ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ "ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ ГДД(Ю)Т" Программа Совета 

Перетрухина Н.А

.

"Самая большая ценность, которой награждает человека искусство,-это
ценность доброты.Награжденный даром понимать искусство человек ста-
новится нравственно лучше, а следовательно и счастливее."
Д.С.Лихачев.

"Таланты создавать нельзя, но можно
создавать культуру, т е почву,на кото-
рой растут и процветают таланты.Круг
замыкается- наш труд оправдан."


Г.Нейгауз.


Характерной особенностью педагогических подходов последних лет становится направленность на конкретного ребёнка, на создание необходимых условий "для развития духовности обучающихся, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении", 1 а также - создание условий для самореализации личности.
Своеобразие системы дополнительного образования (и в целом - образовательной системы Дворца творчества юных) - в возможности создания благоприятных условий (в т.ч. эмоционально-ценностной, информационной, деятельностной среды) для самоактуализации, самоопределения обучающихся, для развития и реализации личностного потенциала каждого юного человека.
Дворец открыт развитию и новизне, содружеству, сотворчеству педагогов, детей и родителей, расширению спектра творческих взаимодействий (город, область, страна и т.д.), что создаёт необходимые предпосылки для осуществления крупномасштабных творческих проектов, долгосрочных комплексных программ.
В 1995 г. в отделе музыкального творчества ДТЮ началась работа по разработке и реализации открытой комплексной программы "Детская филармония ДТЮ", призванной использовать самые разнообразные формы работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста. В основе концепции программы заложена идея синтеза искусств. Явления музыкальные мы сопоставляем с аналогичными литературными, поэтическими, живописными, пластическими образами, картинами природы, обращаясь к миру чувств, творческому воображению ребёнка. Цель программы - развитие ценностных ориентиров личности ребенка через приобщение к ценностям культуры, искусства.
Концертно-просветительская деятельность Детской филармонии осуществляется по двум направлениям:
1. Юные музыканты - школьникам города
(исполнителями, ведущими тематических театрализованных концертов, музыкально-поэтических программ, музыкальных гостиных являются дети - солисты объединения "Детская филармония ДТЮ", художественные коллективы Дворца, учащиеся ДМШ и студий города);
2. Мастера искусств - детям
(концерты-встречи с профессиональными музыкантами исполнителями, композиторами, деятелями искусств, исполнительскими коллективами).
За семь концертных сезонов Детской филармонии состоялось свыше семидесяти "музыкальных встреч для детей и юношества".
Параллельно в отделе музыкального творчества велась экспериментальная работа по организации нового творческого сообщества педагогов и детей - творческого объединения учащихся "Детская филармония ДТЮ", куда входят ученики младших (1-2 годы обучения), средних (3-4), старших (5-7) классов и недавние выпускники музыкальной студии Дворца (8-9 годы обучения). На практике начала осуществляться идея восьми-девятилетнего образовательного цикла для детей - участников названного объединения.
Итогом многолетней практической работы по организации творческого объединения явилось создание "Образовательной программы класса специального фортепиано творческого объединения учащихся "Детская филармония ДТЮ" (7-9 годы обучения)" (авторы: Перетрухина Н.А., Брохина Г.А., Трубина Л.С., Пермь, 2000г.), направленной на комплексное художественно-творческое, интеллектуальное, артистическое развитие юных пианистов (на стадии вхождения в сферу предпрофессионального уровня), где обучение в классе фортепиано интегрируется с художественно-творческими занятиями, научно-исследовательской и концертно-просветительской деятельностью. Программа удостоена Диплома IV Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей (Москва, 2000г.).
Хотелось бы отметить, что создание многоуровневого 2 творческого объединения дало возможность решения целого комплекса задач - воспитательных, обучающих, творческих, позволило решить проблему создания творческой атмосферы в детском коллективе.
Включаясь в художественно-творческий процесс, дети вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности - сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями концертов-спектаклей, являясь пропагандистами классической музыки, поэзии и т.п. Такая направленность создаёт атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка.
В процессе становления творческого объединения определились основные подходы к разработке и реализации собственной воспитательной системы, были сформулированы ведущие принципы педагогической деятельности, определены важнейшие ценностно-смысловые ориентации, цель, задачи и результаты воспитательной деятельности, выкристаллизовались формы взаимодействия субъектов воспитательной системы, обозначены ведущие педагогические технологии.
