ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Диалог как средство развития правовой культуры в школе
Минеева С.А., к.филол.н., доцент, ведущий методолог ЗУУНЦ г. Перми
"Образование есть, прежде всего, реализация ресурса свободы каждого человека, а не всеобщая образовательная повинность". Однако реализовать свой "ресурс свободы" в образовании может только субъект полноценной образовательной деятельности, способный к осознанному и свободному самоопределению, реализации в этой и других формах деятельности своих потребностей и целей. Поскольку субъектами не рождаются, ими становятся в общественно необходимой коллективно-индивидуальной (или коллективно-распределенной) деятельности (Л.С. Выготский), то складывается субъект в процессе общения с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Итак, развитие субъекта возможно только через диалог и совместную деятельность с другими субъектами, во взаимодействии с объектами, познавая и исследуя которые, человек развивает свои способности, потребности, цели, оценки и т.д. В философском смысле диалог - это форма проявления диалектического единства коллективистской и индивидуальной сторон сущности человека, он и есть способ разрешения этого противоречия (Чурилов И.И.). В риторическом смысле - это особая форма риторического текста, которая "может иметь форму потенциального диалога (адресный монолог), потенциального диалогизированного монолога (адресный монолог, включающий различные точки зрения, бытующие в аудитории, а также приемы и способы реального диалога) или реального диалога (разных жанров: беседа, обсуждение, спор и др.), который создается равноправными участниками общения на одну тему в ходе доказательства истинности или ложности тезиса. Все выше сказанное относится к устному и письменному риторическому тексту. Диалог возможен, если каждый из участников имеет формально равное право на обсуждение темы (проблемы). Известно, что право обеспечивает оптимальное развитие человеческой свободы в общественных отношениях.
Диалог в образовательной деятельности обеспечивает развитие субъекта, его свободы и равноправности, тем самым способствуя демократизации образования. Но чтобы осознание ценности свободы и равноправности, потребности их обрести состоялось, необходимо воспитание ученика как субъекта не только разных форм деятельности, но и субъекта права (его правосубъектности), способного иметь права, быть их носителем, знать границы, пределы своих прав. Помимо правоспособности, важно воспитание готовности реализовать свои права, т.е. дееспособности. По существу, диалог является механизмом и средством становления личности и гражданина, способом становления гражданского общества.
В принятой Генеральной Ассамблеей ООН "Декларации о культуре мира" диалог рассматривается как основная форма полного становления и утверждения культуры мира, она "проявляется в ценностных установках, мировоззренческих взглядах, типах поведения и образах жизни, которые способствуют распространению идеалов мира среди отдельных людей, групп и народов. Особенно важно в этом процессе поощрение демократии, развитие и всеобщее уважение и соблюдение всех прав человека и основных свобод; предоставление людям на всех уровнях возможности развивать навыки диалога, переговоров, формирования консенсуса и мирного урегулирования разногласий".
Кроме того, диалог востребован и как механизм воспитания человека в духе толерантности. Именно в школе ученики осваивают, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, именно в школе возможно поощрение их стремления к защите прав других. "Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений". "Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека".
Итак, мы видим, что диалог как оптимальный мирный тип отношений человека и человека, этносов, государственных и иных систем, социальных институтов, современной и классической культуры становится альтернативой самоубийства человечества (М.С.Каган). Исходно такой тип отношений связан с правовой культурой личности и общества. Освоение правовой культуры невозможно средствами отдельных учебных дисциплин, даже если они осуществляются диалогически. Необходимо, чтобы весь процесс воспитания личности (индивидуальности) строился как полноценный диалог всех субъектов образования, направленный на востребование свободы ребенка. Только свободный ребенок может стать гражданином, способным осуществлять и бороться за демократизацию общества. А это является особой формой ответственности и средством решения глобальных проблем человечества: сделать выбор между насилием и свободой.
"Перефразируя : изречение Сартра, что человек - это существо, "приговоренное к свободе", я сказал бы, что ныне человечество "приговорено к диалогу". Осуществление этого приговора - дело каждого из нас".
|