ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Развитие художественно-эстетического воспитания как органическая часть гуманистического образования Программа Совета 

Штомпель В.Г.


Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм,товарно-рыночная психология псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой,а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами", замешанными на меркантильных взаимоотношениях.
Объективная реальность современной жизни противоречива.С одной стороны- разрушительный воспитательный негатив( о котором уже говорилось), с другой- стремление к обновлению, очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса.
Современная система образования, построенная на технократическом подходе к обучению и воспитанию, явно тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом воспитании, не обеспечивая образовательный процесс гуманитарной направленностью, свободой выбора, целостностью познания мира.Функционально-технический характер бытия -вместо "выразительного и говорящего…"(М.Бахтин) ; теоретизированные рассуждения, заменяющие живое эмоционально-образное восприятие произведений искусства, доминирование тренировочных ,чисто механистических упражнений, противостоящих глубокому содержательному анализу произведений искусства, игнорирование принципов художественной педагогики и специфики художественно-эстетической деятельности -это характерные отличия технократической системы образования от гуманистической.
Сущность и значимость художественно- эстетического образования состоит в создании , сотворении "второй природы"(т.е. культуры),которая с помощью искусства и науки , художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое сознание, воспитать волю и сочувствие , соучаствовать в творении добра и красоты .Не просто заучивать, закреплять ,усваивать, повторять, а прежде всего - переживать, оценивать ,создавать ,выражать ,т .е .-становиться субъектом культурно-творческой деятельности .Перейти от узко грамматического содержания предмета к духовно-социальному, сущностному содержанию, из-за которого родилась и не умирает в человеческом обществе вся зона искусств.
Несмотря на довольно противоречивое и сложное вхождение предметов искусства в образовательный процесс школы, положительные тенденции все же существуют .За последние годы открылись новые школы с углубленным изучением искусства, разработаны проекты концепций художественного образования("Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе"(1991) под руководством Б.М.Неменского; "Концепция образовательной области "Искусство"(2001) Министерства образования РФ; "Концепция художественного образования Российской Федерации",проект разработан с участием ИХО РАО, принят на уровне Правительства(11.10.2001) и другие.Во всех концепциях подчеркивается значимость многостороннего эстетического воспитания детей;важность и необходимость культуры и искусства в образовании;сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования.
Школа№82 строит свою систему художественного -эстетического образования на основе концептуальных взглядов Д.Б.Кабалевского, Б,М, Неменского,многолетнего практического опыта работы по внедрению в образовательный процесс школы эстетической и художественной культуры и ориентации на "Программу развития СО г.Перми до 2005 года."
Основные тенденции развития художественно-эстетического воспитания:
- всеобщность эстетического воспитания всех образовательных дисциплин и форм деятельности;
- взаимосвязь человеческих форм деятельности в образовательном процессе;
- целостное восприятие мира на основе единства рационально-научного и художественно-образного познания;
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
- приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- развивать опережающее воспитание и обучение детей как субъектов решения актуальных и глобальных проблем будущего.

Исходя из основных тенденций развития, были разработаны критерии художественно- эстетического образования школьников, являющиеся для нас отправными точками, с помощью которых происходит эстетизация и художественная организация педагогического процесса школы.
Критерии художественно-эстетического образования школьников:

1.Ценность ребенка как творческой личности, органической части образовательного пространства.
2.Эстетическое отношение к действительности.
3.Диалогичность общения.
4Поисково-исследовательский характер деятельности ученика и учителя.
5.Целостное освоение мира в единстве научного и художественно-образного познания.
6.Использование в образовательном процессе основных видов человеческой деятельности(познавательной, ценностно-ориентационной,общения, преобразовательной и художественно-эстетической).
7.Нацеленность школьника и учителя на саморазвитие, самосовершенствование, умение рефлексировать свою деятельность.
Критерии позволяют не только конкретизировать теоретические и коцептуальные моменты, но и дают практическую направленность художественно-эстетической деятельности в общеобразовательной школе, помогают выстраивать художественно эстетическую культуру школы.
Никому из нас не хочется жить в обстановке хамства, невежества, насилия, чувствовать себя униженным, рабски зависимым от чужой воли .Выход один -создать атмосферу человечности ,увлеченности , заинтересованности в жизни, потребности в знаниях, умениях, одушевлять и одухотворять образовательный процесс творческими поисками, бережно относиться к ценностным общечеловеческим ориентирам и выстраивать жизнь по законам истины, добра и красоты( на уроках, внеклассных и внешкольных занятиях, в общении с учениками и родителями и т.д.).Такая деятельность и будет практическими действиями по воспитанию человека культурного, свободного, творческого.
Гуманизация и гуманитаризация -это не выдумки ученых и не очередная компания -это выстраданная потребность человечества, мечтающая о счастье, добре и красоте.


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 



Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru