|
ТЕМЫ ФОРУМА |
Секция |
|
О результативности работы отделов по профилактике
социально обусловленных заболеваний районных центров психолого-педагогической
и медико-социальной помощи |
Программа Совета |
Гусаров В.А.
Благодаря тому, что созданы отделы профилактики социально значимых заболеваний
в каждом районном ППМС - центре сложившаяся ситуация в системе образования позволяет
констатировать позитивную тенденцию в результатах работы, которая выражается в
следующем:
- создана и апробируется в каждом из районов собственная система оказания психопрофилактической
помощи в системе образования под профессиональным руководством центров ППМСП
- Центры ППМСП являются координирующим звеном в системе образования районов по
межведомственному взаимодействию
- Структура профилактической работы претерпевает на сегодняшний день качественные
изменения: переход от разовых и массовых мероприятий к районным комплексным межведомственным
программам
- Во всех Отделах профилактики социально значимых заболеваний Центров существуют
следующие приоритеты в направлениях работы :
· Информационно-просветительское
Задачами данного направления является:
- информационное просвещение детского и взрослого населении;
- формирование ценностей ЗОЖ у детей и подростков;
- организация и проведение обучающих семинаров по профилактической деятельности
специалистов системы образования;
- формирование механизмов взаимодействия между образовательным учреждением и семьей
по вопросам профилактики;
- создание волонтерского движения с целью формирования ценностей ЗОЖ и антинаркотических
установок у детей и подростков.
· Исследовательское
По данному направлению проводится:
- мониторинг распространенности употребления ПАВ несовершеннолетними в целях анализа
наркоситуации в детско - подростковой среде;
- выявление и учет детей, находящихся в социально - опасном положении;
- анализ содержания деятельности социально - психологических служб и образовательных
учреждений районов по вопросам профилактики употребления ПАВ.
· Методическое.
- разработка и апробация целевых образовательных и межотраслевых программ в районе
и городе по профилактике СОЗ;
- создание информационного банка социально - психологических программ, методических
разработок по профилактике употребления ПАВ.
· Коррекционное
- формирование у подростков умений и навыков активной психологической защиты от
вовлечения в наркотизацию;
- формирование навыков ЗОЖ;
- разработка социально-психологических коррекционных программ;
· Организационное
- вовлечение в профилактическую деятельность образовательных, медицинских, правоохранительных
организаций и ведомств района;
- создание системы взаимодействия между специалистами Центра и организациями,
в чью деятельность входят задачи профилактики СОЗ и злоупотребления ПАВ.
· Направление альтернативной профилактики
- оказание помощи детям и подросткам в личностном самоопределении;
- организация досуга детей в каникулярное и внеучебное время.
Доминирующими формами работы по профилактике СОЗ среди учащихся в целом по г.Перми
являются массовые акции, беседы и лекции. Этими формами работы охвачено соответственно
23%, 22% и 18% учащихся. В меньшей степени используются разные виды индивидуальной
работы (консультации, индивидуальная психотерапия) - 17%. Недостаточно применяются
такие эффективные формы работы, как тренинги, тематические игры и спецкурсы, включенные
в учебный план: их доля в общей структуре профилактической деятельности составляет
от 6 до 8%.
Наибольшее число учащихся (36%) получает информацию о социально обусловленных
заболеваниях и путях профилактики в процессе разовых коротких встреч продолжительностью
менее 1 часа, 27% детей - на мероприятиях длительностью 1- 2 часа. Циклы занятий
по 3-4 и 5-10 часов проводятся соответственно лишь для 10% и 10.4% учащихся. Еще
меньше детей (от 6 до 4%) имеют возможность освоить необходимые знания, навыки
и установки на здоровый образ жизни в процессе достаточно продолжительных курсов
занятий(от 11 до70 часов).
В качестве примера систематической работы образовательных учреждений по формированию
навыков здорового образа жизни Комитетом по образованию и науке предложена к апробации
программа НОРЕ "Полезные привычки" и "Полезные навыки" в 1-х классах в 5-ти школах
города. Основу данных образовательных курсов составляет концепция превентивного
обучения.
В течение учебного года были разработаны, а в настоящее время апробируются Критерии
эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике социально
обусловленных заболеваний.
В 2001-2002 учебном году Комитет по образованию и науке инициирован и предложен
в марте 2002 года ведомствам социальной сферы к открытому обсуждению Проект городской
межведомственной программы по профилактике социально обусловленных заболеваний.
На сегодняшний день сложившаяся ситуация в системе образования позволяет констатировать
переход от негативно ориентированной образовательной к позитивно ориентированной
интегрированной образовательно-психосоциальной модели профилактики социально обусловленных
заболеваний.
Наряду с позитивными тенденциями существует ряд проблем, решение которых требует
межведомственного подхода:
- создание единой межведомственной информационной базы в городе
- разработка и систематическое обновление наглядной агитации с учетом специфики
позитивно ориентированной стратегии профилактики СОЗ и методики формирования навыков
здорового образа жизни с точки зрения аксиологичности
- экспертиза рекламы и рекламной продукции, бизнеса (компьютерные клубы) и наложение
вето на рекламную продукцию и иной вид бизнеса с эффектом субъект-субъектного
замещения дисфункциональным - субъект-объектным.
Комитет по образованию и науке администрации г. Перми предлагая в качестве межведомственного
механизма управления ситуацией ценностного формирования навыков здорового образа
жизни среди подрастающего поколения - Межведомственную программу профилактики
социально обусловленных заболеваний призывает заинтересованные ведомства к активному,
мобильному и эффективному обсуждению Проекта.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|
|
НОВОСТИ, АНОНСЫ |
|
|
|
СПОНСОРЫ |
|
|
|
РОССИЙСКИЕ ФОРУМЫ |
|
|
|
|
|