ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ЦППМСП |
Программа Совета |
Л.И. Рябова,
Э.Н. Гарсиа
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ЦППМСП) детям и
подросткам Индустриального района г. Перми существует пять лет. Отдел профилактики
социально обусловленных заболеваний (СОЗ) выделился как структурное подразделение
центра в текущем году. И центр, и отдел сами по себе достаточно молоды, но призваны
решать чрезвычайно серьезную по своим масштабам проблему - проблему профилактики
- в весьма сложных условиях. Это недостаточность разработанной нормативно-правовой
базы, единой государственной программы, системы подготовки кадров - с одной стороны,
дефицит собственного опыта и конкретных разработок - с другой.
В своей деятельности по профилактике СОЗ отдел опирается на Концепцию профилактики
злоупотребления ПАВ в образовательной среде (КАПР), которая определяет три
модели профилактики СОЗ - медицинскую, образовательную и психосоциальную [2].
Следует отметить тот факт, что отдел реализует в своей деятельности все три модели
профилактики СОЗ, отдавая должное каждой из них.
На наш взгляд, и медицинская, и образовательная модели пригодны для реализации
целей профилактики в силу следующих причин. Во-первых, до сих пор остается часть
подростков, недостаточно владеющая достоверной информацией о ПАВ. Хотя эта причина
не главная среди факторов, определяющих СОЗ, но она должна быть устранена. Во-вторых,
эти модели наиболее экономичны с точки зрения общих трудозатрат, т.к. они уже
достаточно отработаны. В-третьих, мы убеждены, что эти модели могут при квалифицированном
применении активно развивать те чувства и те установки, которые необходимы
для формирования стойкого стереотипа здорового образа жизни.
С другой стороны, не вызывает сомнения высокая степень эффективности психосоциальной
модели в силу ее причинной ориентированности.
В условиях реализации всех трех моделей, а в особенности последней, очень остро
ощущается отсутствие системы целенаправленной подготовки кадров для профилактической
работы с детьми. Большинство педагогических работников признают свою недостаточную
осведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ. В системе повышения
квалификации педагогических кадров представлено минимальное количество курсов,
ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи [2]. Очевидным
является то, что в данных условиях ЦППМСП обязан взять на себя функцию оказания
методической помощи специалистам различного уровня и профиля.
В работе с психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, учителями-предметниками
и классными руководителями Центр проводит две тактические линии. Мы ставим не
только задачи непосредственного характера (повышение уровня компетентности в вопросах
профилактики СОЗ), но и задачи опосредованные - повышение аналитической и рефлексивной
культуры деятельности субъектов профилактики, поскольку профилактика СОЗ нуждается
в грамотных и вдумчивых исполнителях. Так, например, в отношении психологов образовательных
учреждений центр уже в течение трех лет применяет специально разработанную процедуру
анализа структуры деятельности и ведет серию семинаров, направленных на повышение
рефлексивной культуры специалистов и расширение спектра приемов и методов их работы.
Результатом этой работы стало изменение структуры деятельности психологических
служб в образовательных учреждениях: почти вдвое увеличился объем проводимых специалистами
коррекционно-развивающих занятий, несколько снизился объем проводимой без достаточной
необходимости диагностики.
Нам думается, что Центр может и должен влиять на приоритеты специалистов образовательных
учреждений, и не только их. В связи с этим Центр принимает на себя еще одну функцию:
организационную. С помощью районных конференций по профилактике СОЗ, обучающих
семинаров для различных категорий работников, консультаций и личных контактов
с представителями административных органов и общественных организаций нам удается
оказывать определенное влияние и на общественное мнение, и на его официальных
носителей: представителей районной администрации, депутатов городской Думы и областного
Законодательного собрания.
Ответственность за решение проблемы СОЗ лежит не только на образовательных учреждениях,
но на всем обществе в целом. Для оптимизации борьбы с этим сложным биопсихосоциальным
явлением необходима координация и объединение усилий различных структур и ведомств.
По поручению администрации района центр выступил в роли разработчика и координатора
районной комплексной межведомственной программы по профилактике СОЗ, правонарушений,
безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних на 2001-2003 гг. Настоящая
программа действует уже в течение полугода. Администрацией района и Пермской городской
Думой выделено финансирование для реализации существенной части мероприятий программы.
Соисполнителями ее являются органы образования, здравоохранения, правопорядка,
культуры, социальной защиты, служба занятости населения.
Центр еще только приступил к реализации районной комплексной программы, хотя деятельность
в данном направлении он осуществлял и до ее оформления. Данные наркологического
диспансера о подростковой наркомании по Индустриальному району демонстрируют положительную
динамику (показатель количества подростков - наркопотребителей на 100 тыс. населения
снизился с 99,6 в 1999 г. до 74,0 в 2000 г.). Эти данные могут рассматриваться
в определенной мере как критерии эффективности работы всех районных ведомств и
организаций, занимающихся профилактикой СОЗ, подтверждающие жизнеспособность и
результативность разрабатываемой нами модели профилактики СОЗ.
Для качественной и эффективной деятельности по профилактике СОЗ необходимо рациональное
использование имеющихся ресурсов. А для этого, в свою очередь, необходимо четкое
представление о том, что и как нужно делать. Диагностическое направление
деятельности отдела призвано обеспечить научный подход к профилактике СОЗ.
Важнейшим видом этой деятельности мы считаем мониторинг психического здоровья
детей. Раннее выявление и коррекция его нарушений позволяет снизить вероятность
развития девиаций поведения. Однако на пути реализации этой работы встало препятствие
в виде отсутствия достаточно компактной методики, отвечающей в то же время требованиям
надежности и валидности, пригодной для массового применения и имеющей нормы. Поэтому
в течение нескольких лет шла работа по адаптации и разработке норм модифицированной
методики исследования социально-психологической адаптированности. Сейчас эта работа
завершена, методика получила положительные экспертные заключения ученых, была
опубликована и широко применяется [4]. Выявляемые в результате диагностики дети,
имеющие признаки социально-психологической дезадаптации, направляются для коррекционной
и психотерапевтической работы.
В рамках этой работы специалистами Центра был изучен процесс социально-психологической
адаптации 36 подростков и старшеклассников 14-17 лет, состоящих на учете в отделе
профилактики правонарушений несовершеннолетних. Результаты исследования показали,
что общий уровень дезадаптации у девиантных подростков выше, чем у контрольной
группы. Подростки группы риска имеют выраженные акцентуации характера, проблемы
с принятием себя и окружающих, ориентируются на внешний, а не на внутренний контроль,
стремятся уходить от осознания существующих проблем.
Кроме того, специалисты отдела ведут мониторинг наркогенной ситуации в районе.
В 2001 году ими было проведено исследование пронаркогенных установок у подростков
и старшеклассников района, в котором приняли участие 680 человек в возрасте 13-20
лет из четырех образовательных учреждений района. Выводы исследования частью подтвердили
выводы аналогичных исследований в этой области (например, тот факт, что активным
периодом экспериментирования подростков с ПАВ является возраст 14-15 лет) [1],
[3],[5]. Часть выводов отличается определенной новизной. Так, были получены данные
о том, что подростки, впервые попробовавшие наркотики, находятся в специфической
социально-психологической ситуации, которая может делать эмоциональные рассказы
взрослых о смертельном вреде наркотиков не просто бесполезными, но и вредными.
С одной стороны, у этих подростков имеются явные нарушения взаимоотношений с родителями
и тенденции к негативистическому поведению (т.е. обычная возрастная тенденция
к нарушению запретов, но в многократно усиленном варианте). С другой стороны,
прием наркотиков на первых порах позволяет подростку добиться повышения уверенности
в себе, самооценки, решительности, смелости и в целом - социально-психологической
адаптированности. В дальнейшем по мере втягивания в процесс злоупотребления уровень
СПА сначала снижается до первоначального уровня, а затем и до уровня, значительно
ниже нормы.
Особого упоминания заслуживает экспериментальное исследование, которое ведется
в настоящее время и целью которого является разработка условий и критериев эффективности
новых и уже существующих форм и методов первичной профилактики девиаций поведения.
Нами разработаны гипотетические условия, которые могут, по нашему мнению, обеспечить
успешность пропаганды здорового образа жизни. Однако они нуждаются в экспериментальной
проверке при полноценном научном сопровождении, позволяющем детализировать методику
и доказывать эффективность или неэффективность применения. Безусловно, результаты
исследования будут иметь практическое значение для организации качественной работы
по профилактике СОЗ.
И, наконец, самое важное направление деятельности отдела - коррекционно-развивающее.
Специалисты центра придают большое значение поиску новых, позитивно ориентированных
форм профилактики, не отказываясь ни от одной из существующих моделей. При этом
особую сложность представляет разработка психосоциальной модели профилактики.
Своеобразным сплавом информационного и причинно-ориентированного подхода к профилактике
СОЗ становятся занятия "Университета здоровья", которые проводятся врачами, педагогом
дополнительного образования (валеологом), социальными педагогами и психологами.
Начиная с января 2001 г. (с момента открытия отдела профилактики СОЗ), этой работой
охватывается около 1000 учащихся в месяц. Программа "Университета здоровья" реализуется
в трех вариантах. Каждое образовательное учреждение имеет возможность выбора варианта
программы. В настоящее время этими занятиями охвачены не только все 8-классники,
но и часть 5-классников всех школ района и учащиеся профессиональных лицеев.
Занятия "Университета" направлены и на информирование учащихся о проблемах СОЗ,
их социальных и личностных последствиях, и на формирование навыков уверенного
поведения, противостояния давлению группы, активной защиты от вовлечения в наркотизацию.
Они развивают коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу. Принципиально
новым моментом в реализации психосоциальной модели профилактики в рамках "Университета
здоровья" стали разработки курсов, учитывающих роль социальных факторов: влияния
национальных традиций, давления рекламы, нормативных ожиданий и т.д.
Центр не чуждается традиционных форм профилактической деятельности, таких как
ежегодные межшкольные тематические брейн - ринги для учащихся 5-11-х классов и
олимпиады по психологии и валеологии. Но в то же время мы осваиваем новые для
себя формы, например, организацию волонтерского движения. На базе центра функционирует
клуб волонтеров - валеологов. С ними проводятся занятия, которые позволяют учащимся
сформировать убеждения в необходимости ЗОЖ, получить знания по проблемам СПИД,
ЗППП и другим СОЗ, выработать установки на противостояние химической зависимости.
Приобретенные на занятиях знания и навыки помогают подросткам-волонтерам проводить
профилактическую разъяснительную работу среди сверстников в своих школах.
Основываясь на том положении, что причины девиантного поведения находятся в детско-родительских
отношениях, мы считаем, что психологическое оздоровление этих отношений может
способствовать снижению проявлений отклоняющегося поведения, в том числе и СОЗ.
Одной из интереснейших форм этой работы является программа подготовки к зачатию
молодых супружеских пар, которую центр начал совместно с клубом родительской культуры
"Мария". Осознание собственных семейных сценариев, отработка не до конца прожитых
негативных переживаний, развитие мотивов создания открытой позитивной программы
собственной жизни и семьи еще до зачатия ребенка, происходящее в процессе психологической
части программы, позволяет прогнозировать гармоничное построение родительско -
детских отношений в этих семьях.
Выстраивание системы профилактической деятельности находится еще в стадии осмысления.
Процесс накопления первичного опыта еще не закончен. Но уже освоена теоретическая
составляющая, расставлены акценты в приоритетах, намечены направления практической
деятельности, идет активный поиск конкретных форм работы. Сегодня мы с уверенностью
можем утверждать, что ЦППМСП Индустриального района г. Перми формирует систему
позитивно ориентированной первичной профилактики, цель которой "состоит в воспитании
психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно
справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами,
не нуждающегося в приеме ПАВ" ([2], с.23).
Список литературы
1. Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья. - Екатеринбург: Изд-во
Екатеринбургского ун-та, 2000.
2. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной
среде. Приказ Министерства образования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619. // Вестник
образования. 2000. № 8.
3. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина,
К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Изд-во института психотерапии, 2000.
4. Рябова Л.И. Модифицированный вариант методики исследования социально-психологической
адаптированности. - Пермь: ГЦРО, 2000.
5. Школа без наркотиков / Под ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|