Содержание профориентационной работы профконсультантов центра занятости со старшеклассниками
Максимова ЛЛ., профконсультант Березниковского ЦЗН
В нашем городе услугами профконсультантов ЦЗН постоянно пользуются учащиеся школ. При городском комитете образования работает Центр психологической помощи, который тоже оказывает услуги по профконсультации. Но, к сожалению, он не может охватить данной работой всех учащихся школ.
В самом начале становления профориентации, как одного из основных направлений в деятельности ЦЗН, мы работаем со школами методом проб и ошибок. До создания информационно-методической базы профконсультанты выходили практически вовсе выпускные классы школ города с информацией о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях города, о возможностях выбора профессии. С этой информацией мы выступали на родительских собраниях, по итогам тестирования в выпускных классах проводили анализ профессиональных намерений ребят и общие выводы доводили до учителей.
После анкетирования выпускников 9-11 классов и проведенного анализа, полученных результатов мы организовали ярмарку учебных мест. На ней были реализованы интересные задумки. Представители училищ вели приём будущих абитуриентов, на стендах была представлена информация по всем профессиям, по которым велось обучение в училищах города. Сотрудниками ЦЗН был снят фильм обо всех училищах города и продемонстрирован на ярмарке.
В последние годы появилась возможность приглашать на ярмарку представителей учебных заведений области. Школьники могли познакомиться с некоторыми профессиями посмотрев видеопрофессиограммы. информационные папки, брошюры, получить подробную информацию об услугах Службы занятости. Но ярмарка не может заменить повседневной работы со школьниками.
В нашем ЦЗН есть реальные возможности удовлетворять запросы обращающихся к нам школьников так, как работают два профконсультанта в специально оборудованном кабинете, в котором есть всё необходимое: два компьютера, телевизор, видеомагнитофон, справочники для поступающих в профессиональные учебные заведения, профессиограммы, брошюры и информационные папки. В кабинете оформлен " Уголок выпускника", стенды "Куда пойти учиться". "В мире профессий". В кабинете проходят индивидуальные и групповые консультации.
Специалисты ЦЗН и представители образовательных учереждений провели совместный семинар и определили основные направления сотрудничества. После семинара возросла заинтересованность школ в проведении профориентационной работы не только с привлечением профконсультантов, но и силами самих школ.
В своей деятельности мы используем не только традиционные формы работы со старшеклассниками. По заявке одной из школ было проведено занятие по подготовке к Дню самоуправления. Школьники познакомились с основными приёмами самопрезентации при приёме на работу. Кроме того, у ребят появилась возможность узнать о ситуации на рынке труда, о проблемах трудоустройства в городе.
По инициативе загородного оздоровительно-образовательного центра "Дружба" был заключён договор о взаимном сотрудничестве с ЦЗН по проведению профориентационной работы среди 14-16 летних школьников. Дело в том, что в Центре "Дружба" была внедрена оздоровительно-образовательная профильная программ "Высокое слово - работа", в которой было выделено профориентационное напрвление. Согласно данной программы все смены были разбиты по сферам деятельности:
I смена -Человек -человек;
II смена - Человек -техника;
III смена - Человек-природа.
В соответствии с этим, Центру занятости было предложено провести профориентационную работу, причём формы и методы мы определили сами.
Очень активно ребята старшего возраста проходили тестирование на компьютере, многие из них впервые задали себе вопросы: " А что мне интересно?", "К какой профессии у меня склонности?", "Куда можно поступать после школы?".
|