ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Становление правосубъектности ребенка в воспитательном пространстве школы
Мельчакова Н.Я., директор школы №33
Средняя общеобразовательная школа № 33 - муниципальное учреждение, обучающее всех детей микрорайона улицы Островского, определяет себя как "Школа для каждого ребенка". В школе обучается 1149 учащихся, трудится 87 учителей. Прием в школу осуществляется на основе общих правовых норм. Состав учащихся разнороден: 14 % - состав учащихся из семей с высоким социальным уровнем, 29% - с низким (ниже прожиточного минимума доходом и без образования). В полном соответствии с общей социальной ситуацией в школу приходят как дети после воскресных школ, детских садов, так и совершенно (в том числе психологически) не подготовленные к школе. Достаточно высок процент детей с хроническими заболеваниями: 45%. Разнородность детской среды школа рассматривает как позитивный фактор для развития образовательного процесса и приращения личностных качеств ученика.
В описанной ситуации выбор модели воспитательной системы (ВС) школы
чрезвычайно важная, стратегическая задача. Какие элементы должны лежать в основе воспитательной системы школы? В соответствии с концепцией школы, целями "Программы развития системы образования г. Перми до 2005 года", участниками школьного проекта была разработана модель выпускника школы, включающая:
- владение ЗУНами в соответствии с ГОС, необходимыми для поступления в ВУЗы и СУЗы;
- сформированность учебной деятельности (УД): умений ставить УЗ, планировать действия по ее достижению, работать с различными источниками информации, оценивать результат;
- сформированность потребности в продолжении образования, готовность к его продолжению;
- готовность к осуществлению профессиональной деятельности;
- готовность к выполнению своих гражданских прав и обязанностей; наличие необходимых правовых знаний; сформированность моральных норм общественно разделяемого поведения;
- готовность к ведению здорового образа жизни; сформированность устойчивого отрицательного отношения к наркомании;
- осознанная ответственность за моральное и материальное благополучие будущей семьи, рождение и воспитание детей.
Именно модель выпускника является системообразующим элементом ВС школы. Однако воспитание средствами такого образования возможно только на основе демократизации процесса, развития нравственно-правовых отношений в школе, а не любой ценой и средствами. ВС, лишающая ребенка необходимой информации, предоставления выбора, организации собственной деятельности, осмысленного участия в управлении процессом, в конечном итоге, приводит к формированию личности подчиненной, зависимой, конформистской, либо произвольно свободной, во всех случаях слабо приспособленной к условиям окружающей жизни.
Субъектность ребенка, ученика в школе - еще один системообразующий элемент ВС, осмысливая который необходимо понимать, что суверенность, субъектность человека должна быть защищена правом.
Право не реализует мысли и чувства человека, но может определять общественное дозволение его деятельности, является сущностной характеристикой человека. Право защищает развитие самостоятельной деятельности человека, позволяет ему развиваться самому и создавать средства и условия своего существования. Таким образом, оформляется третий системообразующий элемент: правовая свобода ребенка. Однако правовое воспитание через собственную цель включено в широкий педагогический контекст. Оно становится средством достижения общепедагогических целей.
Цели ВС: создание условий для развития свободной, активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.
Субъекты ВС: учащиеся, родители, учителя, при условии 1) обеспечения межсубъектного общения; 2) принятия общих задач в образовательном процессе и 3) разделения полномочий и ответственности в управлении образовательным процессом.
Содержание воспитательной деятельности
I. Учащиеся - субъекты образовательной деятельности.
Совместно с родителями выбирают содержание учебной, внеучебной деятельности.
В начальной школе в I-III (IV) классах выбирают: 1) систему обучения: развивающее обучение (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова; РО Л.В. Занкова; традиционное обучение (ТО) и класс интегрированного обучения (КИО) детей нормы и детей с особыми образовательными нуждами; 2) дополнительные предметы и курсы: риторику, ритмику, шахматы, права человека; 3) виды внеурочной деятельности: совет самоуправления учащихся начальной школы, календарно-обрядовые праздники; развивающие интеллектуальные игры, основы знаний по правам человека, спортивный клуб "Волшебный дракон", кружки на базе районного Дома творчества, детской библиотеки; школьная газета.
