ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
 
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  

Профориентация: проблемы возрождения и развития Программа Совета 

Профессиональные интересы выпускников школ и планы по их реализации
Копытова Т.И.,
социолог ПСИ

Тема профессиональной молодежи, достаточно популярная в научной среде в советские времена, на фоне всеобъемлющей либерализации начала 1990-х гг. потеряла свой интерес. В условиях рыночной экономики каждый должен был самостоятельно устраиваться в жизни, полагаясь главным образом на собственные силы.
О профориентации вновь вспомнили несколько лет спустя. К этому времени на рынке труда г. Перми (как и многих других регионов России) сложилась интересная ситуация: с одной стороны, острая проблема безработицы, особенно среди молодежи; с другой стороны, нехватка в городе представителей целого ряда профессий, в первую очередь - рабочих на вновь "оживших" после тотального спада производства промышленных предприятий. Перед общественностью встала задача сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Один из методов решения этой задачи -- профессиональная ориентация школьников - будущих представителей тех или иных профессий.
В русле поставленной проблемы Социологической лабораторией Прикамского социального института, начиная с 2001 года, проводится ежегодное социологическое исследование на тему профессиональной ориентации школьников. В этом году это было уже второе исследование и по сравнению с прошлогодним оно имеет более широкие рамки: если первое исследование охватило лишь выпускников школ, то во втором принимали участие уже учащиеся 7, 9 и 11 классов. А если учесть возможность проследить динамику исследуемых показателей (по сравнению с прошлым годом), то нынешнее исследование представляется более содержательным.
Оба исследования проводились по одной схеме. В ней можно выделить 5 содержательных частей:

  1. Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность;

  2. Ценностные ориентации школьников в профессиональной сфере;

  3. Выбор школьниками учебного заведения;

  4. Возможности реализации профессиональных планов учащихся;

Данная структура является весьма условной, так как изучаемые вопросы имеют взаимосвязи во всех частях исследования.
  1. Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность.

  2. Ключевой момент исследования - это выяснение того, какую профессию школьники собираются приобрести в будущем. Разнообразие выбранных профессий и сфер деятельности впечатляет - более 60 наименований. Для дальнейшего анализа все варианты профессионального выбора школьников были объединены в 12 основных групп (плюс вариант "другое").
    Выбор профессии учащимися разных классов
    (в % от опрошенных учащихся того или иного класса)
    Профессии 7 кл., % 9 кл., % 11 кл., %
    Инженер 6,2 9,3 19,5
    Художественные специальности 30,5 26,3 13,4
    Естественно-научные специальности 4,9 7,7 6,7
    Экономические специальности 14,8 22,3 24,5
    Социальная сфера 9,5 4,6 9,2
    Гуманитарные специальности 15,4 16,1 15,9
    Медицина 9,5 5,3 11,1
    Юриспруденция 20,3 14,6 9,5
    Военные и правоохранительные органы 7,2 5,0 4,2
    Менеджеры 12,5 14,2 16,7
    Программисты 13,4 14,6 9,7
    Рабочие 6,5 18,9 4,2
    Однако не все учащиеся осуществили свой профессиональный выбор. Многие либо сомневаются в нем, либо вообще ещё не решили, какую профессию приобретут в будущем. Это касается не только 7 и 9-классников, но и выпускников, причем среди последних уверенность в выборе профессии практически не отличаются от прошлогодней ситуации.
    "Сделали ли Вы выбор профессии?"
    (в % от ответивших)

    С профессиональным выбором школьников связана его мотивация. Почему учащиеся выбрали ту или иную профессию? Существуют ли различия в причинах выбора профессии среди учащихся мужского и женского пола? Чем обусловлен профессиональный выбор школьников в самом широком смысле этого слова (то есть его сроки, другие качественные и количественные характеристики)? Ответы на эти и другие вопросы и были получены в ходе проведенного исследования.
    Не вдаваясь в подробности полученных результатов, можно отметить ряд тенденций и закономерностей.
    Во-первых, это сильная связь профессионального выбора школьников и их общего социального самочувствия. Статистический анализ данных выявил такие закономерности, которым достаточно сложно найти содержательное логическое объяснение. Но у всех них есть общая обусловленность - противоречивое социальное самочувствие молодежи, отражающее стремления и надежды, и ограниченные ресурсы для их осуществления. Так, например, уверенность в выбранной профессии намного выше среди тех учащихся, которые больше уверены в своем будущем трудоустройстве, в уровне своей подготовки, финансовых возможностях своей семьи и т.д.
    Во-вторых, это большая осознанность выбора профессии среди выпускников. 7-классники в данном случае отличаются поверхностью, а часто и нелогичностью своего профессионального выбора.
    В-третьих, это большая уверенность в профессиональном выборе среди учащихся мужского пола, что связано с более благоприятным социальным самочувствием молодых людей в целом.

  3. Ценностные ориентации школьников в профессиональной сфере.

  4. Ценностные ориентации являются одним из факторов, обуславливающих выбор школьниками своей будущей профессии. Ценностные ориентации учащихся ранее уже рассматривались (мотивация профессионального выбора включает в себя ценностный аспект). Здесь же этот вопрос изучен более обстоятельно. В ходе анализа использовался ряд показателей, которые так или иначе отражают ценности школьников в профессиональной деятельности.
    Первый из рассмотренных показателей - это оценка престижности тех или иных профессий. Здесь хотелось бы отметить некоторое несоответствие профессий, которые школьники планируют в будущем приобрести и профессий, которые они считают престижными. В данном случае можно выделить 2 категории профессий: оценка престижности которых выше, нежели частота выбора в планах на будущее школьников (экономист, программист, юрист) и, наоборот, частота выбора которых выше оценки престижности (инженер, дизайнер, рабочий). Естественно, такие несоответствия выявлены не по всем категориям учащихся - наиболее ярко эта тенденция проявляется среди выпускников 11-х классов.
    Полученные результаты говорят о том, что школьники не всегда руководствуются престижем при выборе будущей специальности. Эти данные подтверждаются и прямым выяснением мотивации профессионального выбора учащихся - далеко не все их них выбрали в качестве мотива престиж. При этом косвенное выяснение ориентации школьников на престижность дало более высокие показатели, нежели прямые.
    Оценка привлекательности той или иной из представленных профессий и сфер деятельности (при этом понятие "привлекательности" школьники должны были наполнить собственным содержанием) оказалось близкой к оценке престижности, нежели реальному выбору будущей профессии, что ещё раз свидетельствует о важности для учащихся престижа профессии.
    Среди других показателей ценностных ориентаций школьников профессиональной сфере были рассмотрены различные характеристики предполагаемой профессиональной деятельности. Здесь можно отметить в общем большую ориентацию учащихся на такую работу, которая предоставляет большие возможности для человека (негосударственный сектор экономики, согласие на риск), однако при этом данная ориентация не всегда имеет реальную основу, например, выраженную в личных качествах. Кроме этого, представительницы женского пола более осторожны в своих стремлениях.
  5. Выбор школьниками учебного заведения.

