Работа с психологами-профконсультантами по освоению методики краткосрочного
психологического консультирования
Ившина Н.Н., Гатауллина О.А.
2001 год был традиционно интересен по тематике и уровню семинаров-тренингов, организованных Департаментом ФГСЗН по Пермской обл. для психологов-профконсультантов службы занятости.
Об одном из них, тренинге "Краткосрочное психологическое консультирование", проведенном в сентябре текущего года доцентом, к.п.н. С.-Петербургского института тренинга А.М.Яловым, хочется сказать особо.
Психотерапевтический подход, фокусированный на решении, родился в 80-х годах как альтернатива традиции глубинной психологии фиксировать внимание на проблеме и ее причинах.
Место вопросов "Почему это случилось со мной?" и "Кто виноват в этом?" заняли вопросы "Что можно сделать?" и "Кто мне помогает?". Акцент скорее на будущем, чем на прошлом, скорее на ресурсах, чем на проблемах, скорее на успехах, чем на неудачах.
Такая смена фокуса внимания резко преображает атмосферу разговора: вместо упреков, чувства вины, "опустившихся рук" - надежда и "свет в конце тоннеля". Такое настроение позволяет добиваться результата за более короткое время.
А.М.Ялов передал метод, что называется из рук в руки, т.к. сам был непосредственным участником обучающих семинаров, организованных Беном Фурманом и Тапани Ахолой, содиректорами хельсинского Института краткосрочной психотерапии, а также соавтором сборника "Краткосрочная позитивная психотерапия".
Работая на семинаре-тренинге над своими реальными, актуальными проблемами мы убедились в эффективности методики консультирования на собственном опыте. Этим и объясняется желание поделиться с коллегами, казалось бы, таким "несложным", но действенным методом.
Мы оформили методику краткосрочного психологического консультирования в той же логической последовательности, что построил свой тренинг А.М.Ялов, выделив следующие разделы:
- идеи краткосрочного психологического консультирования
- основные положения краткосрочного психологического консультирования
- блок работы над проблемой
- блок работы с целью
- блок работы с ресурсами
- блок работы с социальной сетью
В каждом блоке приведены упражнения и техники, направленные на реализацию задач, соответствующих определенному этапу консультирования. В то же время методика позволяет консультанту быть более спонтанным и креативным, т.к. ни одна из техник не является обязательной, и нет строгой очередности их применения.
Для того, чтоб перенести данный метод в практику психологического консультирования специалистов психологов было решено отработать навык применения техник в режиме тренинга.
Сэкономив довольно значительное время на изложении теоретического материала (предварительно выдав методический материал для ознакомления) мы провели однодневный семинар-тренинг для психологов организаций - партнеров службы занятости, занимающихся социально-трудовой реабилитацией инвалидов ( Центр профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, ПРООООИ "Поддержка президентских программ по делам инвалидов" ), профориентационным консультированием женщин, обращающихся на Биржу надомного труда
( "Союз женщин г. Перми" ).
Второй семинар-тренинг был проведен с участием Чиковой И.М. и Дементьевой Н.В., (так же участвовавших в тренинге А.М.Ялова ) для психологов-профконсультантов городской службы занятости. Каждый из нас вел один из четырех блоков и в течение всего тренинга являлся супервизором одной из четырех мини-групп, в которых отрабатывались техники и упражнения.
Участники обеих групп высказали мнение о том, что данная методика как в целом, так и ее отдельные техники достаточно интересны и могут успешно применяться в работе с различными категориями клиентов, испытывающих затруднения в трудоустройстве.
В 2002г. семинары-тренинги проводились для профконсультантов Областного центра профориентации и ряда отделов занятости Пермской области.
Считаем, что освоение данной методики будет интересно для социальных педагогов и психологов, работающих в общеобразовательных школах как с учащимися, так и с родителями по широкому кругу разнообразных проблем.
|