Проводится диагностика: в РО
учебной мотивации; сформированности УД; в ТО
сформированности мыслительных операций; в классе интегрированного обучения
освоение способов толерантного поведения; уровень здоровья.
В средней школе (V-IX классах) выбирают 1) систему обучения: РО Л.В. Занкова; ТО; экспериментальный класс интегрированного обучения по системе РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова; профильное обучение в ЦНО "Школа - ВУЗ" (IX класс); эксперимент МАРО (курс естествознания Е.В. Чудиновой) и др.; 2) дополнительные предметы и курсы: риторику, У-ШУ, научное общество учащихся (НОУ), МУК по допрофессиональной подготовке, права человека; поточное обучение по предметам: русский язык, математика; 3) виды внеурочной деятельности: совет параллели; традиционные школьные праздники; олимпиады; конкурсы; фестивали; спортивные состязания; предметные кружки: математика, история, экология, литература; спецкурсы; проектная деятельность; спортивные секции: баскетбол, У-ШУ, "Волшебный дракон", туристический, хоровой; прикладные кружки "Умелые руки"; кружки на базе Дома творчества.
Проводится диагностика: познавательных интересов; сформированности УД, ОУУН; выбора ценностных ориентаций; ШТУР; уровня здоровья.
В старшей школе (X-XI классы) выбирают: 1) общеобразовательный класс или профильное обучение на базе ЦНО "Школа-вуз"; 2) дополнительные предметы и курсы: риторику, предметные кружки, НОУ, МУК №4 (психология, бухгалтер, пользователь ПК, медсестра, дизайнер, швея, визажист); основы экономических знаний; гражданское и уголовное право; 3) виды внеурочной деятельности: совет старшеклассников; коллективные творческие дела; традиционные праздники; олимпиады; интеллектуальный марафон; конференция НОУ; спортивные состязания; детское движение; проектная деятельность.
Проводится диагностика: выбор ценностных ориентаций; уровень правосознания; АСТУР; профессиональное самоопределение.
Правосубъектность (субъект права, способный иметь права, быть носителем своих прав) ребенка реализуется:
- во владении информацией (что есть в школе, для кого, почему, что лучше и др.);
- в возможности участия, деятельности (могу попробовать и др.);
- в исполнении нормативных актов (положение о профильных классах, спецкурсах, о поточном обучении в V-VII классах, о прогимназических классах и др.).
II. Обеспечение деятельных форм организации учебной и внеучебной деятельности.
Составляющие части модели организационных форм учебной, внеучебной деятельности:
- самостоятельный выбор учащимися содержания, форм организации, критерия оценки результата;
- ситуация запроса;
- диалогическое взаимодействие;
- самооценка и рефлексивный анализ.
Данная модель распространяется как на виды учебной деятельности (РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, проектный, проблемный метод, погружение в среднем звене по эксперименту МАРО), так и внеучебной. Примером перерастания школьного "мероприятия" в "событие" является традиционный праздник "Святки". Каковы действия классного коллектива в организации события? Создание проблемной ситуации. Осмысление каждым участником события своего места в нем (принадлежности к какой-либо группе), степени участия, роли. Совместное целеполагание и планирование. Исполнение или собственно событие - праздник. Рефлексия. В результате осмысления и анализа деятельности составлены рекомендации, которые помогут в создании новых событий.
Именно в деятельности рождаются прецеденты, требующие правовой оценки. Столкновение интересов порождает правило, норму взаимоотношений.
