ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Профконсультирование в школе: формы, методы и актуальные направления Программа Совета 

Профконсультация немотивированных клиентов службы занятости.
Евдокимова Н.Н., профконсультант Осинского ЦЗН

Мотивы обращения клиента к профконсультанту-психологу.

В практической работе профконсультанта- психолога возникает необходимость классификации типичных профконсультационных ситуаций. Это помогает консультанту применить соответствующие ситуации формы, методы работы и получить более качественный результат.
Наш опыт работы показывает, что в качестве критерия выделения типа ситуации важно учитывать мотив обращения клиента за консультацией. Можно выделить следующие мотивы обращения клиентов к профконсультанту:

  1. Мотив неопределенности. Клиент не имеет собственного профессионального плана, но осознает необходимость своевременного решения проблемы, появляется необходимость своевременного решения проблемы, появляется потребность выхода из неопределенной ситуации.
  2. Мотив альтернативного выбора. Клиент имеет несколько вариантов профессионального плана и не знает, какой выбрать. Имеется потребность в отторжении одного из вариантов.
  3. Мотив подтверждения выбора. Клиент обращается за консультацией, имея сформированный профессиональный план, но при этом испытывает потребность его подтвердить.
  4. "Конфликтная ситуация". Клиент имеет профессиональный план, для осуществления которого имеются препятствия (внешние или внутренние), возникла конфликтная ситуация, из которой клиент самостоятельно выйти не может, но осознает потребность выхода из данной ситуации.
  5. Мотив самопознания. Клиент обращается за консультацией для реализации потребности в самопознании (узнать, на что он способен). Этот мотив чаще всего характерен для молодёжи 16-28 лет, для клиентов, решивших сменить профессию по каким-либо причинам, для клиентов, желающих получить дополнительное или новое профессиональное образование.

Отсутствие мотива обращения у клиента

В практике работы службы занятости встречается ситуация, когда клиент приходит к профконсультанту, руководствуясь дисциплинарными правилами и воспринимая ситуацию как принудительную:

  • "меня направили в ваш кабинет .., я не поняла зачем";
  • "меня направили в этот кабинет, но знаете, я очень спешу";
  • "мне сказали, я пришёл, но мне психолог не нужен";
  • "клиент молча достает визитку и другие свои документы, считая что его направили к очередному "инспектору-начальнику";
  • "знаете, честно говоря, стаж не хочется терять", "полис нужен", "нужна субсидия на квартиру", "алименты надо платить, а то судить будут",
  • "да, я всё понимаю, но вы всё равно ничем не сможете мне помочь".

Чаще всего в таких случаях клиент имеет слабое или полностью отсутствующее представление о том чем ему может помочь профконсультант службы занятости.
Работа профконсультанта в ситуации с немотивированным клиентом направлена на то, чтобы клиент ЦЗН, во-первых, осознал свои обязанности, во-вторых понял, что у него появилась возможность с помощью профконсультанта объективно разобраться в своих проблемах и с учётом всех обстоятельств принять правильное, разумное и взвешенное решение. Чем полнее и точнее клиент осознает свои мотивации, тем сильнее его власть над собственными поступками.
Варианты действий профконсультанта:
А. Не начинать работу с клиентом в ситуации, когда он выражает и показывает явное нежелание слушать и обсуждать что-либо, ограничившись договоренностью о том, что клиент может обратиться к профконсультанту в следующий раз при изменившихся обстоятельствах.
В. Не начинать работу с клиентом в ситуации, когда у него есть действительно важные причины, объясняющие отсутствие у него мотивации обращения к профконсультанту ("ждёт работодатель",
"иду на приём к врачу" и т.д.), напомнив клиенту при этом, что он может обратиться к профконсультанту по договорённости в другое время.
С. Профконсультант проявляет максимум профессионализма и создаёт ситуацию заинтересованности и активизации клиента, при которой возможно конструктивное взаимодействие профконсультанта и клиента. Что и как возможно сделать в этом случае?
Прежде всего, необходимо напомнить клиенту основные положения Закона о занятости населения РФ, права и обязанности клиента ЦЗН и более подробно виды содействия занятости безработным гражданам. Как правило, клиента привлекает какая-либо часть этой информации и появляется возможность дальнейшего разговора с ним.
Далее восполнить пробел незнания, непонимания клиента о том, какую конкретную помощь может оказать ему профконсультант, рассказать о видах профориентационных услуг клиентам в ЦЗН( профессиональная информация, профессиональная консультация, психологическая поддержка).При этом очень важно, чтобы информация подавалась не формально, а на языке, соответствующем социально-психологическому типу клиента.
При взаимодействии профконсультанта с немотивированным клиентом особое внимание желательно обратить на стиль общения. В описываемой ситуации желательно использовать "одухотворяющий" стиль - возвышающий личность, вселяющий в него веру в свои силы и личные качества. В результате клиент начинает осознавать, что ему предоставляется шанс хотя бы частично решить свои проблемы с помощью профконсультанта.
В описываемой ситуации отсутствия мотива обращения клиента к профконсультанту эффективен следующий инструментарий:
"Эффект визуального имиджа". Первое впечатление - самое сильное, поэтому обаятельный образ, элегантная манера общения, доброжелательный взгляд, улыбка. Всё это оказывает на клиента
положительное воздействие ещё до начала беседы. У него появляется желание продолжить разговор с консультантом.
"Эффект первых фраз".Закрепляется или корректируется первоначальное впечатление. Поэтому желательно иметь словесные заготовки - набор первоначальных фраз, ориентированных на соответствующие социально-психологические слои, возможные среди клиентов ЦЗН.
"Эффект аргументации". Прежде всего, это логика подачи информации. Которая сама по себе придает ей обоснованность и убедительность.
"Эффект квантового выброса информации". Это один основных риторических приёмов поддержания внимания личности. "Выбрасывая" через определенные промежутки времени порции "свежей" информации, можно держать слушающего как бы на привязи.
"Эффект релаксации". Расслабление и снятие напряжения у клиента. Классическим приёмом для этого является остроумие и юмор.
Вынужденное общение. а именно таковым является взаимодействие консультанта и клиента, очень энергоёмкое действие, требующее больших затрат эмоциональной, умственной энергии. Высокий позитивный эмоциональный накал консультации меняет мотивацию клиента. Психологическое удовлетворение позволяет клиенту выстроить и реализовать свой профессиональный план. Человек в отсутствии работы особенно нуждается в признании, похвале, значимости. Ему необходимо доказать самому себе, что он ничем не хуже окружающих. А может быть и лучше. Самое ценное то, что клиент получает возможность доброжелательного, позитивного, конструктивного общения и необходимые ему профориентационные услуги.


написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет


 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru