Программа развивающего обучения для учащихся подготовительного
класса фортепианного отделения ДМШ (Тезисы) |
Программа Совета |
Авторы: з.р.к. России Олонцева С.М.
Полоскова В.В.
Наличие разных подходов к первоначальному этапу обучения, отсутствие программы
и репертуарного списка для подготовительного класса привело к тому, что авторы
данной работы решили на основе собственного многолетнего опыта работы подробно
изложить систему обучения в подготовительном классе по специальному фортепиано
в ДМШ.
Данная программа предназначена для обучения дошкольников и младших школьников
разного уровня музыкальных данных. Она составлена на основе знания возрастных
психологических особенностей ребёнка, музыкально-дидактических принципов и принципов
развивающего обучения.
Г.Г. Нейгауз говорил, что создавать таланты нельзя, но можно и нужно создавать
среду для их роста. Этими мудрыми словами мы руководствовались, выстраивая работу
в подготовительном классе.
Мир детства - особый мир сказок, творческих фантазий, любимых песенных мелодий.
Музыка воспринимается ребёнком как эмоция, образ. Очень важно процесс обучения
превратить в увлекательную игру, будить фантазию, вовлекать ребёнка в волшебный
мир музыки, в музыкальную сказку со своими героями и знакомыми образами. Игра
для ребёнка - естественный способ знакомства с миром. Учить так, чтобы ребёнок
как бы и не подозревал о том, что его учат - вот главная задача педагога. Развивающие
игры, используемые нами в процессе обучения, позволяют ребёнку делать собственные
открытия, познавая таинственный мир музыки, закономерности её развития, постигая
первые уроки исполнительского мастерства.
Музыкальная педагогика выдвигает четыре основных музыкально-дидактических принципа,
которые являются фундаментом развивающего обучения:
1) увеличение объёма изучаемого материала
2) ускорение прохождения некоторой части материала
3) увеличение теоретической ёмкости знания
4) установка на творческую активность учащихся
Используя данные принципы, удаётся решить все учебные задачи, опираясь, прежде
всего, на творческую активность детей в сотрудничестве с педагогом и родителями.
Программа рассчитана на детей с любыми музыкальными данными. Она позволяет развить
слабых, сделать сильными средних и раскрывает творческий потенциал перспективных
учащихся. Но самое главное, процесс обучения приносит радость познания, радость
от общения с музыкой, радость от первого прикосновения к фортепиано.
Начальный период обучения включает в себя много аспектов работы. Постараемся выделить
некоторые из них:
1) накопление музыкальных впечатлений
2) формирование музыкально-слуховых представлений
3) познание теоретических закономерностей через слуховой анализ
4) организация пианистических движений:
a) образ - звук - слух
b) вижу - слышу - осязаю
Безусловно, в работе данные задачи переплетаются, взаимодополняя друг друга. Урок
представляет собой калейдоскоп заданий, подчинённых одной - главной - педагогической
задаче данного урока, рассматриваемой с разных сторон. Объединяющим звеном урока
является слушание музыки. Формула "слушаю - чувствую - анализирую - познаю - творчески
воплощаю - осязаю - слышу" становится главной с первого урока.
Начальный период обучения условно можно разделить на два этапа работы: донотный
и нотный. Донотный период мало изучен и описан в методической литературе. С нашей
точки зрения, он является важным и во многом определяющим в успешной работе с
учеником. Именно поэтому в данной программе он вынесен и описан особенно подробно.
Ниточки знаний и новых представлений, полученные в этот период, будут расширяться
и углубляться в течение всего подготовительного класса.
Программа состоит из методической записки, в которой подробно изложены основные
направления работы, её формы и методы, а также из репертуарного списка, позволяющего
на нотном материале последовательно совершенствовать навыки фортепианной игры,
изучать закономерности развития формы, синтаксис, жанры, фортепианные фактуры.
Пьесы - образы, пьесы - настроения, весёлые этюды, упражнения отобраны детьми
в процессе нашей многолетней работы.
Объединяющим началом в работе всего подготовительного класса является слушание
музыки. В главе "Волшебный мир музыки" представлено используемая программа, описаны
методы работы над осознанием средств музыкальной выразительности, языка, формы,
фортепианных штрихов, фактур. Даны тесты, позволяющие периодически проверять уровень
освоения знаний. В программе для слушания музыки используем пьесы-образы, пьесы-настроения,
изобразительные, жанровые и т.д. Знакомим учеников с лучшими образцами детской
классической музыки и современных авторов. Используя творческий потенциал детей
сочиняем к услышанной музыке стихи, сказки, рисуем, знакомимся с картинами художников,
учим стихи, читаем отрывки из книг и рассказов о композиторах.
Глава "Музыка в образах" посвящена первому прикосновению к инструменту. В ней
дан перечень упражнений для формирования ощущения свободы рук, приведены творческие
задания по освоению первых навыков игры, построенные на основе звукотворчества,
способствующие формированию закономерности: образ - движение - звук - музыкальный
образ. В работе используем стихи, литературные и художественные образы, зрительный
ряд.
Глава "Как по нотам нам узнать, где на клавишах играть?" В ней последовательно
изложены все этапы работы над звуковысотностью, графикой чтения нот, мелодических
линий, интервалов, аккордов, даны ключи к формированию навыка скорочтения, описаны
наглядные пособия, дидактические игры. Изучаемые мелодии подбираются на слух,
транспонируются, записываются ребёнком в разных тональностях.
Глава "Нам с тобой хватает нот, только нотам нужен счёт". В ней представлены игры,
задания по освоению ритма от первых представлений до выработки ритмических клише
в 2х, 3х, 4х дольном размерах. Основные задачи, решаемые в процессе обучения:
1) понимание ритмических закономерностей
2) свободное чтение графической записи ритма
3) воспитание внутреннего чувства ритма через движение, активное слушание
4) игра на инструменте: вижу - представляю - исполняю.
В работе используются ритмослоги, стихи, сочинённые детьми, весёлые сказки, карточки-ноты,
карточки-такты, ритмические партитуры.
Глава "Первые аппликатурные навыки". В ней даны игры-задания по освоению аппликатурных
навыков при игре одноголосных мелодий, а также интервалов и аккордов. Задания
тесно связаны с изучением нотной графики.
Глава "Мир музыки в образах и звуках". В ней дано первое знакомство с интервалами,
аккордами, ладами, основными функциями лада, гаммами, гармонизацией ,главными
ступенями лада, сочинения жанровых вариаций, жанровых аккомпанементов. Интервалы,
а затем и практическая гармония открывают возможности для осознания звучащих музыкальных
образов. В классе по специальности (в отличие от класса сольфеджио) мы концентрируем
внимание на фоновом звучании интервалов, аккордов, ладов, основных гармонических
функций. Тесно связываем их с художественным образом.
Глава "Организация игрового аппарата". В главе представлены упражнения без инструмента
и на инструменте, показано постепенное накопление игровых навыков, овладение штрихами
нон-легато, стаккато, легато, работа над которыми тесно связаны с творческими
заданиями по изучению материалов других глав, благодаря чему мы учимся понимать
взаимосвязи: образ - звук, образ - штрих, образ - штрих - приём - звук, звук -
слуховой контроль. Работа в этом направлении тесно связана с творческими заданиями
по воспитанию слуховых навыков, образному восприятию фортепианного звука.
Глава "Средства музыкальной выразительности". В ней обозначены теоретические понятия,
без изучения которых невозможно ввести ребёнка в мир музыки: темп, лад, мелодия,
аккомпанемент, гармония, динамика и т.д.
Отдельный раздел работы посвящён организации учебного процесса. В нём даны схемы
прослушиваний экзаменов; формы и методы проведения уроков; отношение к оценке,
критерии оценки; построение индивидуальных планов; наглядные пособия. Каждый ребёнок,
совместно с родителями, создаёт свой музыкальный альбом, в котором выполняет все
творческие задания. Альбом красочно, ярко оформлен в семье и служит в течение
первого полугодия дневником, создаваемым самим ребёнком.
В работе представлен репертуарный список произведений, изучаемых нами в подготовительном
классе. Изучаемые произведения помогают формированию верных пианистических навыков,
развитию эмоционально-образных представлений, развивают творческие способности
ученика, помогают закрепить понятия образ - звук, образ - штрих, и рассчитаны
на прохождение большого объёма произведений. Изучаемые произведения - небольшие
по протяжённости, что удобно для восприятия и самовыражения маленького ребёнка.
Деление на разделы - условно, последовательность прохождения пьес из разных разделов
диктуется основными задачами и индивидуальностью ребёнка. Вместе с тем, предложенное
большое количество пьес по каждому разделу, позволяет возвращаться на разных уровнях
обучения к одним и тем же поставленным задачам с целью усовершенствования пианистических
навыков.
Произведения, включённые в программу подготовительного класса, разнообразны по
образно-художественному содержанию, по жанрам (песни, марши, польки, вальсы, менуэты,
народные танцы и т.д.) и по стилю (музыка современных композиторов, классическая
и старых мастеров). Раздел пьесы-образы включает в себя разнородную гамму настроений,
изобразительность, богатую палитру звуковых красок. Включая в программу контрастные
по образам пьесы, преподаватель сможет выявить индивидуальные склонности ученика
и развить его художественное восприятие. В репертуарный список включён раздел
упражнений и этюдов, полифонии, крупные формы, широко представлены пьесы для игры
в ансамбле.
Данная программа, построенная на принципах развивающего обучения, позволяет развить
творческую личность ребёнка, повышает его интеллектуальный уровень, наряду с музыкальными
способностями развивает и общие способности.
Многолетний опыт работы позволяет сделать выводы:
- дети любят музыку
- занятия доставляют им радость
- легко усваивают теоретический материал
- объём теоретического материала значительно увеличен
- пианистические навыки формируются легко и в большом объёме
- развивается творческий потенциал ребёнка
- развиваются музыкально-слуховые представления
- ребёнок свободен, раскован, имеет свою точку зрения
- наглядные пособия создают ощущение праздника на уроке
- создание вместе с родителями "Музыкального альбома" рождает общность интересов
- совместное домашнее чтение и слушание музыки создаёт нужную музыкальную атмосферу
дома.
Работа по данной программе интересна и для педагога, т.к. он видит результаты
совместного труда.
Если Вас заинтересовал наш опыт, звоните по- телефону 12-08-73.
E-mail:permregion@mail.ru
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|