Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях
Использование новых информационных технологий в экспериментальной работе ДОУ
Боброва В. В., воспитатель КИК, руководитель медиацентра МДОУ "Центр развития ребёнка -Детский сад № 411"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 411" - городская экспериментальная педагогическая площадка по теме "Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста" с мая 1999 года.
Основная задача эксперимента - социальное развитие детей. Социальная адаптация предполагает знакомство не только с традиционной культурой, но и с достижениями технического прогресса. Наши дети знакомы с достижениями технического прогресса не понаслышке. Занимаясь в музее "Русская изба" и общаясь с компьютером, они ощущают эти достижения в процессе деятельности. В компьютерно-игровом комплексе (КИК) занимаются дети средних групп со второго полугодия, старших и подготовительных групп - весь год. В средней группе дети проходят адаптационный период, получают элементарные навыки владения "мышкой" и клавиатурой на интересном и понятном им игровом материале. Одной из первых предлагается игра Ассоциации "Компьютер и детство" - "Мир вокруг нас". Отправляя самолёты в небо, корабли в море, домашних животных домой, а зверей в лес, ребята знакомятся с клавишами - стрелочками и учатся сопоставлять направление стрелочек с передвижением объектов по экрану. В этом возрасте занятия индивидуальные или подгрупповые по 2- 3 человека. В старших и подготовительных группах занятия проходят с подгруппами 6 - 8 человек. Общаясь с различными игровыми программами, дети совершенствуют навыки, полученные в средней группе и осваивают материал программы воспитания и обучения в детском саду. Игры серии "Живая математика" помогают формировать начальные математические представления: прямой и обратный, количественный и порядковый счёт; счёт с заданным шагом; состав числа; геометрические фигуры; простейшие арифметические действия. Игры серии "Мир природы" обогащают знания детей об окружающем мире. Знакомят с различными природными явлениями, их взаимосвязью, с растительным и животным миром. Учат работать с картой. Игры серии "Ориентация в пространстве" формируют гибкие и подвижные пространственные представления, развивают мышление, память, внимание, умение экспериментировать. Игры серии "Комбинаторика" помогают развивать у детей логическое мышление, понимание причинно-следственных связей между явлениями и событиями. Дают возможность самостоятельно решать игровые задачи в режиме творческого экспериментирования. Программы серии "Закономерности движения" развивают фундаментальные способности детей к выделению новых связей и зависимостей в окружающем их динамичном мире. Знакомят с понятиями скорость, время, вес; формируют способность оперировать этими свойствами объектов.
Условия, созданные в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 411", позволили в декабре 1999 года открыть на базе КИК медиацентр. Все компьютеры КИК объединены в локальную сеть и имеют возможность выхода в Internet. Работает пост электронной почты. Функционирует видеозал, где дети имеют возможность получать знания об окружающем мире из видеофильмов образовательного содержания или посмотреть фильм "о самих себе". В детском саду накоплен видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Для этого кабинет заместителя заведующей по воспитательно- образовательной работе (методиста) оснащён компьютером, принтером и копировальным аппаратом. Планируем осуществление дистанционного обучения сотрудников, мечтаем об общении детей со сверстниками средствами телекоммуникаций.
Медиатека постоянно пополняется видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Наличие медиацентра также решает вопросы обслуживания техники, что немаловажно. Ведётся работа по подключению системы "Банк - клиент" для осуществления связи бухгалтерии ДОУ с банком.
Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией, результатами детского творчества, данными психологического тестирования с другими ДОУ, органами управления образования; знакомиться с передовым опытом в области информатизации дошкольного образования, получать различного рода информационные материалы от специалистов, находящихся сколько угодно далеко, используя компьютерные телекоммуникации.
Происходит обновление работы с кадрами, способствующее формированию творческого коллектива единомышленников. В условиях применения новых информационных технологий (НИТ) естественным становится выполнение целого ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с помощью компьютера. С самого начала существования компьютерно-игрового комплекса в детском саду, он использовался не только для работы с детьми, но и для тиражирования методических материалов, автоматизации делопроизводства и для решения некоторых вопросов управления.
Компьютер - специфическое "интеллектуальное орудие" человека, позволяющее решать задачи деятельности на новом информационном уровне. Работа в режиме эксперимента и наличие современной компьютерной техники стимулируют у педагогов потребность в овладении новыми знаниями, новыми средствами в своей педагогической деятельности, в том числе и компьютерной грамотой. Для сотрудников в детском саду на базе компьютерно- игрового комплекса действует семинар - практикум "НИТ в ДОУ", где воспитатели знакомятся с проблемами внедрения НИТ в образование, с развивающими и обучающими программами, целями и возможностями их использования в работе; получают навыки работы на ПК. Некоторые сотрудники, получив в ДОУ элементарные навыки работы на ПК, прошли курсы пользователей в Пермском региональном институте педагогических информационных технологий. Всё чаще педагоги используют компьютер в качестве незаменимого помощника при оформлении различного рода работ по обобщению опыта работы в режиме эксперимента, по составлению планов и программ, для оформления информации родителям. В работе используются не только компьютеры, но и другая современная техника. Использование компьютера, сканера, ксерокса позволяет оформлять выставки и газеты для родителей, тиражировать методические материалы, пособия.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования любой организации является наличие развитой информационной системы. Информационные системы предназначены для хранения информации в специальным образом организованной форме и должны обеспечивать вывод и различные манипуляции с информацией, включая поиск по некоторым признакам и подготовку отчётов. База данных - важнейшая составная часть любой информационной системы. Поэтому у нас созданы базы данных по всем разделам работы. Создана база "Детский сад", в которой хранится всевозможная информация о сотрудниках, их личные и служебные данные, сведения об их детях. Базы, содержащие сведения о компьютерном программном обеспечении, о наличии методической литературы, каталоги статей, дидактических материалов, диагностических методик и результатов психологического диагностирования детей. Накапливается материал для проведения мониторинга качества педагогического процесса в детском саду.
Автоматизирована работа бухгалтерии. Заработная плата, платежи, тарификация, родительская плата - это и многое другое обрабатывается с помощью ЭВМ.
Сегодня в работе нашего учреждения мы выделяем три основных направления, которые составляют основное содержание телекоммуникационного этапа информатизации образования:
1. Интеграция новых информационных технологий в традиционную систему работы детского сада.
2. Работа в телекоммуникационных образовательных проектах.
3.Активное использование современных информационных технологий в административной работе и управлении образовательным учреждением.
Новые информационные технологии прочно входят в систему работы дошкольных образовательных учреждений г. Перми.
|