Интеграция предметов музыкального цикла на примере
музыкального отделения "Школы искусств" МОУ№2 |
Программа Совета |
Т. В. Белина.
В сентябре 1998 года при гимназии №2 была организована "школа искусств", которая
стала филиалом ГДД(Ю)Т. Музыкальное отделение школы самое большое .Здесь дети
обучаются игре на фортепиано, скрипке, виолончели, гитаре, занимаются сольным
пением.
С первых же дней существования школы перед педагогами стал вопрос-как построить
процесс обучения и воспитания так, чтобы все предметы музыкального цикла были
подчинены единой цели, проводились бы в едином ключе ;как создать условия развития
музыкальных способностей, пробудить творческую активность, индивидуальность ,создать
атмосферу доброжелательности, заинтересованности каждого ребенка.
Хор- один из предметов музыкального цикла , который обязаны посещать все дети,
обучающиеся на музыкальном отделении "школы искусств", а также учащиеся гимназии
и школы №137, желающие петь в хоре .Хоровое пение играет важную роль в музыкально-эстетическом
воспитании детей.
По словам Б .Г .Тевлина , "нет более верного пути для приобщения людей к бесценным
сокровищам классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого
,к сложным созданиям современных авторов, чем последовательное овладение вокально-хоровыми
навыками и основами музыкальной грамоты".
Модифицированная программа по хору была разработана мною на основе многолетней
практической работы с детьми .Программа расчитана на работу с детьми , имеющими
разный уровень музыкальных способностей.Отсутствие у многих детей координации
между слухом и голосом , неразвитость музыкально-ритмического слуха - не повод
лишать их занятий музыкой.По словам Т.Шатковского " все дети могут слышать так
же, как все они могут читать и писать".В программе рассматриваются приемы формирования
у детей эмоционально-образного восприятия и воспроизведения музыки на основе методов
вокально-хоровой работы , развития музыкального слуха ,чистоты интонирования,
изучения музыкальной грамоты. Данная программа комплексная, т.к. соединяет в себе
наиболее интересные методики педагогов -новаторов России и зарубежных стран:Г.Шатковского,В.В.Кирюшина,В.В.Емельянова,Д.Е.Огороднова,
К.Орфа и других.
Программа является частью общего музыкального образования и теснейшим образом
связана с другими музыкальными дисциплинами, такими как сольфеджио, фортепиано,
музыкальная литература .Наиболее тесная связь между хором и сольфеджио. Оба эти
предмета строятся на принципах эмоционально-образной педагогики. На уроках сольфеджио
и хора дети поют и слушают интервалы, аккорды, ритмические формулы. В распевания
включаются песни- попевки по музыкальной грамоте , где теоретические правила облечены
в увлекательную форму рассказа о музыкальных терминах: "Красавица медиан , "Вальс
квинт", "Терции трехлетки", "Синкопа ДИ-БО-ЛИ" и т.д.
На сольфеджио, хоре, фортепиано используются наглядные пособия: рисунки, таблички
ритмических групп, мелодий, гармонических функций. Отдельные функции и ритмические
формулы воспринимаются в определенном цвете: Д- красный,S-желтый, Т- синий, III
ступень- розовый, восьмые- голубой и т. д.
Большое место уделяется ручным знакам, упражнениям с ладо-вокальными жестами,
речевым упражнениям, артикуляционной гимнастике, а также устным ритмическим диктантам.
Применяются различные виды двигательной музыкальной деятельности, что обеспечивает
активность, внимательность, заинтересованность в работе всех учащихся.
Интеграция должна затрагивать весь цикл музыкальных дисциплин. Занимаясь подбором
на уроках фортепиано, гитары педагоги могут использовать хоровые произведения,
применять знания, полученные на уроках сольфеджио, музыкальной литературы. Главное-
научить ребенка мыслить , слышать, чувствовать, творить ,- воспитать в нем музыкально-художественный
вкус.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|