Предложенная воспитательная система направлена на комплексное развитие личности ребёнка и является системой креативного типа. Вид системы - художественная - определяется ведущими ценностно-смысловыми ориентациями (культурно-нравственные). Модель воспитательной системы творческого объединения "Детская филармония " полностью представлена в разработанной нами "Матричной модели воспитательной системы креативного типа" , являющейся моделью воспитательной системы Дворца творчества юных в целом.
Структура воспитательной системы творческого объединения "Детская филармония " включает следующие уровни развития личности: а) индивидуальный, б) групповой, в) коллективный, г) предпрофессиональный.
Остановимся подробнее на каждом из вышеназванных уровней.
Индивидуальный уровень. "Сфера развития личности" (Слободчиков В. И.) 3
Ведущей задачей педагога является создание условий для развития способностей ребёнка к универсальному развитию (каждый ребёнок - суверенная личность, индивидуальность, "планета").
Диагностика и прогнозирование личностного роста ребёнка (в "Индивидуальных планах" учащихся); внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям ученика, его потенциальным способностям и возможностям.
Значимость педагогического участия в духовно-нравственном становлении ребёнка: попытка дать направленность к восхождению и "жизнетворчеству" (Андрей Белый).
Групповой уровень. Воспитание и развитие ребёнка в творческой среде (временные творческие группы, ансамбли и т.п.)
Вовлечение детей в совместный художественно-творческий процесс (создание и подготовка творческих мероприятий, тематических концертов, экспозиций и т.п.); общение детей разного возраста (от 6 до 17 лет), разного уровня мастерства, разных классов, но объединённых общими творческими, профессиональными, духовными устремлениями. Творческое общение - катализатор духовно-нравственного развития личности.
Коллективный уровень. "Создание пространства совместной жизнедеятельности" (В. И. Слободчиков) 4
Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Взросление и социализация ребёнка. Воспитание чувства ответственности, коллективизма. Гармония индивидуального и коллективного: создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, взаимодоверия в детском коллективе.
Предпрофессиональный уровень. Выход на творческую самореализацию, самопознание, самосовершенствование.
В процессе занятий у детей формируются устойчивые мотивации к художественно-творческой, исследовательской, концертно-просветительской деятельности. Сочетание музыкального образования с опытом практической творческой деятельности - основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности выпускников творческого объединения "Детская филармония ". Участник объединения становится пропагандистом музыкального искусства, культуры, традиций и идей Детской филармонии.
Сама возможность многолетней успешной работы детского творческого объединения определяется, на наш взгляд, наличием благоприятной культурно-образовательной среды, атмосферой взаимопонимания и дружбы, где дети-малыши и старшие, занимающиеся в классах разных педагогов-специалистов, в тех или иных исполнительских коллективах отдела, получают уникальную данность многолетнего творческого общения с юными музыкантами, родителями, выпускниками студии, педагогами Дворца и города, деятелями искусств и музыкантами-исполнителями Перми, России.
Каждое событие (творческая встреча, концерт, рождественский музыкальный вечер и т.п.), совершающееся в Детской филармонии, становится для всех нас - детей и взрослых - со-бытием 5 - совместным эмоционально значимым, ярким жизненным явлением, проживаемым в коллективе единомышленников. Подобная со-бытийность является подлинным основанием системных связей реализуемой воспитательной системы.
В завершение хотелось бы отметить, что сегодня мы вправе говорить об организации жизнедеятельности данной системы воспитания как приоритетном направлении в существовании творческого объединения, направлении, позволяющем использовать самые разнообразные формы и методы работы с детьми разного школьного возраста, открывающем новые горизонты в приобщении юных исполнителей и юных слушателей к миру прекрасного, подлинной духовности, культуры, творчества и гармонии.




1. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001гг.// Воспитание школьников. 2000, №1, с. 9.
2. В творческом объединении учащихся "Детская филармония ДТЮ" занимаются дети II, III и IV уровней образования:
II уровень - учебно-развивающий (или репродуктивный) / 1-3 классы студии
III уровень - художественно-творческий (или углублённый) / 4-7 классы студии
подготовительный состав объединения "Детская филармония"

IV уровень - предпрофессиональный (или продуктивно-творческий) / 7-9 классы студии
основной состав объединения "Детская филармония"
3. Слободчиков В. И. Возрастная периодизация психологического развития человека. В сб.: Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей. Вып. 3. М., 1997, с. 9.
4. Там же, с. 9.
5. "Со-бытие как видимая форма единства со многими другими" (Слободчиков В. И.). Там же, с. 13.



написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru