ПОЛОЖЕНИЕ
Об опорной площадке по организации опытно-экспериментальной работы по профориентации Прикамского социального института
Статус опорной площадки по организации опытно-экспериментальной работы по профориентации Прикамского социального института (в дальнейшем ОП ПСИ) присваивается приказом ректора Прикамского социального института (далее - ПСИ) по представлению экспертного совета Центра профориентации "Структура" (далее ЦПО "Структура"). На данный статус могут претендовать образовательные учреждения, выдвинувшие инициативу, направленную на опытно - экспериментальную разработку новой практики профориентации и образования, отличающейся от существующей своими целями, содержанием, принципами и методами, организационной структурой, системой управления, оформленную в установленном порядке и прошедшую экспертизу специалистов.
Настоящее Положение устанавливает правовые нормы инновационной деятельности по профориентации, порядок прохождения на статус ОП ПСИ.
Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", нормативно - правовыми актами федерального и регионального уровней.
За основу принято типовое Положение об экспериментальной педагогической площадке Пермской области.
Положение предназначено для коллективов образовательных и других учреждений, выдвигающих прогрессивную социально-педагогическую инициативу.
I. Общие положения
1.1. На статус ОП ПСИ могут претендовать муниципальные и федеральные образовательные и иные учреждения (кроме ВУЗов), в которых возникает и оформляется практика профориентации, превышающая частично или полностью государственные стандарты, традиции и нормы большинства учреждений.
В качестве авторов социально-педагогической инициативы могут выступать отдельные граждане, педагогические, научные и творческие коллективы, а также научно-исследовательские и образовательные учреждения всех типов и видов, специалисты органов федерального регионального и муниципального управления, общественные организации и объединения, другие юридические лица всех форм собственности.
Авторство инициативы определяется непосредственным участием в ее разработке и практической реализации. В той мере, в какой инициатива представляет собой объект авторского права, на нее распространяется действие соответствующих норм гражданского, трудового и финансового права.
1.2. Статус опорной площадки предполагает:
- для функционирующих учреждений - одновременное протекание двух взаимосвязанных процессов: традиционного для данного учреждения и инновационного;
- для вновь создаваемых учреждений - разработку новых образовательных программ, систем управления, материально - технического обеспечения и других условий, способствующих реализации инициативы.
1.3. Необходимым условием предоставления статуса ОП ПСИ является наличие у коллектива определенного опыта работы в выбранном направлении и соответствующего творческого потенциала работников учреждения, претендующего на статус.
1.4. Темы исследований ОП ПСИ должны отвечать приоритетным направлениям развития экономики и образования Пермской области, г. Перми.
1.5. Статус ОП ПСИ предоставляется учреждению на время реализации замысла инновации, осмысления полученных результатов. Статус ОП ПСИ позволяет создать организационные, кадровые, финансовые условия для проведения актуальных исследований для Пермской области и г. Перми.
1.6.Статус ОП ПСИ предоставляется учреждению на срок от 1 года до 3 лет. При продолжительности эксперимента, превышающей 1 год, экспертный совет организует промежуточную экспертизу учреждения и заслушивает отчет руководителей работы. По завершению эксперимента осуществляется экспертиза и отчет учреждения на экспертном совете ЦПО "Структура".
II. Порядок получения статуса опорной площадки.
2.1. Выдвижение коллективом или индивидуумом системы новых идей, концептуальных положений, моделей, сопровождаемых программой опытно-экспериментальной работы, направленных на изменение содержания образования, технологий процесса профориентации, форм и методов управления.
2.2. Разработчикам проекта предоставляется право на:
- консультирование специалистами Прикамского социального института, ЦПО "Структура", привлеченными экспертами,
- информационное обеспечение проекта.
2.3. Педагогическая инициатива оформляется в виде заявки, которая подается коллективом инициаторов разработки проекта опытно-экспериментальной работы секретарю экспертного совета. Секретарь экспертного совета организует работу экспертов. Заявка должна содержать:
- титульный лист;
- концепцию проекта экспериментальной деятельности,
- смету опытно-экспериментальной работы.
2.4. Экспертный совет на своем заседании осуществляет рассмотрение заявки в течение месяца со дня поступления заявки.
2.5. В случае отклонения экспертным советом проекта, он может быть представлен на повторное рассмотрение. .
III. Требования к документам для заявки на открытие опорной площадки
Заявка, подаваемая секретарю экспертного совета, должна соответствовать следующим требованиям:
Все документы оформляются в одном экземпляре.
В описании должны быть представлены:
1. Концепция проекта.
2. Программа работы по этапам.
3. План работы на ближайший год.
Концептуальную основу проекта составляет социально - педагогическая инициатива или образовательная деятельность как способ развития социокультурной среды, учитывающий исторический опыт и современное состояние теории и практики профориентации, а также предполагающий внедрение нового содержания методов, форм организации профориентации и адекватных систем управления.
В концепцию входят:
- описание актуальности и новизны проблемы;
- характеристика объекта и предмета целенаправленных изменений, цели и задачи проекта с их обоснованием, намеченные пути, методы их реализации и критерии оценки ожидаемых результатов (результативности, затрат времени и др.);
- описание результатов уже накопленного в образовательном учреждении опыта работы в выбранном направлении;
- анализ контингента обучающихся;
- модель выпускника;
- анализ востребованности выпускников с планируемой подготовкой;
- кадровый потенциал;
- материально-техническое обеспечение;
- прогнозирование предполагаемых результатов;
- возможность трансляции (передачи) результатов в другие учреждения.
Желательно раскрыть связи проекта с другими разработками (проектами).
В программе работы должны быть конкретизированы основные задачи, направления деятельности по их решению, сроки и конкретные результаты по каждому этапу .
План работы (подробный) на ближайший год должен предусматривать соответствующие временные блоки программы с фиксацией подзадач, отдельных мероприятий и т. п.
В проекте должны быть отражены:
- система мер, обеспечивающая нормальное функционирование традиционного для данного учреждения;
- механизмы научного, методологического, финансового, правового, методического обеспечения инновационных процессов;
- формы и способы соорганизации и осуществления традиционного для данного учреждения и экспериментального направлений.
Кроме проекта опорной площадки могут быть представлены:
- новые учебные планы (при необходимости);
- перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию программы эксперимента;
- предварительные расчеты по кадровому, материально-техническому обеспечению эксперимента, проект расходования дополнительного фонда в соответствии с пунктом 4.1 данного Положения.
IV. Финансирование опорной площадки
4.1. Объем запрашиваемых средств обосновывается сметой и в процессе экспертизы может быть изменен по рекомендации членов экспертного совета.
V. Права и обязанности коллектива опорной площадки
5.1. Коллектив опорной площадки имеет право:
- на финансирование опытно - экспериментальной работы;
- на содействие со стороны Прикамского социального института в повышении квалификации педагогов и администрации в соответствии с заявленной концепцией эксперимента;
- на информационное и методическое обеспечение, связанное с опытно-экспериментальной работой со стороны ЦПО "Структура";
- на научное сопровождение экспериментальной работы (на договорной основе);
- на публикацию материалов экспериментальной работы в соответствующих изданиях;
- на защиту авторских прав путем регистрации социально-педагогической инновации.
5.2. Коллектив опорной площадки обязан:
- осуществлять опытно-экспериментальную работу в соответствии с заявленной концепцией и программой;
- обеспечивать проведение экспертного контроля в сроки, согласованные с ЦПО "Структура";
- оформлять результаты опытно-экспериментальной работы в виде авторских курсов, образовательных программ, методических разработок, рекомендаций и других печатных материалов.
VI. Контроль за деятельностью ОП ПСИ и деятельность учреждения после окончания сроков действия статуса ОП ПСИ.
6.1. Экспертный совет ЦПО "Структура" организует контроль за ходом эксперимента для проведения экспертных работ в сроки, согласованные с образовательным учреждением, но не реже одного раза в два года, в следующих формах:
- промежуточная экспертная проверка хода реализации проекта, с целью определить целесообразность дальнейшего продолжения опытно-экспериментальной работы;
- итоговая экспертиза, с целью диагностики результатов опытно - экспериментальной работы.
Инициатором проведения экспертизы может выступать администрация площадки.
6.2. По истечении срока эксперимента действие статуса опорной площадки Прикамского социального института у учреждения прекращается.
В случае успешного завершения опытно-экспериментальной работы и представления оформленных результатов коллектив учреждения может претендовать:
- на статус экспериментальной педагогической площадки;
- на продление эксперимента в случае обоснования необходимости и предоставления проекта дальнейшей экспериментальной работы, прошедшего экспертизу специалистов;
- на аттестацию учреждения, как учреждения нового типа (вида).
Предоставление того или иного статуса образовательному учреждению, успешно завершившему эксперимент, осуществляется в порядке, предусмотренном региональным положением об аттестации образовательных учреждений.
6.3. По истечении сроков эксперимента творческий коллектив предлагает свой опыт для использования другими учреждениями Пермской области и г.Перми.
|