Г.Н.Чагин Пермский государственный университет
Современному человеку, очевидно, трудно представить значение такого нравственно-этического
акта, как благословение. От него и еще от многого подобного отказались в советские
годы, посчитав не столь важным и необходимыми для настоящей и будущей жизни. В
то же время в среде православных людей всегда придавали значение получению благословения.
Без благословения, как правило, не начиналась ни одна работа, ни один жизненный
акт. Считалось, что совершаемые действия будут успешными только в том случае,
если они были благословлены.
Среди всех видов благословения самым необходимым и важным признавалось родительское
благословение. Дети воспринимали его как одобрение родителями задуманного дела,
поступка, как помощь и защиту, причем не только со стороны родителей, но и самого
Бога, поскольку часто благословляющий говорил не только от себя лично: "Благословляю
тебя…", но и как посредник между Богом и благословляемым человеком. В последнем
случае, например, часто звучала формула: "Господи, благослови мою дочь…" Нередко
и в обращении за благословением касались высших духовных сил: "Отец родимый и
мать родимая! Благословите Христа ради своего сына по невесту ехать…" По неписаному
закону родительское благословение оценивалось как "во веки нерушимое", а отказ
в нем - как проклятие.
Благословение всегда сопровождалось ритуальными действиями и воспринималось таинственным
актом. Его истоки не следует сводить только к церковной практике, хотя эта сторона
в благословении самая сильная. В нем, несомненно, много этического и сакрального,
созданного в бытовой культуре народа.
Крайне необходимо было молодым получить родительское благословение на вступление
в брак, перед уходом в армию или в какой-либо дальний путь, при переходе из родительского
дома в свой дом. В каждом случае благословение усиливало желание родителей помочь
детям, защитить их от неприятностей, причем не только своими силами, но и Божьей
помощью. Приведем примеры, которые станут прекрасной иллюстрацией к пониманию
значения благословения для населения Прикамья. В обществе положительно оценивались
браки, благословленные родителями, венчанные, а у старообрядцев-беспоповцев -
одобренные духовным наставником. Жених получал родительское благословение перед
тем, как свадебному поезду отправиться за невестой. Корреспондент Русского географического
общества из с.Спас-Барда Кунгурского уезда (в наше время это Кишертский район)
о ритуале благословения писал в 1848 г. так: " В красном углу, из которого убран
стол, постилается маленькая кошма, на кошму становится отец с иконой в руках,
а подле него - мать, обращенные лицом к предстоящим. Пред ними жених, который,
сделав троекратное поклонение перед иконою, а четвертое в ноги отцу, наклоняется
в пояс, прося благословения. Отец изображает иконою троекратное знамение креста
над его головою и, давши поцеловать икону, передает ону матери, к которой, обратившись,
жених делает то же и принимает благословение точно таким же образом. После отца
и матери заступают место крестный отец и крестная мать, они благословляют жениха
так же. Сей обряд всегда сопровождается слезами умиления как родителей, так и
родственников. Наконец образ сей передают большому боярину, и тогда весь поезд,
помолившись Богу, выходит на двор с благословением" (Архив Русского географического
общества в Санкт-Петербурге. Разряд 29, оп.1, д.75, л.5об). Приведем описание
еще одного важного свадебного события, совершаемого в с.Спас-Барда в родительском
доме невесты в момент ее выхода к приехавшему жениху со своим поездом: "Когда
придет время ее выхода, тогда две девицы берут ее под руки и с прочими начинают
петь: "Ишшо первой поклон положу за царя благоверного и проч.", а невеста, обратившись
лицом к иконам и изобразив на себе знамение крестное, поклоняется до земли, будучи
поддерживаемая девицами. Потом поют: "Другоет поклон положу за царицу благоверную
и проч.", а невеста, сделав вперед шаг, опять повергается в землю, далее: "Уж
ишшо-то поклон положу за их малых детонек, затем - за родимова батюшка, за родимую
матушку и за весь род и племя. При всяком имени невеста повергается в землю пред
иконами, и при всяком поклоне делает шаг вперед, а таким образом и достигает места,
где вышедший из-за стола жених ждет ее прихода. Здесь отец невесты берет того
и другого за руки, делает им краткое наставление в любви и послушании друг друга
и руки невесты вручает в руку жениха. После сего все собрание молится Богу и садится
за накрытые столы" (Там же. Л.6).
