Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях
Новые формы работы дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг
Смирнова Л.А., методист по дошкольному воспитанию диагностико-информационно-методического центра г. Чайковского
Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду, ростом очередности на получение путевки и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.
Согласно Программе развития образования г. Чайковского на 2001-2005 г. в ноябре 1999г. Управлением общего и профессионального образования была организована деятельность по разработке общих принципов и стратегии создания новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования, способных увеличить охват детей дошкольным образованием и обеспечить его доступность всем категориям семей. В октябре 2000г. на базе ДОУ № 24 была открыта опытно-педагогическая площадка, а в октябре 2001 г. к эксперименту подключились ДОУ № 17, 36, 37. Все названные детские сады защитили на городском экспертно-методическом совете проекты создания собственных моделей групп кратковременного пребывания детей. За прошедший период разными формами кратковременного пребывания охвачено 148 детей.
Социальный опрос и опыт работы показали, что самыми востребованными оказались адаптационные группы и группы для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время отрабатываются следующие модели ГКП:
1 модель - адаптационные группы для детей раннего возраста ДОУ № 24.
Режим работы: 5 дней в неделю по 3 часа без питания (1 группа - с 9 до 12 часов, 2 группа - с 15 до 18 часов) обучение ведется по программе "Вместе с мамой", разработанной Л.Ю. Клеймановой и Центром Монтессори - педагогики. Оборудовано отдельное помещение, выделены 1 ставка воспитателя и 1 ставка помощника воспитателя. Родительская плата на данный момент составляет 95 рублей в месяц.
2 модель - ГКП "Будущие первоклассники" для детей 5-7 лет ( ДОУ № 36, 37.)
Цель: подготовка детей к школе. Режим работы: 5 дней в неделю по 4 часа без питания. Обучение ведется по программе "Радуга" в составе традиционной группы. Отдельно проводятся коррекционные занятия с логопедом, психологом в соответствии с индивидуальными особенностями развития детей.
3 модель - ГКП для детей-инвалидов. (ДОУ № 17, 37.).
Режим пребывания: 5 раз в неделю по 4 часа с 2-х разовым питанием. Группа комплектуется не ходячими детьми с сохранным интеллектом. Занятия проводятся в присутствии родителей.
Детские сады оказывают услуги медицинские (медикаментозные по назначению психиатра, невропатолога, педиатра, массаж, ЛФК, физиотерапия) и образовательные по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой. Общеразвивающие занятия дети посещают в традиционной группе согласно диагнозу, занятия с психологом, логопедом, дефектологом, инструктором по ЛФК и медицинской сестрой по массажу проводятся по индивидуальному плану и графику. Группа функционирует без отдельного помещения и дополнительных штатных единиц.
4 модель - прогулочные группы в летний период года (ДОУ № 24, 5)
Детскими садами проделана большая работа по изучению спроса родителей на ГКП, составлена картотека неорганизованных детей по микрорайонам, отрабатывается содержание воспитания и обучения детей в ГКП, создаются локальные акты, регламентирующие деятельность ГКП. Наметилась устойчивая тенденция роста спроса на адаптационные группы с последующим переводом ребенка в обычную группу на полный день, т.к. после ГКП дети легче привыкают к детскому саду и меньше болеют.
Вместе с тем есть проблемы, требующие решения:
1. Отсутствует детальный просчет стоимости обучения в разных видах ГКП, не ясна схема финансирования.
2. Требуют доработки документы, регламентирующие деятельность ГКП и программно-методическое обеспечение.
В настоящее время мы подошли к завершению практического этапа и выходим на итоговый, целью которого является анализ и обобщение полученного опыта работы групп кратковременного пребывания детей, но уже сейчас очевидно, что такая форма дошкольного образования пользуется спросом, позволяет увеличить охват детей дошкольным образованием, несет в себе еще не использованный потенциал в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей социума. В то же время группы кратковременного пребывания ни в коей мере не могут являться альтернативой существующей форме дошкольного образования, а могут развиваться лишь как ее вариант.
|