Модель управления процессом профессионального самоопредленеия студентов
Захаров Н.Н., профессор, ректор ПСИ- филиала МОСУ,
Куляпин А.С.,начальник центра профоориентации "Структура"
Степанова В.Б., начальник учебного управления ПСИ- филиала МОСУ
В 1997 году в г. Перми создана система непрерывного образования, получившая название "Ассоциация непрерывного гуманитарного образования "XXI век". В рамках данной системы функционирует три образовательных подсистемы, каждая из которых относительно самостоятельная и в то же время, тесно взаимосвязана с другими. Завершающим звеном системы является вуз "Прикамский социальный институт - филиал Московского открытого социального университета", где профессиональное самоопределение студента как специалиста через профобучение, трудоустройство и адаптацию приобретает свою завершенность.
Прикамский социальный институт - филиал Московского открытого социального университета (ПРСИ МОСУ) создан в мае 1998 года, имеет лицензию № 16-683 от 23 апреля 1999 года Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и дополнительного образования по специальностям: лингвистика и межкультурная коммуникация, психология, социальная работа, социология, менеджмент, бухгалтерский учет, анализ и аудит, маркетинг, коммерция, логопедия, коррекционная педагогика и специальная психология.
Главная задача вуза как ступени системы непрерывного образования давать студентам высшее качественное образование.
Становление молодого специалиста можно рассматривать как один из завершающих этапов в процессе самоопределения человека. К окончанию обучения в вузе у молодых людей формируется определенная жизненная позиция, мировоззрение, нравственные ценности.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального развития специалистов представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа, формирования, развития и коррекции познавательной сферы и личности студента.
Процесс профессионального самоопределения условно делится на несколько этапов, первым из которых является диагностика. Диагностика включает в себя психологическую диагностику, педагогическую, медицинскую и собственно-профессиональную. Психологическая диагностика проводится в ПСИ МОСУ центром психолого-медико-социальной службы, созданным Ассоциацией непрерывного гуманитарного образования "XXI век".
Для обеспечения психического и психологического здоровья студентов в институте проводится мониторинг, позволяющий проследить социально-психологическую адаптацию к учебному процессу. По результатам мониторинга осуществляется индивидуальное и групповое психологического консультирование со студентами и кураторами. С первокурсниками проводятся групповые развивающие занятия в "Школе самопознания". Цель таких занятий - помочь студентам лучше узнать себя, свои личностные особенности, научиться понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
В рамках психологического сопровождения профориентационной работы в ПСИ МОСУ проводится психологическая работа с абитуриентами и студентами. Основные формы работы - беседы, профориентационные игры. Проводится психологическая диагностика профессиональной направленности и личностных особенностей студентов. Цель диагностики - дать информацию абитуриентам и студентам об индивидуально-психологических особенностях; сориентировать их на правильный выбор профессии и предупредить возможные ошибки в этом непростом вопросе. Психологической службой разработаны профессиограммы по всем специальностям, имеющимся в вузе. Профессиограммы включают в себя не только перечень нормативных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения основных задач и профессиональных действий, но и характеристику общих специальных и противопоказанных данной профессии личностных качеств, а также содержание и последовательность обучения и воспитания студента, которые позволяют достигать уровня профессиональной готовности.
Медицинская диагностика включает в себя указания о возможности обучения или работы по избранной профессии, рекомендации относительно неблагоприятных для здоровья профессионально-производственных факторов и наиболее целесообразных видов труда, профессиях, специальностях, а также лечебно-профилактический совет.
Для обучения студентов создана необходимая материально-техническая база, включающая в себя современное оборудование, программные и технические средства обучения.
На сегодняшний день особо возрастает роль инновационных технологий обучения. В Прикамском социальном институте - филиале МОСУ для этого есть все условия.
В вузе создано комплексное методическое обеспечение по всем учебным дисциплинам.
Использование компьютерных технологий повышает интенсивность и качество обучения студентов, студенты имеют возможность работать в Internet.
Активизировать познавательную и воспитательную деятельность студентов, позволило внедрение работы кураторов студенческих групп.
Стало традицией проведение научно-практических конференций студентов. Работает "Школа молодого исследователя". На качественно новый уровень выходят активные формы обучения студентов, в том числе включение их самих в этот процесс. Вузовские преподаватели вместе со студентами принимают активное участие в научных исследованиях, стимулирует студентов к проведению научной работы с большей энергией.
В основе огромной работы, проводимой вузом лежит, скоординированный план учебных действий со всеми звеньями единой системы непрерывного образования, контроль за выполнением которого осуществляет центр профориентации.
Модель управления профессиональным самоопределением проходит апробацию и совершенствуется в Прикамском социальном институте - филиале МОСУ - заключительном звене системы непрерывного образования "Школа - Колледж - Вуз". За это время коллективом института:
- Определены и апробированы этапы профессионального самоопределения абитуриентов и студентов института.
- Организована работы приемной комиссии по профессиональному самоопределению абитуриентов.
- В течение учебного года продолжается развитие профессиональных интересов студентов и формирование их профессиональных склонностей, осуществляется формирование профессиональных способностей.
- Проводится систематический мониторинг профессионального самоопределения студентов и выпускников института. Осуществляется связь с выпускниками и работодателями.
На сегодняшний день в Прикамском социальном институте - филиале МОСУ обучается 1700 студентов.
В 2001 году состоялся выпуск специалистов, все они трудоустроены, отзывы руководителей учреждений, где трудоустроились наши выпускники, положительные.
Есть все основания полагать, что система профессионального самоопределения студентов Прикамского социального института - филиала МОСУ позволяет в полной мере обеспечить потребности личности в профессиональном образовании и потребности общества в высококвалифицированных специалистах, соответствующих современным требованиям.
|