ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Реализация системы правового образования в начальной школе
Назирова А.В.
,зам. директора школы №33

Начальную школу в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО "следует спланировать и организовать как социальную среду со своим характером и ценностями, в которой различные ситуации, включая игры, помогут детям осознать свои права, свободно самоутвердиться и вместе с тем осознать свои обязанности, а также расширить и углубить на основе непосредственного опыта свое понимание принадлежности ко всем большим и малым общностям - семье, школе, затем к местной общине, национальному и мировому сообществу".
В нашей школе начальные классы не изолированы от других ступеней, поэтому все процессы, происходящие в ее стенах, затрагивают и учеников I-IV классов. В какой мере младший школьник может стать их участником? Насколько учитель начальных классов готов к реализации школьной системы правового образования?
Становление правовой культуры предполагает развитие у ребенка правовых знаний и правовых чувств, освоение им основных прав и свобод как основной для себя ценности, приобретение потребности и умений договариваться и согласовывать свои действия с другими. Эту задачу нельзя решить усилиями отдельных педагогов, средствами одного какого-либо предмета. Воспитание у ученика правовых чувств, приобретение им опыта правомерного поведения зависит от общения с разными людьми, от всего уклада школьной жизни.
Если ребенок увидит внимание к себе, почувствует, что в школе его принимают, уважают, у него появится доверие. Но всегда ли мы готовы выслушать ребенка, не оборвать его, принять таким, какой он есть? Понимаем ли его потребности, учитываем ли его интересы? Правовое обучение позволяет школьнику овладеть системой правовых знаний, но приобрести на ее основе нравственные привычки ребенок может только в деятельности. Например, детям можно много говорить о важности и необходимости сострадания, милосердия. В реальной же жизни они могут пройти мимо человека, нуждающегося в утешении, помощи. И не потому, что дети равнодушны или злы. Они могут не осознавать сложности ситуации, не уметь помочь. Наличие в классах школы детей-инвалидов создает для здоровых детей возможность ежедневно оказывать поддержку, проявлять заботу: один помогает Мише одеться на прогулку, другой - пройти в столовую, третий на переменах учит играть в мяч. Причем, принимая "инакость" ребенка-инвалида, школьники становятся более терпимыми и к здоровому сверстнику.
В ходе изучения программы курса "Учусь принимать решения" дети узнают, что для принятия решения необходимы: компетентность (в той области, в которой принимается решение); жизненный опыт (я так уже пробовал); ответственность (я могу принимать только то решение, за которое могу нести ответственность сам); предвидение последствий того или иного решения. На последнем уроке третьей четверти третьеклассники вывели алгоритм принятия решений. В конце урока им было предложено спланировать свои каникулы, опираясь на созданный алгоритм.
Когда знания, полученные на уроке, переносятся в практику повседневной жизни, воспитывается способность к самостоятельному волеизъявлению, выражению своих притязаний в соответствии с потребностями и возможностями, с учетом уважения интересов окружающих.
В настоящее время в школе реализуются различные проекты. В прошлом учебном году в классах, в которых осуществлялось изучение правового курса "Учусь договариваться", появились "Правила школьной жизни", в которых ребята попытались упорядочить свою жизнь, чтобы ничто не мешало каждому комфортно чувствовать себя в школе и в лучшей степени реализовать свое право на образование. В классах, где не проводились подобные уроки, создать правила не удалось, т.к. ни дети, ни их учителя не имели опыта участия в демократических процедурах по их разработке. Поскольку в этом году курс введен уже во всех II-IV классах и сразу восемь педагогов начальной школы участвуют в его реализации, появилась возможность создать Правила не только в своих классах, но и в школе. Важно отметить, что в данной работе ценен в первую очередь не сам ее продукт в виде "Правил:", а приобретение детьми опыта участия в различных процедурах по их созданию.
Какие умения приобретают наши младшеклассники? Дети учатся анализировать проблемы, ситуации. Например, выбрав проблему, наиболее характерную для их класса, дети решают исследовать, насколько она актуальна для остальных. Составляются опросники в различных формах:

  • открытого анкетирования (Что мешает тебе комфортно чувствовать себя в школе?),
  • закрытого анкетирования (Ты носишь в школу вторую обувь. Почему? а) заставляет учитель; б) мама ругает; в) в школе должно быть чисто; г) мне так удобнее);
  • в виде недописанного тезиса (Когда я думаю о своем классе, то:), сочинения (Что такое справедливая школа?),
  • в виде ранжирования (записать в порядке значимости для тебя),
  • в виде шкалирования (полезно ¬ ¾ ¾ ® вредно).
При этом учащиеся знакомятся с различными методиками исследования, учатся формулировать вопросы так, чтобы можно было выявить суть проблемы. Проводится непосредственно сам опрос. Собранные данные обрабатываются, выделяются наиболее типичные ответы. Обсуждаются возможные причины существования проблемы, выдвигаются предложения по ее решению, которые затем формулируются в виде правила.
Каждый класс предлагает в общий проект одно или несколько правил, разработанных в классе. Таким образом, создается проект правил школьной жизни, который в дальнейшем обсуждается в каждом классе. В проекте представлены не только правила, разработанные детьми, но также и правила, предложенные родителями и педагогами. В обсуждении проекта принимают участие также все участники образовательного процесса, внося свои дополнения и изменения.
Затем к работе приступает согласительная комиссия, в которую входят представители каждого класса. В конце года "Правила школьной жизни" предполагается принять на конференции учащихся, педагогов и родителей.
Организация деятельности учащихся по разработке проекта позволяет:
  • соизмерять учащимся свои поступки с законами, с интересами и потребностями других людей;
  • создать в школе реальные условия для становления учащихся как активных деятелей, способных исследовать и решать существующие проблемы;
  • приобрести детям опыт коллективного решения проблем, овладеть навыками социального взаимодействия;
  • заложить основы школьного самоуправления;
  • а также соединяет процессы правового обучения и правового воспитания в единую систему.

написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru