Логинова Л.П.
Наше динамичное, переходно-кризисное время характеризуется необходимостью переосмысления
многих ,казавшихся прежде незыблемыми представлений.Все они так или иначе касаются
характера отношений человека с миром, поскольку становится все более очевидной
невозможность сохранения прежней стратегии в этих отношениях .Человек вплотную
оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки
новой парадигмы поведения в мире(Современные концепции эстетического воспитания).Суть
формируемого на наших глазах подхода в том, что в понимании развития и прогресса
внимание, смысловые акценты и направления деятельности должны быть перенесены
с развития внешнего(т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение
и потребление) на развитие внутреннее ,т .е . ,-развитие самого человека , совершенствование
его природы, задействование его собственных резервов и возможностей.
Накопившиеся проблемы нашего времени заставляют признать бесперспективность бесконечной
интенсификации потребления и обратиться к поискам иных решений . Это заставляет
современных исследователей по-новому ставить вопросы о том, как следует трактовать
содержание истинных человеческих потребностей ;в формировании какой личности заинтересовано
современное общество ;какой представляется перспектива общества и в чем видится
его подлинный прогресс .Это означает не только изменение параметров оценки развития
-от количественных характеристик экспансии человека в мир к качественным его проявлениям
в мире ,- но и определяет введение новых векторов самого понимания человека ,его
целей и задач в мире .Наряду с пересмотром целого ряда соответствующих проблем,
это означает и новый подход к пониманию потребностей человека, самому их содержанию
.Осознавая свои истинные потребности(жизнь, безопасность, пища, общение, любовь,
познание, творчество),отказываясь от пустого, но утомительного существования в
качестве безвольного , тупого потребителя, заглатывающего все новые порции навязываемого
ему извне "ширпотреба" всех видов, человек мог бы обратить спасенное время и возможности
на истинное бытие, на свое человеческое развитие, на достойную, качественно человеческую
жизнь(Современные концепции эстетического воспитания).
Темпы прогресса в свете современной стратегии развития человечества , его содержательно-качественные
возможности все более будут определяться тем, насколько общественное устройство
окажется способным обеспечить условия для развития самого человека , для раскрытия
и реализации его творческого потенциала .В немалой степени это будет определяться
возможностью сформировать развитую, творческую личность, способную действовать
самостоятельно ,адекватно и эффективно и отвечать за результаты своей деятельности
.При этом в процессе творческой деятельности не только создаются и вносятся в
мир ценности, но и сама такая деятельность выступает как ценность,становясь реализацией
смысла жизни, предназначения человека.
Образование традиционно понимается не только как результат усвоения системы ЗУНов,
но и как процесс просвещения человека в соответствии с идеальными представлениями
общества о духовных и нравственных ценностях .Так как выразителем этих ценностей
всегда считалось искусство, то его роль в образовании и развитии человека трудно
переоценить.
В музыке, как виде искусства, заключено то идеальное, "классическое",-т.е.,достойное
подражания содержание, которое исторически складывалось и отбиралось людьми как
прекрасное, нравственное, возвышенное.
Действительно, в обществе все теснейшим образом взаимосвязано, и еще древний китайский
мудрец Люй Бувэй считал деградацию в музыке верным признаком гибели правления
и государства .Он утверждал, что музыка благоустроенного века спокойна и радостна,
а правление ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а правление
ошибочно, музыка гибнущего государства печальна и сентиментальна, а его правительство
в опасности .Существуют даже запретные , чуждые небу дьявольские тональности-"музыка
гибели";чем бурнее и хаотичнее музыка, тем больше опасности для страны.(Современные
концепции эстетического воспитания).Отрицательные эмоции и представления -это,
по мнению медиков, настоящий бич человечества, их вредно продуцировать и накапливать
в себе, недаром уныние, например, рассматривается в Библии как тяжкий грех .Еще
Гоголь писал, что искусство должно быть водворением в душу стройности и порядка,
а не смущения и расстройства
В. Гумбольдт предполагал, что со временем болезни будут расцениваться как следствие
извращенного мышления.