Механизмом развития правосубъектности выступают "Правила школьной жизни", разрабатываемые в совместной деятельности учащихся, родителей, учителей. Эти правила рождаются на основе разрешения сложившейся конкретной ситуации, поэтому создаются достаточно медленно - уже два года. Набор ситуаций текущей школьной жизни в целом достаточно ограничен, имеет повторения, поэтому создать правила возможно, гораздо труднее обеспечить следование им в повседневной жизни. Постоянная заинтересованная кропотливая оценка всеми сторонами возникшего нарушения принятого правила обеспечивает качество этого процесса. Работа над "Правилами" трудоемка, она требует знания и осмысления "Конвенции о правах ребенка", закона "Об образовании", Устава школы и других документов.
Затруднения вызывает и формулировка правил. По сути дела необходимо единое понимание смыслов слова, стоящего за каждой формулировкой. Важно также максимально конкретизировать, уточнить правило, распространить его справедливо на всех участников события. Тем не менее, Правила придают отношениям внутри школы более определенный характер, чем, например, призывы к нравственным отношениям. Некоторые проблемы в жизни школьного коллектива, регулируемые Правилами, требуют дополнительной и серьезной проработки. В таком случае появляются школьные проекты. Один из них: проект по искоренению ненормативной лексики в школьном сообществе (руководитель Горбунова Л.П.). В ходе реализации проекта предусматривается как исследование речевой культуры, подкрепляемое общетеоретической подготовкой (старший преподаватель кафедры русского языка ПГПУ Соловьева О.Е.); так и психологических аспектов вербальной агрессии, конфликтности. Включение в проект учителей, учащихся и их родителей (руководитель
член родительского совета школы Мангасарова И.А.) позволяет надеяться на улучшение коммуникативной среды, укрепление статуса школы на основе повышения общей культуры ученика.
Для развития правовой культуры ученика, учителя необходимы и специальные действия, условия обеспечения. Так, ребенок, с рождения обладающий произвольной свободой, самоволием, к школьному возрасту не обладает в полной мере способами речевого взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций. Задача освоения этих способов должна решаться последовательно и системно и не только в плане нахождения смысловых конструкций, но и, более того, на основе толерантного сознания и поведения. Коммуникативные аспекты толерантности в большой мере рассматривает предмет "Риторика диалога", включенный в учебный план школы (учебное пособие "Риторика диалога". Части I, II, III и IV. Авторы: Чудинов Ю.В., Чудинова А.Р., учителя школы № 33).
В воспитании толерантности придерживаемся точки зрения Стернина И.А., исследования которого позволяют утверждать, что основой формирования установок толерантного сознания является формирование коммуникативной толерантности. Предмет "Риторика диалога", тренинги по толерантности становятся сущностно значимыми формами освоения правовой культуры учащихся, учителей школы.
Присвоение норм правовой свободы происходит через правовую образованность участников процесса. Считаем, что проблема снижения гражданской активности, патриотических чувств и действий, обозначаемая на уровне государства, во многом порождена отстраненностью ребенка, человека от правовых знаний. Учебный предмет "Право" входит в учебный план VIII, IX классов, включает лишь 22 урока на изучение и освоение прав человека. В учебный план школы введен непрерывный курс по правам человека со II по IX класс, в X-XI классах со следующего года планируем организацию профильного класса по данному направлению.
Общие задачи:
- создать условия для познания ребенком себя как индивидуальности, познания законов общественной жизни через понимание значимости другого и признания его прав на доброе и справедливое к себе отношение для усвоения соотношения: Я - ТЫ - МЫ, развития потребности договариваться, овладения умением приходить к согласию, совместному решению по трудному вопросу, вырабатывать общие "правила игры" и жить по этим правилам;
- помочь научиться принимать индивидуальное решение, выстраивать свое поведение, чтобы не быть в конфликте с собой и добиваться признания, успеха в сотрудничестве.