После следовало угощение молодых и благословение. Обряд совершался в таком же
виде, в каком он проходил в доме жениха, с той разницей, что здесь жених и невеста
молились и кланялись одновременно и оба родителя благословляли одной иконой. Молодые,
вступившие в брак без родительского благословения, впоследствии стремились им
все же обзавестись, в противном случае они не могли рассчитывать на благополучие
в жизни. Выход в этой ситуации был найден, и у многих молодых людей он также приобрел
статус обрядового действия. По этому поводу приведем рассказ одного очевидца,
наблюдавшего в Оханске так называемый обряд прощения, после которого следовало
благословение. Недели через три после скромной свадьбы, в этом случае пышной ее
уже не бывало, молодые приходили к отцу невесты (если ее жених тайно забирал)
"на прощение": "Упадут к ногам отца, держатся за них до тех пор, пока тот не простит
их. А приехавший отец жениха или кто-нибудь из родных старается задобрить винцом.
Расчувствуется отец и скажет: "Бог простит! Станьте дети". Затем родители благословляли
молодых (Пермский край. Пермь, 1895. Т.3. С.210). Отъезд сына на военную службу
для родителей всегда был тяжелым моментом. В обычай входили разные ритуалы, соблюдавшиеся
в момент выхода сына из дома и на окраине деревни, где происходило расставание
с родными.
Кроме того, родители без благословения никогда не отпускали сына. По этому поводу
также приведем описание очевидца проводов, которые происходили в Чердынском крае.
"После обеда рекрут и все гости, выйдя из-за стола, начинают молитву Богу, по
окончании молитвы начинается последнее напутствие: сын-рекрут падает в ноги отцу
- тот благословляет его иконой; принявший благословение с горькими слезами бросается
на грудь плачущего отца, который крепко сжимает в своих объятиях сына, и долго-долго,
покачиваясь, плачут отец и сын навзрыд, дав полную волю растроганным чувствам.
Долгим поцелуем оканчивается это сердечное излияние. Затем рекрут падает в ноги
матери и по благословении опять является та же трогательная картина. Перекланявшись
таким образом всем в ноги, рекрут садится на лавку за стол, наклоняется на столешницу
лицом и плачет. Повалившись на спину, отец и мать также плачут, причитая разные
прощальные слова. После этого, вставши и еще раз получив благословение от родителей,
рекрут выходит" (Пермские губернские ведомости. 1865. №13).
Родители не отпускали без благословения из семьи сына, решившего завести свой
дом и хозяйство. Обстановка в родительском доме в этот момент бывала разной -
доброжелательной и напряженной, если с трудом решался вопрос о выделении доли
отцовского хозяйства, нажитого с участием нескольких сыновей. Приведем рассказ
жителя Чердыни конца XIX в., из которого хорошо видна обстановка в доме и поведение
каждого члена семьи, присутствовавшего в момент, когда молодые, только что создавшие
семью, отправлялись жить самостоятельно на квартиру.
"Мы с Машей встали в половине четвертого часу утра и засветили в зале лампадку,
положили на стол каравай черного хлебу и солоничку соли. Потом разбудили братьев
Васю и Мишу, также разбудили и Сашу. Все умылись и собрались в зале молиться Богу.
Ссоры никакой не было тогда, даже и слова, а все было скромно и тихо. Мне раньше
не давали комод, а потом утром дали и его. Около пяти часов утра встали молиться
Богу все вместе. После моления я пал отцу в ноги и Машенька тоже вместе, он нас
благословил иконой нашей же Спасителем (которую молодые получали на свадьбе. -
Г.Ч.), а сам тятенька, когда благословлял, то у него были слезы. Потом пали в
ноги и мамоньке и она благословила хлебом и солью, говоря, что сами идете. Потом
я и Маша кланялись в ноги Саше и она нам поклонилась как следует. Затем простились
с Васей и Машей. Я взял икону Спасителя, которой благословляли, а Маша взяла хлеб
и соль. Миша взял икону Троеручицу, и все пошли благословясь. Я нес икону без
шапки все до квартиры. Тятенька и мамонька, Саша и Вася проводили до ворот, а
Миша ушел с нами все на квартиру" (Юность. 1990. №8. С.33).
Благословение, как видно из приведенных описаний, никогда не обходилось без икон.
Полученные от родителей иконы не только бережно хранили, но и использовали в какие-либо
другие особо важные моменты жизни. К ним относились, как к важнейшей семейной
реликвии, их передавали и завещали детям и близким людям, поскольку сохранялось
убеждение, что с ними передается потомкам родительское благословение. В системе
нравственных ценностей постоянно присутствовала идея преемственности благословения,
а значит, и родового сознания.