Пифагорейцы тоже рассматривали болезнь как нарушение гармонии в организме и душе
человека, считая при этом, что определенные мелодии и ритмы способны врачевать
человеческие нравы и страсти и восстанавливать первоначальную гармонию душевных
способностей .Современный же американский физиолог Эди Росс, исследующий влияние
сигналов на состояние клеток, установил, что звуки способны выполнять роль переключателя
мозга на иной режим работы :так , музыка Моцарта, например, способна нормализовать
энцефалограмму .Способность музыки оказывать самое глубинное и действенное влияние
на человека позволяет использовать ее в лечебных целях, что привело к созданию
своеобразной "музыкальной фармакопеи", содержащей указания, какую музыку при каких
недугах следует применять.
Кроме того, искусство выполняет в обществе и целый ряд как бы профилактических
функций, связанных с регуляцией эмоционального фона.Часто страдание уходит или
ослабляется, если есть возможность объективировать его, высказать.Об этой стороне
искусства интересно и аргументированно писал Л.С.Выготский.
В искусстве -при его творчестве и его восприятии- изживается излишек впечатлений
внешнего мира, не выразившихся во внешних действиях .Тем самым искусство разряжает
избыточное напряжение, берет на себя неосуществившуюся часть жизни нашей нервной
системы ,очищает психику от "сенсорных шлаков".Действительно, современная жизнь
с ее перегрузками, тип современного опыта приводят к снижению сенсорных способностей,
что влияет на качество восприятия, его остроту, свежесть .Кроме того, ставшая
продуктом предшествующего технического развития общества и характерная для многих
сфер деятельности гипертрофия интеллекта , акцентуация рациональности приводят
к утрате многих чувствовательно -эстетических способностей; с другой стороны,
отмирание последних обедняет интеллект, делает его слишком механистичным, одномерным,
что неизбежно приводит к снижению творческого потенциала мышления .Истинное творчество
не может быть порождено только сухим расчетом, автоматизмом рациональных операций.
Для реализации творческих возможностей необходима живость мыслительных ассоциаций
,нестандартность логических ходов ,инициативность воображения, чего лишены, как
известно, разумные вычислительные машины.(Современные концепции эстетического
воспитания).Без "под-
питки" чувствами интеллект становится схематичным и вялым.
Музыкальное искусство воздействуя на человека, упорядочивает и гармонизует восприятие
мира, примиряет чувственное и рациональное, , сообщая душе новое качество порядка.Оно
как бы равномерно распределяет наше внимание, не давая перевеса ни одной из сторон
или фрагментов нашей внутренней организации, препятствуя однобокости проявления
внутреннего мира личности.
Складывающаяся система дополнительного образования как нельзя лучше отвечает современным
социальным стратегиям общества .Анализ концепции реформирования образовательной
системы России позволяет ученым отнести ДО к сферам наибольшего благоприятствования
для развития личности каждого ребенка. В дополнительном образовании на основе
общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет
процесс формирования гуманистических ценностных ориентациий ,которые не позволяют
педагогам- музыкантам ограничиться узкоутилитарными целями, и напоминают о высоком
предназначении искусства во все времена, а в наше время особенно ,-заполнять образующийся
вакуум духовности в обществе, открывать и развивать в человеке человеческие качества.
Происходящие в системе дополнительного образования изменения позволяют ученым
говорить о них как об инновационных, так как на базе УДО отрабатываются новые
методики, технологии преподавания, разрабатываются и апробируются новые программы
.Именно в дополнительном образовании с его вариативностью , незастандартизованностью,
которое опирается на самые широкие потребности человека, работают яркие, талантливые
педагоги-энтузиасты, происходят глубинные изменения в содержании образовательного
процесса, идет поиск и использование новых технологий, накапливается богатейший
педагогический и методический опыт.
Л.Логинова, педагог дополнительного образования,ГДД(Ю)Т.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|