ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
"Свободный гражданин" и проблемы его воспитания
Синица И.П., директор школы № 96
Свободный гражданин:. Какое емкое словосочетание, в нем видится гордый и счастливый человек. Гордый и счастливый тем, что любит, любим, понят, принят, реализован. Вокруг нас много людей, но много ли среди них таких? Свободны ли они?
Философская максима "свобода" подразумевает самоопределение, активную общественно-полезную деятельность, осмысленно-уважительное отношение к правам своим и других людей, нравственную зрелость.
Великий И. Кант 200 лет назад писал: "Воспитание практическое или моральное должно образовывать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо.
Воспитывать значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах".
Возможно ли воспитание такого свободного гражданина в современной школе? Осмелюсь ответить: "Да. Трудно, но возможно". Но для этого необходимо решить несколько проблем.
Первая, на мой взгляд, проблема - проблема ЗАПРЕТОВ.
Широкому кругу воспитателей (будь то родители, учителя или еще кто-либо) процесс воспитания представляется системой запретов.
Дома, обремененным заботами о хлебе насущном родителям проще запретить ребенку что-либо, чем выслушать и понять его. В школе, как правило, ребята тоже привыкают к тому, что ими командуют, определяют, что нужно делать, а что нет. Как тут не вспомнить гениальное полунинское "Низ-зя!".
Запреты формируют в детских характерах такие отрицательные черты, как лживость, неискренность, скрытность; запреты порождают синдром "сжатой пружины", которая "ударяет" криминалитетом, наркоманией, алкоголизмом, проституцией, суицидами в худших случаях, а в лучших
появлением робких, пассивных граждан общества.
Вторая проблема - проблема противостояния, агрессии в обществе.
Как известно, ребенка воспитывают среда, общество, социум.
Сегодня приходится констатировать, что среда, в которой находятся наши дети, агрессивна.
В современном российском обществе высок процент граждан, нарушающих социальные и правовые нормы. Любители легкой наживы делают серьезную ставку на детей. Помимо этого, в большинстве своем, имея неудовлетворительные жилищные условия (до 70% учащихся нашей школы проживают в общежитиях), ребята много времени проводят вне дома, организуясь в агрессивные группы "разрушителей" и упиваются "свободой", предоставленной им взрослыми.
И, наконец, проблема третья, которую И. Кант назвал одной из труднейших в воспитании: "Как соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой".
Может ли современная школа решить эти проблемы? Уверена, да.
Для этого, на мой взгляд, требуются следующие действия:
- Целенаправленная работа администрации по формированию коллектива педагогов-единомышленников, владеющих методиками гуманистических систем обучения и воспитания и, как следствие, культивирование в семье и школе субъект - субъектных отношений.
- Противостояние агрессивной среде через широкую систему дополнительного образования, школьное самоуправление, через организацию созидательной деятельности детей в школе и социуме, вовлечение в эту работу родителей.
Решая эти проблемы, мы должны прийти к созданию свободной школы, школы, в которой все подчинено интересам ребенка, где свобода является главной составляющей образовательного процесса.
|