Гарсиа Э.Н.
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам
Индустриального района проводит исследование пронаркогенных установок учащихся
ежегодно. Предметом мониторинга являются социально-психологические характеристики
и установки учащихся средней и старшей ступеней образования по отношению к наркотическим,
токсическим веществам и последствиям их употребления. Выводы, полученные в результате
анализа диагностических данных, имеют стратегическое значение для последующей
практической деятельности по профилактике СОЗ.
Основной задачей исследования, проведенного в прошедшем году, стал поиск социально-психологических
особенностей детей, склонных к употреблению никотина, алкоголя и наркотиков. Так,
к примеру, было выявлено, что у подростков, уже пробовавших наркотики, наблюдаются
явные нарушения детско-родительских отношений. Прием наркотиков на первых порах
позволяет подростку добиться повышения самооценки, уверенности в себе и, в целом,
социально-психологической адаптированности.
В феврале 2002 года отдел профилактики СОЗ провел второй срез наркогенной ситуации.
Исследование проводилось на 599 учащихся третьих и девятых классов четырех школ
района.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что несовершеннолетние,
употребляющие ПАВ или положительно к ним относящиеся, отличаются от несовершеннолетних,
не употребляющих ПАВ и отрицательно к ним относящихся, по ряду социально-психологических
характеристик.
В процессе исследования были использованы следующие методик:
1. Для определения уровня информированности подростков и старшеклассников о наркотических,
токсических веществах и особенностей их отношения к наркотическим и токсическим
веществам в зависимости от возраста - социологический опросник ОЦ по профилактике
и борьбе со СПИД г. Перми.
2. Для изучения психологических особенностей - модифицированная шкала Пирс - Харрис.
3. Для изучения досуговой деятельности детей и подростков - два варианта анкеты
- опросника по внеурочной занятости, составленные специалистами ЦППМСП.
Основные выводы исследования относительно учащихся третьих классов состоят в следующем.
1. Наблюдается относительно низкий уровень информированности третьеклассников
о курении как о социально значимом заболевании: от 30 до 50% учащихся не знают
основных и широко известных фактов.
2. 6,6% третьеклассников относятся к курению положительно.
3. Большинство опрошенных третьеклассников (66,5%) посещает какие-нибудь кружки
и секции, а треть учащихся (33,5%) - нет.
4. Ученики третьих классов, отрицательно относящиеся к курению, значимо отличаются
от тех, кто относится к курению положительно или равнодушно по трем личностным
показателям:
· шкала "поведение" - они более адаптированы в социальном плане, у них в целом
лучше взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми.
· шкала "популярность" - они считают, что к ним неплохо относятся окружающие,
их самооценка в целом выше, чем у их сверстников, относящихся к курению положительно.
· шкала "удовлетворенность и счастье" - третьеклассники, отрицательно относящиеся
к курению, испытывают чувство счастья и удовлетворенности жизнью значительно чаще,
чем их одноклассники, чье отношение к курению положительное.
5. Ученики третьих классов, посещающие какие-либо досуговые учреждения, значимо
отличаются от своих одноклассников по следующим личностным показателям:
· шкала "популярность" - третьеклассники, чей досуг не ограничивается стенами
дома и улицы, имеют более высокие показатели самооценки, чем их сверстники, не
посещающие какие-либо досуговые учреждения.
· шкала "удовлетворенность и счастье" - третьеклассники, чья социальная сфера
шире в силу того, что они посещают какие либо учреждения дополнительного образования,
испытывают чувство счастья и удовлетворенности жизнью значительно чаще, чем их
одноклассники, такие учреждения не посещающие.
Что касается учащихся девятых классов, то здесь можно сделать
следующие выводы:
1. 28% опрошенных 9-тиклассников курят.
2. 78,7% опрошенных 9-тиклассников употребляют алкоголь.
3. 8,7% опрошенных 9-тиклассников признаются в том, что пробовали наркотики, а
3,5% употребляют их и в настоящее время.
4. Основной причиной первой пробы никотина, алкоголя и наркотиков является любопытство.
5. Большая часть девятиклассников (68,1%) отмечает, что среди их товарищей есть
"выпивающие".
6. Только 9,1% девятиклассников считают, что их друзья осуждают "выпивающих".
7. Основными источниками знаний о социально значимых заболеваниях являются взрослые
и средства массовой информации.
8. Большая часть девятиклассников считает, что в школе необходимо прочитать лекции
о влиянии алкоголя на организм человека (60,8%), об опасности употребления наркотических
веществ (67,6%), о влиянии курения на растущий организм (60,2%). Однако треть
опрошенных считает, что эти лекции не нужны (39,2%, 32,4% и 39,8% соответственно).
9. В свободное время чаще всего девятиклассники гуляют по улице (63,4%) и ходят
к друзьям в гости (56,2%).
10. Треть опрошенных (35,3%) занимается в секциях. Примерно пятая часть девятиклассников
ходят в бары и на дискотеки (22,9%), играет в компьютерных клубах (22%), ходит
в кино (19,8%).
11. Наименьшая часть девятиклассников посещает библиотеки (8,8%), 5% занимаются
мелким бизнесом и 2,2% посещают богослужения.
12. 6,1% опрошенных никуда не ходит, "балдеет" с друзьями 18,5%.
13. Девятиклассники, не пробовавшие курить, более социально адаптированы, у них
лучше взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
14. Есть только одно статистически значимое различие между группами подростков,
пробовавших и не пробовавших наркотики. Это шкала "интеллектуальный и школьный
статус". По всей вероятности, подростки, "балующиеся" наркотиками, находятся на
более низкой ступени в школьной иерархии, где многое зависит от учебы и, следовательно,
интеллекта.
15. Противоположная картина наблюдается по отношению к группам подростков, употребляющих
и не употребляющих алкоголь в настоящее время. Они различаются по интеллектуальному
и школьному статусу, причем этот показатель выше у подростков, употребляющих алкоголь.
Кроме того, между этими группами наблюдаются высоко значимые различия по шкале
"популярность". Подростки, употребляющие алкоголь, имеют более высокие показатели,
связанные с самооценкой. Они лучше выглядят в собственных глазах.
16. Подростки, чьи родители позволяют приводить домой друзей и подруг, значимо
отличаются от своих сверстников, у которых нет такой возможности, по всем личностны
показателям:
· "поведение", т.е. степень социальной адаптированности;
· "интеллектуальный и школьный статус";
· "популярность", т.е. образ Я в глазах других;
· "счастье и удовлетворенность" жизнью.
22. Подростки, посещающие кружки и секции, значимо отличаются от своих сверстников,
не посещающих учреждения дополнительного образования, по двум показателям:
· шкала "популярность", т.е. образ Я в глазах других;
· шкала "счастье и удовлетворенность" жизнью.
КОММЕНТАРИИ |
|
|
ДОБАВИТЬ
КОМЕНТАРИЙ
|