Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях
Знакомим детей с малой Родиной
Полякова Тамара Викторовна, Воспитатель МДОУ "Центр развития - детский сад № 411"
Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений "Программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста" Л.В. Пименовой. Содержание работы с детьми определено разделом "Человек в истории", направленным на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Содержание работы определяется задачами экспериментальной программы по каждому блоку:
Содержание работы по блокам "Семья" и "Детский сад" лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство "родительского дома" ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Поэтому очень важной мы считаем работу по ознакомлению с традициями семей наших воспитанников. Используются разные формы организации педагогического процесса: занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, рисуют на тему "Дом моей бабушки", "Мы - спортивная семья", "Моя мама", готовят подарки для родных и близких; выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; составление планов, схем, изготовление макетов (родословного древа, плана группы, участка детского сада и др.); совместные праздники, семейные встречи в музее "Русская изба".
Тема "Детский сад" чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом. Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребенок чувствовал бы себя комфортно и уверенно. С младшего возраста дети знакомятся с расположением различных помещений детского сада, с удовольствием посещают кабинеты и службы, свободно и самостоятельно ориентируются в здании. Одной из эффективных и действенных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (рисуют музыкальный зал, бассейн, компьютерный класс, зимний сад, кабинет психолога, врача), игровой (в сюжетно-ролевой игре "Детский сад", дидактических играх "Кому что нужно для труда", "Так бывает или нет?" и др.).
Очень удачной, на наш взгляд, оказалась идея о создании традиций группы, таких, как "День рождения нашей группы", ведение летописи группы в виде фото- и видеоматериалов, интересных высказываний детей, начиная с младшей группы до выпуска, а на выпускном празднике каждому воспитаннику вручается на память видеокассета. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, а общие просмотры праздников и занятий сплачивают и объединяют детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.
Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием были походы, во время которых дети не только знакомились с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любовались самыми красивыми местами нашего поселка, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой: прудом и родниками, зарослями боярышника и сосновым бором, видом на Каму. Для многих детей это было целым открытием и оставило неизгладимый след в памяти.
Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка.
При ознакомлении с историей поселка прежде всего была организована поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщали ребятам об известных людях микрорайона: улица Сигаева названа в память о директоре завода "Машиностроитель", рабочие которого живут на этой улице; улица Гашкова носит имя героя Великой Отечественной войны и т.д. На занятиях дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий: Целинная улица построена на месте, на котором не было прежде домов, на целине; Вышка - значит, высокое место, гора. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствовало уточнению и дополнению знаний детей. В результате возрос познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.
С большим интересом дети совместно с родителями работали со схемой нашего микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисовал дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначали названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.
Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывали, какими символами обозначить известные достопримечательности города, такие, как Диарама, музей артиллерии, стадион "Молот", драмтеатр, церковь и др. Аналогичная работа проводилась и со схемой микрорайона. Фишки с обозначением известных объектов микрорайона - детский сад, больница, школа, магазины, библиотека, спортивный комплекс и другие - придумывались и изготавливались вместе с детьми. Дети устраивали соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место.
При поддержке совета микрорайона и родителей в группе был объявлен конкурс на лучший проект "Двор моей мечты". Конкурс предполагал совместную работу детей и родителей. По условиям конкурса, проекты должны учитывать интересы и потребности разных слоев населения: детей и стариков, молодых мам, любителей спорта. Работа над созданием и защитой проекта, по нашему мнению, решает не только задачи социального развития, патриотического воспитания, но и способствует умственному, речевому, эстетическому развитию. Фотографии проектов, рассказы с предложениями представлены в совет микрорайона.
Для привлечения дошкольников к участию в жизни микрорайона, к решению социальных проблем ищем разные формы работы: выступления с концертами на всех праздниках микрорайона, регулярные встречи с детьми-инвалидами района, для которых дети показывают сказки, играют вместе, готовят небольшие подарки. Воспитать внимание, заботу, милосердие к людям - что может быть важнее?
На примере своего микрорайона дети знакомятся с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб; им становятся понятными материальные и духовные потребности людей; они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее.
Для ознакомления с городом организованы экскурсии: "История Перми", "Пермь театральная", экскурсии на фабрику "Игрушка", в планетарий и др.
В экспериментальной программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста Пименовой Л.В. даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики. С этой целью используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
|