Создание социально значимых проектов как условие
самореализации обучающихся объединений музыкального творчества(на примере музыкальных
программ клуба "Контакт" |
Программа Совета |
Л.П.Логинова
Впервые термин "самореализация" использовала американский психолог Карен Хорни
в книге "На своем ли мы месте" (1935 г.), заговорив о "реальном собственном "я"
("the real self") и использовав этот термин в книге "Самоанализ" (1942 г.), где
и ввела понятие "самореализация" ("self-realization").
В соответствии с теорией Карен Хорни, "реальное собственное "я" - это набор присущих
человеку потенций, таких, как темперамент, способности, дарования, склонности,
являющийся частью нашей наследственности и нуждающийся в благоприятных условиях
для развития. Это не продукт научения, поскольку никого нельзя научить быть самим
собой; но это и не то, что не поддается внешним влияниям, поскольку актуализация
реального собственного "я" осуществляется через взаимодействие с внешним миром,
представляющим различные пути развития. Этот процесс может пойти различными путями
в зависимости от тех или иных условий.
Как и любой другой живой организм, человек нуждается в благоприятных условиях,
он нуждается в теплой атмосфере, которая дает ему ощущение внутренней безопасности
и свободы, позволяющие иметь свои собственные мысли и чувства и выражать именно
себя. Он нуждается в здоровых столкновениях с желанием и волей других людей. Следовательно,
если он растет вместе с другими, в любви и столкновениях, он вырастет в соответствии
со своим реальным "я".
Человек по своей природе добровольно стремится к самореализации, и его система
ценностей вырастает из этого стремления. Он не может раскрыть свой потенциал,
если не верит в себя, не активен, не продуктивен, если он не строит взаимоотношения
между людьми в духе взаимности.
Итак, самореализация по К.Хорни - это выражение реального собственного "я"; это
целенаправленная внутренняя сила, общая для всех людей, но все же неповторимая
и уникальная, которая побуждает человека к реализации заложенных в нем возможностей;
это рост и осознание понимания себя самого.
Вопрос самореализации является сегодня достаточно актуальным для ситемы дополнительного
образования.Образовательный процесс в УДО отвечает не только на запрос личности
на новое знание,то есть не только удовлетворяет познавательный интерес, но и обеспечивает
потребность личности в любви, общении, признании, самореализации.Следовательно,
его отличительная черта- ориентация на более широкий круг потребностей человека,
в этом его специфика и отличие от традиционного образования.
.
Кроме того, ометим, что и цели, с которыми дети приходят в учреждение дополнительного
образования, претерпевают существенные изменения. Раньше основной целью ребенка,
который приходит в образовательное музыкальное объединение, было получение допрофессионального
музыкального образования, это находило свое выражение в получении свидетельства
об окончании музыкальной студии, которое давало право на поступление в профессиональное
учебное заведение. В настоящий момент, наряду с вышеупомянутой можно отметить
наличие самых разных целей:
· овладение первоначальными навыками игры на инструменте на уровне домашнего музицирования,
а также применение полученных навыков в самых разных сферах;
· приобщение к музыкальной культуре;
· возможность общаться со сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
· свобода творческого самовыражения;
· потребность в признании, успехе и другие.
Во Дворец творчества юных идут дети с самыми разными способностями, с разной степенью
музыкальной одаренности и все они должны найти свою "нишу", свое маленькое поле
деятельности, побывать в "ситуации успеха".
Конечно, не все они станут музыкантами, очень немногие из них изберут своей профессией
музыкальную деятельность, но потребность в занятиях исусством, потребность выражать
себя , свои мысли и чувства в игре на инструментах не исчезает.Именно на индивидуальных
занятиях с ребенком педагог может выявить его истинные желания, предпочтения,
выполняя роль своеобразного "педагогического клинициста", создавая его "познавательный
портрет", включающий описание особенностей мотивационно-поребностной, эмоциональной
и операциональной стороны учебной деятельности.Популярность у детей и родителей
таких направлений, как компьютерная грамотность, иностранные языки, экономика
и бизнес, привела и к осознанию потребности в конкурентоспособных музыкальных
образовательных программах.
Что же предлагает детям традиционное обучение?
Преподавание предмета фортепиано в музыкальных объединениях УДО ведется в основном
по типовым программам, индивидуально. Обучение построено таким образом, что весь
материал, рассчитанный на 7-8 лет обучения, располагается по мере усложнения по
годам обучения. Форма предъявления результата - контрольные уроки, экзамены, технические
зачеты. Таким образом, занятия в музыкально-хоровой студии Дворца творчества юных
принципиально мало чем отличаются от уроков детской музыкальной школы. Система
эта во многом себя оправдывает, но, тем не менее, она не позволяет выявить специфику
учреждения дополнительного образования и не может вместить в себя весь спектр
уже существующих форм, видов деятельности, которые требуют совершенно новых методов,
подходов, принципов работы.
,Усиливающаяся ориентация образовательной деятельности на потребности ребенка,
на преодоление стандартных форм обучения и традиционности услуг , предлагаемых
музыкальным образованием,требуют новых подходов и принятия нестандартных решений.
В 2000/2001 году я решила принципиально изменить подход к занятиям в своем классе,
максимально расширив рамки содержания предмета.
На занятиях мы решили работать не только с фортепиано, но и с синтезатором, музыкальным
компьютером, что открывает совершенно новые возможности для ребенка. Именно на
уроках синтезатора ребенок может совершенно свободно оперировать такими важнейшими
составляющими музыкального искусства, как ритм, динамика, темп, психические состояния,
а также создавать свои аранжировки, музыкальные композиции, словом, творить. Конечно,
индивидуальные занятия позволяют наиболее полно выявить склонности и предпочтения,
субъективный опыт ребенка, его способности и познавательные возможности. Но наряду
с индивидуальной работой с детьми необходима и полезна работа в группах и в микрогруппах,
где ребята учатся друг у друга, мотивируют к деятельности, создают здоровый элемент
соревновательности.
В таких условиях ребята могут реализовать в полной мере свои возможности, задатки,
способности, использовать весь комплекс знаний, умений, навыков, полученных на
других предметах музыкального цикла. Здесь дети могут играть как на фортепиано,
так и на синтезаторе, аккомпанировать друг другу, петь в микрофон. Для этого я
делаю для них переложения различных песен, аккомпанементы, обработки, то есть
учитываю вкусы и потребности каждого ребенка.
Выявляя тенденции образовательного процесса в отделе музыкального творчества,
я пришла к выводу, что активные виды деятельности не всегда применяются эффективно
или не используются совсем. Поэтому я решила направить усилия на создание социально-значимого
проекта и назвала его условно, для себя,-проект "открытое образование". Этот проект
действует в рамках клуба "Контакт", которым я руковожу во Дворце творчества юных
вот уже 6 лет, и где реализуются концертные программы для детей из социально-реабилитационных
центров. Начиная с 2000 года в этих концертных программах, музыкально-просветительских
по своей сути, функции ведущих, исполнителей и солистов выполняют обучающиеся
моего класса. У каждого из них - своя роль, сообразно полученным знаниям, навыкам,
потребностям, способностям.
Участие в активных видах деятельности потребовало от ребят реализации таких качеств,
которыми обладает далеко не каждый взрослый человек. Это умение много и упорно
трудиться, успешно предъявлять результаты своего труда, воля, выдержка, выносливость,
умение собираться на сцене и ориентироваться в сложной, экстремальной ситуации.
Это реализация и своих природных задатков, музыкальности, артистизма.
В таких видах деятельности обучающиеся пробуют себя не только как профессионалы
- певцы, исполнители, чтецы, ведущие, но и развивают свои человеческие качества,
которые помогут им в дальнейшем успешно влиться в социум - это "чувство локтя",
товарищества, умение осознавать общую цель, проникнуться ею и успешно двигаться
к результату, умение сопереживать и радоваться успехам своих товарищей.
Для меня является очень важным использовать те формы работы с детьми, которые
делали бы нашу работу разнообразной, интересной, которые не позволяли бы нам замыкаться
в своем узком, "цеховом" мирке, а способствовали бы тому, чтобы та творческая
работа, которая ведется в классе, стала бы "открытой", нужной обществу.
Оказалось, что для ребенка очень важно знать, что деятельность, имеющая значение
только для него, может приобрести широкую социальную значимость, и он получает
удовлетворение и радость не только от того, что овладел знаниями и навыками, научился
прекрасному, но и от того, что поделился с другими тем, чему научился сам.
В лице ребят из социально-реабилитационных центров мы находим самых благодарных
слушателей.Для меня и моих учеников встречи с ними являются большой радостью,
мы чувствуем себя открытыми миру и обществу, чувствуем нужность и полезность своего
труда, и занятия музыкой приобретают для нас другой, более высокий смысл.
Результатом своей педагогической деятельности я считаю четко выраженные потребности
обучающихся в искусстве, музыке,стремление всесторонне изучить предмет для того,
чтобы обращаться к полученным знаниям и чувственно-эмоциональному опыту на протяжении
всей жизни.
Таким образом,активные виды деятельности и формы работы с детьми(а это социально
значимые проекты, концертно-просветительская деятельность), свобода выбора деятельности,
богатая содержательная среда позволяют наиболее полно раскрыться лучшим индивидуальным
качествам ребенка, развить ему свои способности, позволяют лучше узнать себя и
свои возможности как личности, способствуют самореализации.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|