ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Благословление как символ рода и семьи

Программа Совета 

Г.Н.Чагин Пермский государственный университет

Современному человеку, очевидно, трудно представить значение такого нравственно-этического акта, как благословение. От него и еще от многого подобного отказались в советские годы, посчитав не столь важным и необходимыми для настоящей и будущей жизни. В то же время в среде православных людей всегда придавали значение получению благословения. Без благословения, как правило, не начиналась ни одна работа, ни один жизненный акт. Считалось, что совершаемые действия будут успешными только в том случае, если они были благословлены.
Среди всех видов благословения самым необходимым и важным признавалось родительское благословение. Дети воспринимали его как одобрение родителями задуманного дела, поступка, как помощь и защиту, причем не только со стороны родителей, но и самого Бога, поскольку часто благословляющий говорил не только от себя лично: "Благословляю тебя…", но и как посредник между Богом и благословляемым человеком. В последнем случае, например, часто звучала формула: "Господи, благослови мою дочь…" Нередко и в обращении за благословением касались высших духовных сил: "Отец родимый и мать родимая! Благословите Христа ради своего сына по невесту ехать…" По неписаному закону родительское благословение оценивалось как "во веки нерушимое", а отказ в нем - как проклятие.
Благословение всегда сопровождалось ритуальными действиями и воспринималось таинственным актом. Его истоки не следует сводить только к церковной практике, хотя эта сторона в благословении самая сильная. В нем, несомненно, много этического и сакрального, созданного в бытовой культуре народа.
Крайне необходимо было молодым получить родительское благословение на вступление в брак, перед уходом в армию или в какой-либо дальний путь, при переходе из родительского дома в свой дом. В каждом случае благословение усиливало желание родителей помочь детям, защитить их от неприятностей, причем не только своими силами, но и Божьей помощью. Приведем примеры, которые станут прекрасной иллюстрацией к пониманию значения благословения для населения Прикамья. В обществе положительно оценивались браки, благословленные родителями, венчанные, а у старообрядцев-беспоповцев - одобренные духовным наставником. Жених получал родительское благословение перед тем, как свадебному поезду отправиться за невестой. Корреспондент Русского географического общества из с.Спас-Барда Кунгурского уезда (в наше время это Кишертский район) о ритуале благословения писал в 1848 г. так: " В красном углу, из которого убран стол, постилается маленькая кошма, на кошму становится отец с иконой в руках, а подле него - мать, обращенные лицом к предстоящим. Пред ними жених, который, сделав троекратное поклонение перед иконою, а четвертое в ноги отцу, наклоняется в пояс, прося благословения. Отец изображает иконою троекратное знамение креста над его головою и, давши поцеловать икону, передает ону матери, к которой, обратившись, жених делает то же и принимает благословение точно таким же образом. После отца и матери заступают место крестный отец и крестная мать, они благословляют жениха так же. Сей обряд всегда сопровождается слезами умиления как родителей, так и родственников. Наконец образ сей передают большому боярину, и тогда весь поезд, помолившись Богу, выходит на двор с благословением" (Архив Русского географического общества в Санкт-Петербурге. Разряд 29, оп.1, д.75, л.5об). Приведем описание еще одного важного свадебного события, совершаемого в с.Спас-Барда в родительском доме невесты в момент ее выхода к приехавшему жениху со своим поездом: "Когда придет время ее выхода, тогда две девицы берут ее под руки и с прочими начинают петь: "Ишшо первой поклон положу за царя благоверного и проч.", а невеста, обратившись лицом к иконам и изобразив на себе знамение крестное, поклоняется до земли, будучи поддерживаемая девицами. Потом поют: "Другоет поклон положу за царицу благоверную и проч.", а невеста, сделав вперед шаг, опять повергается в землю, далее: "Уж ишшо-то поклон положу за их малых детонек, затем - за родимова батюшка, за родимую матушку и за весь род и племя. При всяком имени невеста повергается в землю пред иконами, и при всяком поклоне делает шаг вперед, а таким образом и достигает места, где вышедший из-за стола жених ждет ее прихода. Здесь отец невесты берет того и другого за руки, делает им краткое наставление в любви и послушании друг друга и руки невесты вручает в руку жениха. После сего все собрание молится Богу и садится за накрытые столы" (Там же. Л.6).
