ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГУМАНИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Подготовка к олимпиадам по праву как способ индивидуального продвижения учащихся и формирования правового пространства в школе
Филиппьева М.И., учитель истории школы №33
Основная нерешённая проблема страны, города, современной школы: отсутствие достаточной правовой культуры субъектов образования, которая порождает нарушения правовых норм, возрастающую конфликтность между педагогами и учащимися, правовой нигилизм, непринятие права как ценности. Основная задача "Программы развития образования города Перми до 2005 года" -
обеспечить последовательную и полномасштабную реализацию в системе образования города прав и свобод ребёнка в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка и другими правовыми документами, конкретизирующими права детей.
Освоение прав и свобод ребёнка в образовании является условием и основанием для становления субъектности всех участников образовательного процесса, так как субъектом может быть лишь участник равноправных отношений. При отсутствии признания правосубъектности учащегося в школе становится невозможным осуществление всех других составляющих НГСО и реализация целей гуманистической направленности. Данное понимание определило избранный школой №33 фокус развития: "Реализация субъектности учащихся на основе соблюдения прав и свобод".
Трудности в реализации правового образования через учебные курсы состоит в следующем: базисный учебный план 1995 года не предусматривает изучение права как отдельной учебной дисциплины. Правовой блок ограничен до одной из учебных тем курса обществознания VIII-IX классов и одного урока в теме "Политическая система и политическая жизнь" в рамках курса обществознания в X-XI классах. При данном объективном ограничении времени на преподавание права на сегодняшний день в качестве приоритета для современной личности сохраняется значимость знаний правовых норм, умений использовать свои права и возможности правовой системы государства.
Сохранение данного приоритета в полной мере возможно через городское и районное олимпиадное движение учащихся. Однако, предлагаемые там задания ориентированы на достаточно глубокий уровень знаний и практических умений учащихся, широкий правоведческий кругозор и интуицию. Сохранение же ситуации в общеобразовательной школе, какой она задана базисным планом 1995 года, с ограничением преподавания права рамками курса обществознания, пока неизбежно приводит к тому, что ребята общеобразовательной школы не могут конкурировать с учащимися специализированных гимназий и лицеев, а школы теряют возможность быть участниками подобных конкурсов и олимпиад. Стремление во что бы то ни стало стать участниками олимпиад подобного уровня со стороны школы (в лице администрации, учителя, родителя) приводит к ещё более недопустимому: учащийся, изучавший право на уровне отдельных тем обществознания, защищает "честь школы" через выполнение олимпиадных заданий, недоступных для уровня его подготовки.
Описанная ситуация определяет как задачу для администрации и педагогов: обеспечить включение учащихся общеобразовательной школы в олимпиадное правовое движение на достаточном уровне подготовленности. При рассмотрении данной задачи как локальной, возможным путём её решения становится программа индивидуальной подготовки учащегося по всем основным правоведческим дисциплинам. Подобный путь обеспечивает "знаниевый" компонент: формирует представление о праве как системе знаний, позволяет овладеть понятийным аппаратом предмета. Но в рамках обозначенного подхода для учащегося не предоставляется возможность осмыслить и принять способы правового поведения, заложить основы компетенций, достаточных для защиты прав и свобод личности, зародить уважение к праву.
Мы рассматриваем работу с одарёнными учащимися как способ их индивидуального продвижения и одно из направлений формирования правового пространства в школе. Это возможно, если для учащихся, интересующихся правоведческими дисциплинами и обладающих способностями к ним, создаются условия для самореализации на уровне класса, параллели, школы. В 2000-2002 учебные годы в нашей школе появились следующие формы: общешкольный ученический правовой клуб, дискуссии по правовым вопросам на уровне классов, созданы лекторские группы, ведется подготовка учащихся-лекторов, разрабатываются лекции для родителей, проводятся акции: "открытый микрофон", обсуждаются "Правила школьной жизни". Разработка и проведение лекций, организация акций правовой направленности обеспечили, с одной стороны, освоение учащимися правовых норм в деятельностной, практикоориентированной форме, с другой, стали одним из шагов в направлении создания правового пространства в школе.
Индивидуальным результатом таким образом организованной деятельности стало развитие у ребят -
будущих участников олимпиадного движения, способностей к анализу правовых норм относительно конкретной, актуальной в школе, а не абстрактно взятой, ситуации, развитие коммуникативных способностей, расширение правового кругозора. Целостный, практикоориентированный, системный подход к подготовке учащихся - участников олимпиад районного, городского уровня обеспечивает школе в течение трёх лет первое место в олимпиадах Свердловского района, участие и получение четвертого места в областной олимпиаде по праву, в течение двух лет призовые места школьной команде в городском конкурсе "Защита прав потребителей".
|