирают; правовое невежество. Кроме школы "учебной", существует также школа улицы, школа семьи, школа средств массовой информации, откуда нередко "льется поток грязи и насилия" и где порой обучают не правовым формам действия. Добавим еще одну, далеко не всеми осознаваемую проблему: оказывается, жить в свободе значительно труднее, чем в несвободе, поэтому правовое воспитание с самого начала находится в очень сложной ситуации.
Итак, основная проблема правового воспитания в современной школе - переход от произвольной свободы в действиях всех участников образовательного процесса: родителей, администрации, учителей, чиновников, которые управляют образованием (в хорошем смысле управляют), к правовой свободе. Если речь идет о воспитании свободного гражданина, а это и есть ключевая идея НГСО, то средствами введения в учебный процесс еще одного предмета эту свободу не вырастить. Необходимо, чтобы вся система образования была направлена на востребование свободы ребенка, а это означает: уход от авторитарной педагогики, преобразование всей технократической системы образования в направлении гуманизации и гуманитаризации. В прежней системе образования мы не сможем вырастить свободного ребенка и, тем самым, стать свободными учителями. Чтобы осознание ценности свободы и ее обретения в образовании состоялось, необходимо системное правовое воспитание, которое направлено на воспитание человека как субъекта права. Он должен узнать свои правомочия, т.е. границы предела своих прав; быть готовым реализовывать свои права; иметь определенный правовой статус, т.е. полноту своих прав и вытекающих из них обязанностей.
Правовое воспитание должно быть направлено на свои цели, но достигаемые, реализуемые цели правового воспитания становятся средством для решения других целей; а именно:
- воспитание субъекта деятельности - человека, который самостоятельно, осознанно, целенаправленно осуществляет свою свободу;
- воспитание правовых чувств как основы к развитию правовой культуры, предполагающей диалог с учеником и подразумевающей овладение учителем и учеником ценностно-ориентационной деятельностью.
- воспитание культурной компетентности (не просто знать о культуре, а быть в культуре).
Таким образом, основа правового воспитания является основой всех других форм воспитания: нравственного, физического, трудового и т.д. Система образования обеспечивает процесс социализации детей через обучение детей, воспитание и развитие каждого ребенка. Следовательно, результат правового воспитания должен быть выражен в педагогических качествах личности: в ее правовой социализации; образованности; обученности; воспитанности; развитости. Совокупность этих показателей, если они реализованы, является правовой культурой личности. Воспитание ребенка в этом духе означает, что он становится гражданином, борющимся за демократизацию общества, а это является средством решения не только основной проблемы России, но и глобальных проблем человечества: выбор между насилием и свободой.


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru