ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ "ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ ГДД(Ю)Т" |
Программа Совета |
Перетрухина Н.А
.
"Самая большая ценность, которой награждает человека искусство,-это
ценность доброты.Награжденный даром понимать искусство человек ста-
новится нравственно лучше, а следовательно и счастливее."
Д.С.Лихачев.
"Таланты создавать нельзя, но можно
создавать культуру, т е почву,на кото-
рой растут и процветают таланты.Круг
замыкается- наш труд оправдан."
Г.Нейгауз.
Характерной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность
на конкретного ребёнка, на создание необходимых условий "для развития духовности
обучающихся, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском,
профессиональном становлении", 1 а также - создание условий для самореализации
личности.
Своеобразие системы дополнительного образования (и в целом - образовательной системы
Дворца творчества юных) - в возможности создания благоприятных условий (в т.ч.
эмоционально-ценностной, информационной, деятельностной среды) для самоактуализации,
самоопределения обучающихся, для развития и реализации личностного потенциала
каждого юного человека.
Дворец открыт развитию и новизне, содружеству, сотворчеству педагогов, детей и
родителей, расширению спектра творческих взаимодействий (город, область, страна
и т.д.), что создаёт необходимые предпосылки для осуществления крупномасштабных
творческих проектов, долгосрочных комплексных программ.
В 1995 г. в отделе музыкального творчества ДТЮ началась работа по разработке и
реализации открытой комплексной программы "Детская филармония ДТЮ", призванной
использовать самые разнообразные формы работы с детьми младшего, среднего и старшего
школьного возраста. В основе концепции программы заложена идея синтеза искусств.
Явления музыкальные мы сопоставляем с аналогичными литературными, поэтическими,
живописными, пластическими образами, картинами природы, обращаясь к миру чувств,
творческому воображению ребёнка. Цель программы - развитие ценностных ориентиров
личности ребенка через приобщение к ценностям культуры, искусства.
Концертно-просветительская деятельность Детской филармонии осуществляется по двум
направлениям:
1. Юные музыканты - школьникам города
(исполнителями, ведущими тематических театрализованных концертов, музыкально-поэтических
программ, музыкальных гостиных являются дети - солисты объединения "Детская филармония
ДТЮ", художественные коллективы Дворца, учащиеся ДМШ и студий города);
2. Мастера искусств - детям
(концерты-встречи с профессиональными музыкантами исполнителями, композиторами,
деятелями искусств, исполнительскими коллективами).
За семь концертных сезонов Детской филармонии состоялось свыше семидесяти "музыкальных
встреч для детей и юношества".
Параллельно в отделе музыкального творчества велась экспериментальная работа по
организации нового творческого сообщества педагогов и детей - творческого объединения
учащихся "Детская филармония ДТЮ", куда входят ученики младших (1-2 годы обучения),
средних (3-4), старших (5-7) классов и недавние выпускники музыкальной студии
Дворца (8-9 годы обучения). На практике начала осуществляться идея восьми-девятилетнего
образовательного цикла для детей - участников названного объединения.
Итогом многолетней практической работы по организации творческого объединения
явилось создание "Образовательной программы класса специального фортепиано творческого
объединения учащихся "Детская филармония ДТЮ" (7-9 годы обучения)" (авторы: Перетрухина
Н.А., Брохина Г.А., Трубина Л.С., Пермь, 2000г.), направленной на комплексное
художественно-творческое, интеллектуальное, артистическое развитие юных пианистов
(на стадии вхождения в сферу предпрофессионального уровня), где обучение в классе
фортепиано интегрируется с художественно-творческими занятиями, научно-исследовательской
и концертно-просветительской деятельностью. Программа удостоена Диплома IV Всероссийского
конкурса авторских программ дополнительного образования детей (Москва, 2000г.).
Хотелось бы отметить, что создание многоуровневого 2 творческого объединения дало
возможность решения целого комплекса задач - воспитательных, обучающих, творческих,
позволило решить проблему создания творческой атмосферы в детском коллективе.
Включаясь в художественно-творческий процесс, дети вступают в сложнейшую сферу
творческой деятельности - сферу исполнительского искусства, становясь полноправными
участниками и создателями концертов-спектаклей, являясь пропагандистами классической
музыки, поэзии и т.п. Такая направленность создаёт атмосферу духовной наполненности,
в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества,
для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка.
В процессе становления творческого объединения определились основные подходы к
разработке и реализации собственной воспитательной системы, были сформулированы
ведущие принципы педагогической деятельности, определены важнейшие ценностно-смысловые
ориентации, цель, задачи и результаты воспитательной деятельности, выкристаллизовались
формы взаимодействия субъектов воспитательной системы, обозначены ведущие педагогические
технологии.
Предложенная воспитательная система направлена на комплексное развитие личности
ребёнка и является системой креативного типа. Вид системы - художественная
- определяется ведущими ценностно-смысловыми ориентациями (культурно-нравственные).
Модель воспитательной системы творческого объединения "Детская филармония " полностью
представлена в разработанной нами "Матричной модели воспитательной системы креативного
типа" , являющейся моделью воспитательной системы Дворца творчества юных в целом.
Структура воспитательной системы творческого объединения "Детская филармония "
включает следующие уровни развития личности: а) индивидуальный, б) групповой,
в) коллективный, г) предпрофессиональный.
Остановимся подробнее на каждом из вышеназванных уровней.
Индивидуальный уровень. "Сфера развития личности" (Слободчиков В. И.) 3
Ведущей задачей педагога является создание условий для развития способностей ребёнка
к универсальному развитию (каждый ребёнок - суверенная личность, индивидуальность,
"планета").
Диагностика и прогнозирование личностного роста ребёнка (в "Индивидуальных планах"
учащихся); внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям
ученика, его потенциальным способностям и возможностям.
Значимость педагогического участия в духовно-нравственном становлении ребёнка:
попытка дать направленность к восхождению и "жизнетворчеству" (Андрей Белый).
Групповой уровень. Воспитание и развитие ребёнка в творческой среде (временные
творческие группы, ансамбли и т.п.)
Вовлечение детей в совместный художественно-творческий процесс (создание и подготовка
творческих мероприятий, тематических концертов, экспозиций и т.п.); общение детей
разного возраста (от 6 до 17 лет), разного уровня мастерства, разных классов,
но объединённых общими творческими, профессиональными, духовными устремлениями.
Творческое общение - катализатор духовно-нравственного развития личности.
Коллективный уровень. "Создание пространства совместной жизнедеятельности" (В.
И. Слободчиков) 4
Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального,
общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных
позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Взросление и социализация
ребёнка. Воспитание чувства ответственности, коллективизма. Гармония индивидуального
и коллективного: создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодоверия
в детском коллективе.
Предпрофессиональный уровень. Выход на творческую самореализацию, самопознание,
самосовершенствование.
В процессе занятий у детей формируются устойчивые мотивации к художественно-творческой,
исследовательской, концертно-просветительской деятельности. Сочетание музыкального
образования с опытом практической творческой деятельности - основа нравственно-ценностной
мотивации последующей самостоятельной деятельности выпускников творческого объединения
"Детская филармония ". Участник объединения становится пропагандистом музыкального
искусства, культуры, традиций и идей Детской филармонии.
Сама возможность многолетней успешной работы детского творческого объединения
определяется, на наш взгляд, наличием благоприятной культурно-образовательной
среды, атмосферой взаимопонимания и дружбы, где дети-малыши и старшие, занимающиеся
в классах разных педагогов-специалистов, в тех или иных исполнительских коллективах
отдела, получают уникальную данность многолетнего творческого общения с юными
музыкантами, родителями, выпускниками студии, педагогами Дворца и города, деятелями
искусств и музыкантами-исполнителями Перми, России.
Каждое событие (творческая встреча, концерт, рождественский музыкальный вечер
и т.п.), совершающееся в Детской филармонии, становится для всех нас - детей и
взрослых - со-бытием 5 - совместным эмоционально значимым, ярким жизненным явлением,
проживаемым в коллективе единомышленников. Подобная со-бытийность является подлинным
основанием системных связей реализуемой воспитательной системы.
В завершение хотелось бы отметить, что сегодня мы вправе говорить об организации
жизнедеятельности данной системы воспитания как приоритетном направлении в существовании
творческого объединения, направлении, позволяющем использовать самые разнообразные
формы и методы работы с детьми разного школьного возраста, открывающем новые горизонты
в приобщении юных исполнителей и юных слушателей к миру прекрасного, подлинной
духовности, культуры, творчества и гармонии.
1. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001гг.//
Воспитание школьников. 2000, №1, с. 9.
2. В творческом объединении учащихся "Детская филармония ДТЮ" занимаются дети
II, III и IV уровней образования:
II уровень - учебно-развивающий (или репродуктивный) / 1-3 классы студии
III уровень - художественно-творческий (или углублённый) / 4-7 классы студии
подготовительный состав объединения "Детская филармония"
IV уровень - предпрофессиональный (или продуктивно-творческий) / 7-9 классы студии
основной состав объединения "Детская филармония"
3. Слободчиков В. И. Возрастная периодизация психологического развития человека.
В сб.: Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы
дополнительного образования детей. Вып. 3. М., 1997, с. 9.
4. Там же, с. 9.
5. "Со-бытие как видимая форма единства со многими другими" (Слободчиков В. И.).
Там же, с. 13.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|