После следовало угощение молодых и благословение. Обряд совершался в таком же виде, в каком он проходил в доме жениха, с той разницей, что здесь жених и невеста молились и кланялись одновременно и оба родителя благословляли одной иконой. Молодые, вступившие в брак без родительского благословения, впоследствии стремились им все же обзавестись, в противном случае они не могли рассчитывать на благополучие в жизни. Выход в этой ситуации был найден, и у многих молодых людей он также приобрел статус обрядового действия. По этому поводу приведем рассказ одного очевидца, наблюдавшего в Оханске так называемый обряд прощения, после которого следовало благословение. Недели через три после скромной свадьбы, в этом случае пышной ее уже не бывало, молодые приходили к отцу невесты (если ее жених тайно забирал) "на прощение": "Упадут к ногам отца, держатся за них до тех пор, пока тот не простит их. А приехавший отец жениха или кто-нибудь из родных старается задобрить винцом. Расчувствуется отец и скажет: "Бог простит! Станьте дети". Затем родители благословляли молодых (Пермский край. Пермь, 1895. Т.3. С.210). Отъезд сына на военную службу для родителей всегда был тяжелым моментом. В обычай входили разные ритуалы, соблюдавшиеся в момент выхода сына из дома и на окраине деревни, где происходило расставание с родными.
Кроме того, родители без благословения никогда не отпускали сына. По этому поводу также приведем описание очевидца проводов, которые происходили в Чердынском крае. "После обеда рекрут и все гости, выйдя из-за стола, начинают молитву Богу, по окончании молитвы начинается последнее напутствие: сын-рекрут падает в ноги отцу - тот благословляет его иконой; принявший благословение с горькими слезами бросается на грудь плачущего отца, который крепко сжимает в своих объятиях сына, и долго-долго, покачиваясь, плачут отец и сын навзрыд, дав полную волю растроганным чувствам. Долгим поцелуем оканчивается это сердечное излияние. Затем рекрут падает в ноги матери и по благословении опять является та же трогательная картина. Перекланявшись таким образом всем в ноги, рекрут садится на лавку за стол, наклоняется на столешницу лицом и плачет. Повалившись на спину, отец и мать также плачут, причитая разные прощальные слова. После этого, вставши и еще раз получив благословение от родителей, рекрут выходит" (Пермские губернские ведомости. 1865. №13).
Родители не отпускали без благословения из семьи сына, решившего завести свой дом и хозяйство. Обстановка в родительском доме в этот момент бывала разной - доброжелательной и напряженной, если с трудом решался вопрос о выделении доли отцовского хозяйства, нажитого с участием нескольких сыновей. Приведем рассказ жителя Чердыни конца XIX в., из которого хорошо видна обстановка в доме и поведение каждого члена семьи, присутствовавшего в момент, когда молодые, только что создавшие семью, отправлялись жить самостоятельно на квартиру.
"Мы с Машей встали в половине четвертого часу утра и засветили в зале лампадку, положили на стол каравай черного хлебу и солоничку соли. Потом разбудили братьев Васю и Мишу, также разбудили и Сашу. Все умылись и собрались в зале молиться Богу. Ссоры никакой не было тогда, даже и слова, а все было скромно и тихо. Мне раньше не давали комод, а потом утром дали и его. Около пяти часов утра встали молиться Богу все вместе. После моления я пал отцу в ноги и Машенька тоже вместе, он нас благословил иконой нашей же Спасителем (которую молодые получали на свадьбе. - Г.Ч.), а сам тятенька, когда благословлял, то у него были слезы. Потом пали в ноги и мамоньке и она благословила хлебом и солью, говоря, что сами идете. Потом я и Маша кланялись в ноги Саше и она нам поклонилась как следует. Затем простились с Васей и Машей. Я взял икону Спасителя, которой благословляли, а Маша взяла хлеб и соль. Миша взял икону Троеручицу, и все пошли благословясь. Я нес икону без шапки все до квартиры. Тятенька и мамонька, Саша и Вася проводили до ворот, а Миша ушел с нами все на квартиру" (Юность. 1990. №8. С.33).
Благословение, как видно из приведенных описаний, никогда не обходилось без икон. Полученные от родителей иконы не только бережно хранили, но и использовали в какие-либо другие особо важные моменты жизни. К ним относились, как к важнейшей семейной реликвии, их передавали и завещали детям и близким людям, поскольку сохранялось убеждение, что с ними передается потомкам родительское благословение. В системе нравственных ценностей постоянно присутствовала идея преемственности благословения, а значит, и родового сознания.

Международная конференция "Родовое сознание и духовное предпринимательство"

написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ СEКЦИИ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА





 

 

 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru