Развитие художественно-эстетического воспитания
как органическая часть гуманистического образования |
Программа Совета |
Штомпель В.Г.
Важность и значимость художественно-эстетического развития школьника особенно
актуальна в наше время, когда нигилизм,товарно-рыночная психология псевдокультурная
продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы,
зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями,
когда ценность заменяется ценой,а грубая сила, изворотливость и ложь становятся
"достоинствами", замешанными на меркантильных взаимоотношениях.
Объективная реальность современной жизни противоречива.С одной стороны- разрушительный
воспитательный негатив( о котором уже говорилось), с другой- стремление к обновлению,
очеловечиванию и одухотворению образовательного процесса.
Современная система образования, построенная на технократическом подходе к обучению
и воспитанию, явно тормозит развитие школьников и негативно отражается на художественно-эстетическом
воспитании, не обеспечивая образовательный процесс гуманитарной направленностью,
свободой выбора, целостностью познания мира.Функционально-технический характер
бытия -вместо "выразительного и говорящего…"(М.Бахтин) ; теоретизированные рассуждения,
заменяющие живое эмоционально-образное восприятие произведений искусства, доминирование
тренировочных ,чисто механистических упражнений, противостоящих глубокому содержательному
анализу произведений искусства, игнорирование принципов художественной педагогики
и специфики художественно-эстетической деятельности -это характерные отличия технократической
системы образования от гуманистической.
Сущность и значимость художественно- эстетического образования состоит в создании
, сотворении "второй природы"(т.е. культуры),которая с помощью искусства и науки
, художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое
сознание, воспитать волю и сочувствие , соучаствовать в творении добра и красоты
.Не просто заучивать, закреплять ,усваивать, повторять, а прежде всего - переживать,
оценивать ,создавать ,выражать ,т .е .-становиться субъектом культурно-творческой
деятельности .Перейти от узко грамматического содержания предмета к духовно-социальному,
сущностному содержанию, из-за которого родилась и не умирает в человеческом обществе
вся зона искусств.
Несмотря на довольно противоречивое и сложное вхождение предметов искусства в
образовательный процесс школы, положительные тенденции все же существуют .За последние
годы открылись новые школы с углубленным изучением искусства, разработаны проекты
концепций художественного образования("Концепция художественного образования как
фундамент системы эстетического развития учащихся в школе"(1991) под руководством
Б.М.Неменского; "Концепция образовательной области "Искусство"(2001) Министерства
образования РФ; "Концепция художественного образования Российской Федерации",проект
разработан с участием ИХО РАО, принят на уровне Правительства(11.10.2001) и другие.Во
всех концепциях подчеркивается значимость многостороннего эстетического воспитания
детей;важность и необходимость культуры и искусства в образовании;сохранение и
развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования.
Школа№82 строит свою систему художественного -эстетического образования на основе
концептуальных взглядов Д.Б.Кабалевского, Б,М, Неменского,многолетнего практического
опыта работы по внедрению в образовательный процесс школы эстетической и художественной
культуры и ориентации на "Программу развития СО г.Перми до 2005 года."
Основные тенденции развития художественно-эстетического воспитания:
- всеобщность эстетического воспитания всех образовательных дисциплин и форм деятельности;
- взаимосвязь человеческих форм деятельности в образовательном процессе;
- целостное восприятие мира на основе единства рационально-научного и художественно-образного
познания;
- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей,
активизирующей художественную жизнь общества;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности
в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих
способностей;
- приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной
культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- развивать опережающее воспитание и обучение детей как субъектов решения актуальных
и глобальных проблем будущего.
Исходя из основных тенденций развития, были разработаны критерии художественно-
эстетического образования школьников, являющиеся для нас отправными точками, с
помощью которых происходит эстетизация и художественная организация педагогического
процесса школы.
Критерии художественно-эстетического образования школьников:
1.Ценность ребенка как творческой личности, органической части образовательного
пространства.
2.Эстетическое отношение к действительности.
3.Диалогичность общения.
4Поисково-исследовательский характер деятельности ученика и учителя.
5.Целостное освоение мира в единстве научного и художественно-образного познания.
6.Использование в образовательном процессе основных видов человеческой деятельности(познавательной,
ценностно-ориентационной,общения, преобразовательной и художественно-эстетической).
7.Нацеленность школьника и учителя на саморазвитие, самосовершенствование, умение
рефлексировать свою деятельность.
Критерии позволяют не только конкретизировать теоретические и коцептуальные моменты,
но и дают практическую направленность художественно-эстетической деятельности
в общеобразовательной школе, помогают выстраивать художественно эстетическую культуру
школы.
Никому из нас не хочется жить в обстановке хамства, невежества, насилия, чувствовать
себя униженным, рабски зависимым от чужой воли .Выход один -создать атмосферу
человечности ,увлеченности , заинтересованности в жизни, потребности в знаниях,
умениях, одушевлять и одухотворять образовательный процесс творческими поисками,
бережно относиться к ценностным общечеловеческим ориентирам и выстраивать жизнь
по законам истины, добра и красоты( на уроках, внеклассных и внешкольных занятиях,
в общении с учениками и родителями и т.д.).Такая деятельность и будет практическими
действиями по воспитанию человека культурного, свободного, творческого.
Гуманизация и гуманитаризация -это не выдумки ученых и не очередная компания -это
выстраданная потребность человечества, мечтающая о счастье, добре и красоте.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|