Построение системы управления процессом профессионального самоопределения учащихся европейской школы "EX PROFESSO"
Захаров Н.Н., профессор, ректор ПСИ- филиала МОСУ,
Захарова Н.С., зам. директора Европейской школы "EX PROFESSO".
Куляпин А.С., начальник центра профориентации "Структура"
Система управления профессиональным самоопределением учащейся молодежи в образовательных учреждениях Ассоциации непрерывного гуманитарного образования "XXI ВЕК" является плодом 30-летних научных исследований и экспериментальной работы большого авторского коллектива: социологов, педагогов, философов, экономистов, психологов, медиков, профконсультантов и др
Реализованные в г. Перми системы управления профориентацией молодежи в Индустриальном, Кировском, Свердловском, Мотовилихинском районах в 80-е годы доказали правомерность и жизнеспособность системного подхода к профориентации. Именно с этого периода появилась "Пермская школа профориентации", получившая широкое признание в СССР (всесоюзные и всероссийские научно-практические конференции, золотые, серебряные и бронзовые медали, Дипломы ВДНХ СССР, издания научных трудов в Москве, распространение пермского опыта через приказы Министерства просвещения СССР и Министерства народного образования РФ, десятки тысяч распространенных методических и информационных материалов.
Для создания эффективной системы управления профессиональным самоопределением учащихся нами была создана система непрерывного образования, получившая название Ассоциация непрерывного гуманитарного образования "XXI век".
Ассоциация непрерывного гуманитарного образования "XXI век" - это 6 организаций: Координационный центр непрерывного гуманитарного образования, Средняя общеобразовательная школа "Европейская школа "Ex professo", Прикамский современный социально-гуманитарный колледж, Прикамский социальный институт, Центр профориентации "Структура", Прикамский социальный институт - филиала Московского открытого социального университета. (См. Схему 1). Цель, которую преследовали авторы системы, можно сформулировать так: создать единое образовательное пространство, в недрах которого формируется личность, обладающая как теоретическими знаниями, так и практическими навыками в процессе социально-профессионального становления.
В рамках данной системы функционирует три образовательных подсистемы, каждая из которых относительно самостоятельна и в то же время, тесно взаимосвязана с другими. При этом, последовательность и непрерывность осуществляются по принципу: первая подсистема есть необходимое условие существования двух других, а наличие и взаимосвязь последних, есть необходимое условие совершенствования первой.
Речь идет не только о взаимосвязи через внедрение, например, на уровне второй и третьей подсистем, сквозных учебных планов, а о создании скоординированного образовательного пространства, которое просматривается как специфика образования на каждой ступени (подсистеме), так и одновременно выявляется стержневая основа деятельности всей системы. Таким стержнем, на наш взгляд, выступает необходимая на данном этапе развития общества совокупность знаний о целостной картине мира, о диалоге культур и цивилизаций, связях экономического и общественного развития, об отношениях человека к миру, к будущей работе и практические навыки реализаций этих знаний.
Вокруг этого стержня и формируются предметные циклы, наполняющиеся содержанием в зависимости от образовательных задач конкретной подсистемы. Речь идет о едином пространственном поле, в рамках которого, происходит взаимодействие образовательных программ общих дисциплин или блоков дисциплин через поступательное развитие знаний, формирование межпредметных связей в системе стандартов школы, колледжа и вуза с использованием четко выраженных форм и методов преподавания и их постоянного совершенствования. Модернизация содержания образования, это путь ведущий к решению поставленной цели - формированию профессионального самоопределения личности. Формирование единого образовательного пространства это ведущее направление деятельности Центра профориентации "Структура", в состав которого входят: научно-методический отдел, психологическая, медицинская, социологическая, редакционно-издательская службы и др. (См. схему 2)
Рассмотрим работу каждой из подсистем и постараемся выделить механизм деятельности системы в целом.
Первая подсистема - "школа". Она включает в себя не только конкретную школу (средняя школа "EX PROFESSO"), а "школу" как систему подготовки и вхождения в подсистемы "колледж" и "вуз". Это:
а) собственно школа ("EX PROFESSO");
б) воскресный университет;
в) подготовительные курсы разного уровня.
Школа "EX PROFESSO" имеет изначальную направленность на гуманитарное образование. Исходя из координационного рабочего плана школа "EX PROFESSO" включает в себя программы основной, средней и элементы программ высшей школы и программы дополнительного образования.
Воскресный университет" - работает по субботам и воскресеньям со школьниками, которые учатся по профилирующим дисциплинам высшей школы и программам дополнительного образования.
Подготовительные курсы разного уровня работают по программам основной и средней общеобразовательной школы и программам дополнительного образования.
Все эти элементы системы "школа" связаны через комплексный отбор средств, форм и методов обучения и воспитания с учетом требований, предъявляемых к общеобразовательной и профессиональной подготовке, а направленность последней, на развитие во второй и третьей подсистемах. Координированный рабочий план включает в себя и стройную систему единых медицинских, психологических и других требований к как к будущим абитуриентам, так и студентам, завершаясь в комплексе требований к личности как специалисту. Например, школа "EX PROFESSO", начиная с 7-го класса, строит свое образование по программам основной школы с учетом федерального и регионального компонентов. Кроме обязательных предметов, учащимся предлагаются дисциплины гуманитарного цикла, такие как, основы психологии, экономики, философии, логики. Процесс общего самоопределения личности ученика имеет медицинское, психологическое, юридическое сопровождение. Уже на этой базе начинается развитие профессиональных интересов, формирование профессиональных склонностей и способностей. С 9-го класса, кроме обязательных предметов и основ перечисленных дисциплин, предлагаются элементы общеобразовательного вузовского компонента, включающего в себя философию, психологию, педагогику, логику, риторику, историю Отечества, экономическую теорию. Усиливается профессиональная информация, вступает в действие профконсультация и профвоспитание.
Часть школьников на данном этапе покидают школу и переходят на первый подуровень второй подсистемы "колледж". Здесь "школа" продолжается через преподавание школьных дисциплин и значительно усиливается профессиональная информация в целом.
В 10-11-х классах школьники продолжают учиться в соответствие с требованиями базисного учебного плана, углубленно изучают профилирующие предметы и вузовские дисциплины. На этом этапе происходит завершение проектирования профессионального плана и начала профессиональной карьеры. Через деловые игры, чтение спецкурсов по введению в специальность проходит апробацию профессиональный план, школьники проходят довузовское профессиональное обучение с анализом своих возможностей.
Также по данной схеме работает "воскресный университет".
После обучения в школе выпускники получают школьные аттестаты и сертификаты профессиональных знаний и становятся студентами колледжа или вуза, где и проходят профобучение, переходящее в трудоустройство и профадаптацию.
Таким образом, "школа" есть важнейшая подсистема целостной системы непрерывного образования в процессе профессионального самоопределения, без которой "колледж" и "вуз" не будут полноценно функционировать в полном объеме.
В составе "колледжа" как второй подсистемы можно выделить два взаимосвязанных элемента или подуровня. Первый из них есть образовательная ступень, соединяющая основную школу и колледж и позволяющая учащимся выбрать свой уровень подготовки, он включает в себя подготовку по программам средней общеобразовательной школы, основам дисциплин довузовского комплекса, через которые студенты получают профессиональную информацию, а также медицинскую, психологическую и юридическую помощь в профессиональном и социальном развитии личности.
Образовательное пространство Прикамского современного социально-гуманитарного колледжа позволяет не только реализовать единый подход к управлению профессиональным самоопределением, но и подойти к каждому студенту дифференцированно: создать индивидуальные планы работы, исходя из психологической, медицинской и познавательной оценки каждого студента, профессиональных интересов и т.д. За счет этого удается направить познавательную активность студентов на освоение личностного места в мире, реализацию своей мечты, помочь скорректировать профессиональные планы и карьеру. Структурные подразделения Центра профориентации направлены в своей работе на управление профессиональным самоопределением личности и опираются как на активность самих субъектов образовательного процесса, так и на интеграцию образовательных программ и их инновационную обеспеченность.
Совершенствование работы всей подсистемы "колледж" сказывается на качественных показателях. Среди них повышение уровня успеваемости и качества знаний учащихся, повышение активности студентов во внеучебных мероприятиях.
Колледж" - это подсистема целостной системы непрерывного образования. Одним из важных условий ее функционирования является, с одной стороны, завершенность школьной ступени образования, а с другой - предоставление студентам возможности продолжить обучение на этапе подсистемы "вуз".
Завершает систему непрерывного образования - подсистема "вуз". В данном случае речь идет о Прикамском социальном институте - филиале МОСУ, где профессиональное самоопределение студента через профобучение, трудоустройство и адаптацию как специалиста приобретает свою завершенность. (См. Схему 3)
|