"Создание банка данных "Специалист" как средство повышения эффективности работы с незанятым населением"
Ваганова Е.В., профконсультант Краснокамского центра занятости населения
В Краснокамском городском центре занятости населения банк данных "Специалист" был создан в августе 1998 года. При создании банка мы решали три задачи:
- получение дополнительных вакансий;
- помощь специалистам, желающим сменить место работы;
- подбор персонала по заявкам работодателей.
Введение дополнительной услуги для населения было вызвано рядом объективных причин. Промышленному производству и коммерческой сфере требовались специалисты с высшим образованием и опытом работы, но не всегда на большую заработную плату. С другой стороны, низкая заработная плата, условия работы, вынужденные отпуска были причиной увольнения многих специалистов, вынуждали их уйти с прежней работы. Как правило, после увольнения по собственному желанию поиски работы затягивались на длительный период. С введением дополнительной услуги увеличилось общее число заявок от работодателей на подбор инженерно-технического персонала.
Кадровые работники предприятий и учреждений осуществляли отбор специалистов с помощью городских средств массовой информации. Так как самостоятельные поиски специалистов не гарантировали прихода на рабочее место профессионала, а уровень квалификации безработных, зарегистрированных в ЦЗН, не всегда соответствовал выдвигаемым требованиям. К 2000 году в связи со старением кадров на большинстве предприятий сформировался устойчивый спрос на выпускников ВУЗов.
Городской центр занятости после определения целей и задач деятельности банка данных "Специалист" провёл рекламную акцию, разместив информационные сообщения в местных газетах, на информационных стендах и в виде печатной информации для кадровых работников предприятий. Эта информация была передана в отделы кадров предприятий и учреждений при посещении их специалистами ЦЗН.
Первыми клиентами банка данных "Специалист" стали работающие граждане, желающие сменить место работы (бухгалтера, преподаватели школ города и др.).
После письменного обращения к руководителям высших учебных заведений г. Перми с просьбой информировать о выпускниках учебных заведений для их дальнейшего трудоустройства, в ЦЗН стали обращаться сами выпускники. При работе с этой категорией граждан обязательным стало составление резюме, психологическое тестирование и разработка индивидуального поиска работы с учётом не только дипломной специальности, но и смежных профессий.
Для качественного подбора кадров по заявкам работодателей привлекаются специалисты ЦЗН: профконсультанты, психологи, инспектор по профобучению.
Служба занятости пока единственный в городе центр, предлагающий широкие услуги по осуществлению профессионального отбора (подбора) персонала по заявкам и требованиям работодателей. Под такими услугами подразумеваются:
- составление и публикация резюме;
- подготовка претендента к собеседованию;
- психологическое тестирование (выявляющее особенности интеллектуальной психоэмоциональной сферы; профессиональные навыки и наклонности претендента). Кроме того, при необходимости могут быть применены психодиагностические инструменты для выявления заранее сформулированных профессионально желательных качеств претендента по заявке кадровых служб предприятий;
- психологическая поддержка и рекомендации клиенту на период адаптации в новом коллективе;
- при необходимости - повышение профессиональной квалификации (осуществляется поиск возможных вариантов обучения, стажировки,
- практики перед трудоустройством).
Часто бывает, что в системе "клиент - банк данных "Специалист" - работодатель" специалисты ЦЗН исходят из индивидуальных условий при трудоустройстве каждого отдельного клиента. Если существуют какие-либо шансы у претендента трудоустроится, в этом случае используются традиционные и новые формы стимулирования работодателей к трудоустройству гражданина.
На первом этапе формой учёта обратившихся граждан стал компьютерный банк, включающий основные сведения о кандидате (ф.и.о., возраст, адрес, сведения об образовании, знании компьютера, опыте работы, требованиях к будущей работе и оплате труда, потребности в информационно-консультационной помощи специалистов ЦЗН).
В дальнейшем (и в настоящее время) гражданин заполняет самостоятельно "Карточку претендента", а специалист дублирует эту информацию и собственные заметки о клиенте в Тетрадь учёта обратившихся в банк данных.
Заполненные карточки в алфавитном порядке раскладываются по профессиональной принадлежности.
В 1998 году в банк данных обратилось 111 человек. Из них 76 женщин. Из числа обратившихся 58 человек имели высшее образование. В 1999 году вновь обратились (1 человек. Из них 55 женщин. В 2000 году банк данных насчитывал 224 человека. 152 человека или 68% - женщины. 15 человек в возрасте до 29 лет.
В настоящее время банк насчитывает заявки свыше 200 клиентов.
Создание банка данных "Специалист" помогло ЦЗН повысить эффективность работы при заполнении вакансий, привлекло внимание кадровых служб предприятий и учреждений города к работе ЦЗН, позволило накопить информацию о перспективных специалистах из числа выпускников ВУЗов. По опыту работы банка данных "Специалист" были созданы банк данных "Надомная работа" и "Репетитор". Специалисты ЦЗН овладели новыми знаниями при ведении оперативного и качественного подбора кандидатов благодаря большой практике использования психодиагностических методик.
|