ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Роль социально-психологической службы в защите интересов и прав субъектов образования
Токарева М.В., директор МОУ "ППМС-центр" Свердловского района г. Перми
Гуманистическое образование предполагает изменение отношений между всеми субъектами образовательного процесса. Оно основано на новой этике, которая опирается на права и свободы человека как высшую ценность. В период перехода к новой системе образования возрастает роль социально-психологической службы, основными принципами которой являются бережное отношение к индивидуальности и решение всех проблем и ситуаций, исходя из интересов ребенка.
Образование -
сложный и продолжительный во времени процесс. В нем происходят значительные изменения развития личности ребенка, связанные с возрастными периодами и их новообразованиями. С другой стороны, изменяются и взрослые, непосредственно осуществляющие образовательный процесс. Педагоги развиваются профессионально, родители начинают иначе психологически воспринимать своих детей. Изменения в отношениях между взрослыми и детьми проходят не всегда гармонично.
Индивидуальные особенности ребенка также являются важным фактором, влияющим на межличностные отношения. "Индивидуальный подход" зачастую лишь декларируется, но отнюдь не реализуется на практике. Психологическая некомпетентность педагогов и родителей создает неблагоприятные условия для полноценного развития личности ребенка, сохранения его психического здоровья, влияет на ущемление его прав и игнорирование законных интересов. Все это считается так называемым "педагогическим фактором", порождающим круг проблем, с которыми сталкивается социально-психологическая служба образовательного учреждения.
Нередко проблемы, с которыми обращаются к психологу дети и их родители, связаны с прямым нарушением прав и ущемлением интересов "клиентов". В таких случаях специалистам (психологам и социальным педагогам) приходится вмешиваться в административные (управленческие) решения, обращаясь либо к администрации образовательного учреждения, либо к органам управления образованием.
Труднее всего осуществляется помощь детям и подросткам, обращающимся к психологу самостоятельно по проблемам семейных отношений. Прежде всего, речь идет о жестоком обращении с детьми в семье, где грубо попираются права ребенка, что ведет к эмоциональным расстройствам и серьезным нарушениям психо-соматического здоровья детей. Психолог оказывается в ситуации, когда необходимо с одной стороны, сохранить конфиденциальность, а с другой, защитить права ребенка.
В августе 2002 года в Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам создается отдел защиты интересов и прав детей. В нем будут работать такие специалисты как семейный психолог, педагог-психолог, социальный педагог, юрист. Прежде всего, работа отдела будет направлена на оказание помощи детям "группы риска" и находящимся в социально-опасном положении. Это не исключает заботу специалистов о соблюдении прав, свобод и интересов всех субъектов образования, в том числе и педагогов.
Несомненно, переход к гуманистическому образованию, отказ от стереотипов "учитель (взрослый) всегда прав", формирование новой системы ценностей, в которой интересы и права ребенка являются приоритетными, -
сложный и длительный процесс. Социально-психологическая служба каждого образовательного учреждения может многое сделать в целях преодоления напряженных, конфликтных ситуаций, возникающих в этот период. Использование специалистами разнообразных форм просветительской, профилактической и коррекционной деятельности призвано помочь всем субъектам образовательного процесса осознать новые гуманистические ценности и сориентировать их на гуманные правовые отношения.
|