Правовая образованность сама по себе не обеспечивает правовой социализации ребенка. Необходимо моделирование ситуаций, в которых он мог бы "упражняться" в нормах правовой свободы, толерантности. Окружающая жизнь в целом обучает неправовым формам действия, более того, исследования особенностей коммуникативных норм и традиций в русском общении показывают низкий уровень толерантного поведения. "Российское мышление более привычно к бескомпромиссности, непримиримости, спору, столкновению взглядов" и т.д. (Стернин И.А.). Тем значимее в школьном социальном взаимодействии осваивать нормы другого поведения. Лишь контрольно-запретительные, осуждающие способы неприемлемого поведения - слабая линия обеспечения. Поиск средств освоения правовых норм, толерантного сознания привел к освоению формы школьных дебатов. Дебаты - более привычная форма для стран с другой коммуникативной культурой, принимающей публичное демократическое обсуждение различных проблем. Для наших учащихся, осваивающих нормы спора, дискуссии, она вызывает затруднение, не достает традиций, норм, правил организации. Дебаты, по принятой нами формулировке,
публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на проблему. Дебаты, кроме несомненного общественного и гражданского значения, оказывают большое обучающее воздействие. Дебаты как учебная форма являются комплексным средством эффективного формирования целого ряда коммуникативно-риторических навыков.
Центрально-смысловым ядром освоения правовой свободы учащихся является школьное самоуправление. Термин "самоуправление" употребляется нами как общепринятый в педагогической литературе, хотя в его точности и применимости в реальном образовательном процессе говорить пока нельзя, поскольку самоуправление учащихся предполагает прохождение им стадий осмысления проблем, целеполагания, самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции. Самоуправление в полном смысле слова должно касаться как учебного, так и внеучебного процессов. Если во внеучебной деятельности можно говорить о выборе самим учащимся клуба (шахматный, туристический, у-шу, интеллектуальный), кружка по интересам и др. и отчасти пройти отмеченные стадии самоопределения и самоуправления, то в учебной деятельности все сложнее. Ребенок, осваивающий учебный предмет (кроме системы РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), не может планировать, выбирать содержание, организовывать деятельность в полной мере, хотя отдельные учебные методы это предполагают. Действительное самоуправление может распространяться в большей мере на участие в управлении классом, школой через органы ученического управления. Именно в органах управления (совет начальной школы, совет старшеклассников) развиваются способы самоорганизации, качества самоуправляемой личности. Именно здесь расходится, на наш взгляд, понимание смыслов терминов "самоуправление" и "детское управление" в школе. Требует осмысления также вопрос о том, какие качества в ребенке могут развиться на основе детского управления. Видимо, следует рассмотреть в целом совокупность качеств умелого организатора-управленца.
Несомненна ценность социального опыта ученика, когда он участвует в выборах в Советы разного уровня (форма выборов требует знания существующих систем выборов и др., распределения ролей, определения зон ответственности и др.; наиболее значимой функцией является рефлексивная оценка своих действий, для проведения которой должны быть созданы определенные условия). Работа с органами детского управления требует значительных усилий по обучению детей законам и способам управления. Этапом детского управления в школе на сегодняшний день является поиск подходов к его освоению и организации, формулирование задач детского управления.
Управление воспитательной системой школы осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали отношений. Каждый управленческий орган осуществляет по отношению к управленческому объекту функции управления. Особенности организационно-содержательной структуры управления определяются главными задачами ВС школы такого типа. Организационная структура управления ВС включает конфликтную комиссию, состоящую из учащихся, учителей школы. Задача конфликтной комиссии: рассмотрение проблемных зон в отношениях детско-взрослого коллектива по заявлению участников, квалификация позиции участников с точки зрения законоположений. Задачи определения виновности или вынесения решений у конфликтной комиссии нет.
Создана также научно-практическая лаборатория с задачами: 1) разработки и апробации инновационных программ, в том числе по правам ребенка; 2) освоения технологии РО в средней школе, в том числе эксперимент МАРО; 3) реализации экспертной деятельности классов интегрированного обучения; 4) разработки показателей освоения компетентностей.
В систему горизонтальных отношений управления входят временные творческие группы (ВТГ) - совет школьного проекта, совет дела и др. с соответствующими задачами.
Что можно рассматривать в качестве результата создания школьной воспитательной системы на основе правовой культуры? Выделим несколько уровней результата.
|