ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Проблемы искоренения дискриминации и воспитание толерантности в школе.
Мазгарова Н.Г., директор школы № 85
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российской школе является развитие правового образования. Необходимость укрепления отношения к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в обществе становится очевидной.
Современная школа должна научить учащихся умению отстаивать свои права, уважать чужие, знанию основополагающих правовых норм и умению использовать возможности правовой системы государства.
Правовое воспитание в школе должно способствовать личностному самоопределению ребенка: "Кто я? Какой я? Чего я хочу?"
Необходимость действовать с учетом позиции других людей (а это есть формирование установок толерантного сознания субъектов образовательного процесса), с учетом правовых норм становится условием для развития "Я" школьника относительно "я" других людей.
Правовое воспитание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на уроках благодаря научному содержанию учебных дисциплин (школьных предметов) - это развитие представления о себе и Я - концепции.
При применении правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего идентичного: способность видеть конкретное через призму норм (общепринятых правил поведения или "писаного" закона в данном случае не имеет значения) - совершенно уникальная способность, возникающая в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления: критическом.
Критическое мышление следует формировать в образовательном учреждении у всех участников образовательного процесса. Один из способов формирования такого мышления - взгляд на все процессы, происходящие в школе, с точки зрения наличия или отсутствия дискриминации и толерантности.
Пожалуй, редкий учитель или руководитель образовательного учреждения признает, что в его классе, школе проявляется дискриминация. Но реальности сегодняшнего дня таковы, что, увы, дискриминация имеет место быть практически повсеместно. Есть формы дискриминации, "принадлежащие" всей системе образования: неприятие субъектности ученика в его праве выбора учебных дисциплин, программ, форм, методов, сроков обучения. Исключения здесь лишь подтверждают общую тенденцию.
Есть такие формы дискриминации обучающихся, которые можно выявить и преодолеть на уровне отдельно взятой школы:
- широко распространено и укоренено в школах отношение к ребенку в зависимости от его учебной успешности ("отличник", "хорошист", "двоечник", "сильный", "слабый", "средний" ученик);
- педагоги не знают, не принимают детскую и молодежную субкультуру, вообще отрицают ее как таковую, (а говорят, в хорошей школе большинство учителей "билингвы", т.е. они знают язык другой субкультуры, ориентируются в ее обычных правилах);
- нередко отношение к учащемуся определяется социальным статусом его родителей;
- встречаются факты дискриминации детей по национальному признаку.
Перечень форм дискриминации в школе на уровне педагог-ученик можно продолжить. Причем, у педагога имеется достаточно умений завуалировать факты дискриминации.
Мы часто нетерпимы к детям, не хотим или не умеем их понять, не ценим ребенка за самобытность. Просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем ее чем-то неразвившимся, несерьезным, каким-то суррогатом.
Может быть, дети только поэтому так хотят вырасти, что подсознательно надеются приобрести положенные взрослым привилегии и таким образом выйти из своего дискриминированного положения?
Причина дискриминации кроется в интолерантности сознания взрослого (педагога, родителя). Интолерантное сознание взрослых не может способствовать формированию толерантности обучающихся. Интолерантность обучающихся проявляется в формах резкого неприятия, нетерпимости и агрессии в отношении всего и всех, что не укладывается в рамки их представлений, основанных чаще всего на бытовом уровне.
Формирование установок толерантного сознания заключается в воспитании терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
В подростковом пространстве многие поликультурные этнические традиции разрушены. Сегодня этническая нетерпимость (даже по отношению к "братьям славянам") - реально значимая форма проявления ксенофобии в виде этноцентризма (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной этногруппы как эталонной), этнофобий (антисемитизм, кавказофобия). Самая уязвимая сфера межличностных отношений - сфера отношений между различными этническими группами.
В подростковом возрасте проблема этнической идентификации одна из ключевых. ("Из каких я буду? Какого роду племени?"). Исследования и просто житейские наблюдения показывают, что в детской и подростковой среде распространена дискриминация в виде оскорбительной лексики, пренебрежительного отношения к людям другой культуры, религии. В первую очередь это связано с неумением и нежеланием принять и понять "Другого" именно как "Другого". В большинстве своем школьники не могут даже представить себе, что перед ними другая культура - с иной, своей собственной логикой, особой логикой мышления и поведения.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь подростку осознать проблему понимания "Другого" именно как проблему, требующую чуткости и большого интеллектуального такта, научиться останавливаться там, где все, на первый взгляд, очевидно. Это умение остановиться, всмотреться в раскинувшийся вокруг яркий, разнообразный поликультурный ландшафт с непохожими людьми, видимо, и есть первый, наиболее трудный шаг в формировании толерантного сознания подростка.
Современному педагогу в формирующемся гражданском обществе России, где ребенок становится субъектом своего развития, уважение к личности ребенка, его достоинству, его запросам и интересам следует проявлять с определенных позиций: умение нести ненасилие, свободу, толерантность как компоненты школьного "климата", школьного правового пространства. Не должно быть предъявления условия: "Сделай то, что я считаю хорошим, и ты будешь хорошим (для меня - ?!)".
Существует психологический механизм позитивного толкования (восприятия) поведения, состояния ребенка.
Проиллюстрируем этот механизм:
Традиционное толкование |
Позитивное толкование |
Непослушание, дерзость
|
Самоуверенность, отрицание внешних авторитетов, неумение управлять собой. |
Способность сказать "нет".
|
Депрессия
|
Ощущение подавленности с преимущественно пассивной установкой, душевное уныние. |
Способность даже на мелкие конфликты реагировать глубокими эмоциями. |
Лень
|
Отсутствие прилежания, необязательность, слабость характера. |
Способность избегать требований обязательств, которые могли бы вызвать стресс. Отрицательные суеты. |
Подростковый алкоголизм
|
Переоценка своих возможностей, расторможенность, несдержанное поведение, склонность реагировать без размышления (переходящая в нарушение закона и преступления). |
Способность с помощью алкоголя на время делать конфликты терпимыми, способность порождать иллюзию защищенности, основанную на чувстве внутреннего тепла, и облегчать принятие собственной личности через ослабление торможения и тревоги. |
Для успешного применения в педагогической практике этого механизма педагог должен быть всегда позитивно настроен в отношении ребёнка, в отношении к другим людям (и своим примером этому будет учить детей).
Не приведет ли подобный механизм позитивного толкования поступков и состояния школьника к вседозволенности, к отрицанию общепринятых норм и т.д.?
Подобного не случится, если педагог -
разумный субъект образовательной деятельности, и не будет идею позитивного толкования возводить в абсолют. Вспомним слова Януша Корчака: "Каждый момент в его (ребенка) жизни достоин понимания и уважения, так же, как и в нашей, ибо для него он значим ничуть не менее. Необходимо принимать и то, что ребенок чего-то не знает, его Право (выделено нами) заключается в том, чтобы спросить и получить ответ, помощь. Если он хочет совершить выбор - не давайте ему свой, а предоставьте максимум возможных, известных вам, он выберет один и, совершив его, оценит себя".
Таким образом, наша педагогическая задача состоит в выявлении и последовательном искоренении форм школьной дискриминации. Это реальный путь в осуществлении глобальной жизненной ориентации современного подростка - принятии позиции терпимости и доверия, укоренении в школе и окружающем мире духа толерантности, воспитании отношения к ней как важнейшей ценности правового общества.
|