  6. Профессиональные интересы школьников тесно связаны с выбором учебного заведения, в котором они будут получать образование по выбранной профессии.
    Варианты предстоящей учебы различны для всех рассматриваемых категорий учащихся (то есть 7, 9 и 11-классников). Последние являются выпускниками школ и перед ними стоит ближайшая перспектива получения профессионального образования (высшего или среднего). 9-классники могут продолжить обучение в школе, а могут пойти учиться в профессиональное учебное заведение (правда, не высшего звена). Для 7-классников данный вопрос носит во многом "теоретический" характер - им как минимум ещё 2 года предстоит учиться в школе.
    Большинство выпускников, как и прошлый год, планируют поступать в вуз (в этом году, правда, в несколько меньшей степени - 72%). Среди учащихся 7 и 9 классов желание в более отдаленном будущем получить высшее образование также присутствует - менее 10% из них уже решили, что учиться в вузе в будущем они не будут. Среди выпускников желающих поступать в вуз больше среди молодых людей, нежели среди девушек (разница составляет 10%).
    Примерно половина 9-классников выразила желание остаться для дальнейшего обучения в своей школе, чуть меньше трети пойдут учиться в профессиональные учебные заведения. Значительное число опрошенных (16%) вообще не решили, что будут делать.
    Среди причин, обуславливающих уход из своей школы, чаще других встречаются "рациональные" - желание получить профессиональное образование и в будущем успешнее поступить в вуз. Но есть и причина, связанная с качеством работы и самой школы - не нравится учиться в своей школе 17% 9-классников, планирующих уйти учиться в другое учебное заведение. Среди того, что же именно не нравится в своей школе, явно лидирует причина, связанная с учителями.
    Планы по поводу продолжения учебы после 9 класса 7-классников в целом схожи с планами самих 9-классников. Основное отличие - 5%-ое увеличение доли тех, кто ещё не определился со своим будущим. Согласитесь, это не так много.
    На выбор школьниками категории учебного заведения оказывают влияние множество факторов. Особый интерес представляют факторы, связанные с возможностями школьников - образовательными и финансовыми. И здесь выявлена такая тенденция - более высокие возможности (более высокая оценка уровня своих знаний, успеваемость, способность оплатить учебу) стимулируют выбор учебного заведения более высокой категории. Это касается в первую очередь выпускников. Подобная ситуация может быть результатом как объективной оценки школьниками своих возможностей, так и связанного с этим социального самочувствия.
    Среди 9-классников менее уверенные в своих возможностях предпочитают оставаться в своей школе.
    Ещё один фактор, оказывающий влияние на выбор школьниками будущего места учебы - это желание учиться как таковое. Среди 7-классников благожелательно относящиеся к учебе в большей степени планируют продолжить обучение после 9 класса в своей школе, а среди 9-классников, напротив, те, кто испытывают искреннее желание учиться, больше склонен к обучению в профессиональных учебных заведениях.
  7. Возможности реализации профессиональных планов учащихся.

Реальные возможности школьников играют огромную роль в формировании их планов. По крайней мере это необходимо для того, чтобы планы эти были действительно реальными. По сути, фактор возможностей играет корректирующую роль в перенесении ценностных ориентаций и стремлений школьников в планы на будущее.
В ходе анализа возможностей школьников в реализации своих планов были рассмотрены две их основные категории (образовательные и финансовые), а также источники - свои собственные способности и помощь "со стороны".
В современных условиях главное, на что могут рассчитывать школьники - это они сами. Среди "посторонней" помощи учащиеся больше всего рассчитывают на своих родителей, а точнее - на их финансовую и материальную поддержку. Связями родители обладают в значительно меньшей степени (как правило, пропорционально финансовым возможностям). Интересно, что выпускники, не имеющие возможности рассчитывать на значительную материальную помощь родителей, компенсируют этот "недостаток" их моральной поддержкой.
Образовательные возможности школьников определяются уровнем их подготовки. Большинство учащихся оценили уровень своих знаний на среднем уровне. Школьники получают свои знания в ходе обучения в школе. Поэтому оценка ими образовательных возможностей школы показывает, какую роль, по мнению учащихся, сыграла школа в формировании их знаний. Здесь большинство опрошенных также оценили образовательные возможности своей школы как "средние". Однако при сопоставлении оценок школьников уровня своих знаний и образовательных возможностей школы были выявлены большие несоответствия: среди учащихся было обнаружено значительное число "лентяев" (тех, кто свои знания оценивает ниже, чем возможности школы) и тех, кто свои знания оценивает выше.
Учащиеся с высокой (а также средней) подготовкой во время учебы рассчитывали не только на свою школу, но и занимались дополнительно. Чаще всего это самостоятельные занятия и репетиторство, а для выпускников - подготовительные курсы вузов.
В общем можно отметить такую тенденцию (ранее уже отмеченную): обладая одним из ресурсов (образовательный / финансовый), учащийся чаще всего обладает и другим. В результате, особенно среди выпускников образуется группа ребят, которые ставят себя в категорию "не у дел". Очевидно, что их социальное самочувствие не на высшем уровне.
Таким образом, опыт проведения исследований по профориентации школьников показал необходимость комплексного подхода к изучаемой проблеме. Ни один из рассмотренных разделов по отдельности не является самодостаточным для анализа профессиональных ориентаций учащихся.
Профессиональный выбор школьников формируется под воздействием множества факторов, которые корректируют и желания, и стремления.
В дальнейшем для более эффективного анализа профориентационной работы школ, в исследование целесообразно вовлекать не только учащихся, но и сотрудников школ, которые могут дать более точную информацию о проделываемой работе.

написать модератору
библиотека совета
участники совета






  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб
  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001


 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru