1. Количество педагогов и специалистов, прошедших обучение по методике профилактики
СОЗ за последние три года и процентное отношение их количества к общему числу
педагогов и специалистов
Для качественной работы по профилактике СОЗ необходимо создать "критическую массу"
педагогов, владеющих навыками эффективной профилактической деятельности. В настоящее
время какую-либо подготовку в этой области имеют лишь от 7% учителей и специалистов
в ОУ Свердловского района до 21% в Индустриальном районе. Более высокий процент
количества обученных по данной проблеме педагогов в Индустриальном районе обусловлен
тем, что обучение специалистов ОУ систематически и целенаправленно осуществляется
в районном ЦППМСП .
2. Объем курсовой подготовки педагогов и специалистов, прошедших обучение (кол-во
человек):
В целом по городу из общего числа педагогов, прошедших обучение
по методике профилактики СОЗ, 61% получили подготовку в объеме, не превышающем
5 часов, 22% - от 6 до 24 часов, лишь 9% - от 24 до 71 часа и только 8% имеют
достаточную подготовку к проведению профилактической работы(72 часа и более).
Наибольшее количество педагогов, имеющих относительно высокий уровень готовности
к проведению профилактики СОЗ, отмечается в Дзержинском районе благодаря тому,
что группа социальных педагогов прошла обучение в рамках программы "Анти-ВИЧ/СПИД",
организованной ГКОН совместно с медицинской академией; и в Индустриальном районе,
где в районной целевой программе профилактики в качестве ключевого условия ее
успешной реализации предусмотрено и контролируется специально организованное повышение
квалификации специалистов в данной области, а администрацией района были выделены
средства для обучения специалистов ЦППМСП.
Необходимо предусмотреть плановое обучение методике первичной профилактики СОЗ
100% педагогов ОУ в объеме не менее 72 часов.
3. Количество учащихся, охваченных мероприятиями по профилактике СОЗ в 2001/02
учебном году и процентное отношение их количества к общему числу учащихся.
Мероприятиями по профилактике СОЗ охватываются не все учащиеся (в среднем - 75%).
Наименьший охват детского населения - в Мотовилихинском районе(38%), наибольший
- в Свердловском (100%). По-видимому, недостаточно работают в этой области с младшими
школьниками, хотя превентивные меры по формированию полезных привычек и навыков
ЗОЖ, предупреждению вредных привычек необходимо осуществлять именно в этом возрасте.
4. Количество учащихся, охваченных разными формами профилактики СОЗ в 2001/02
учебном году в зависимости от объема:
Доминирующими формами работы по профилактике СОЗ среди учащихся в целом по г.Перми
являются массовые акции, беседы и лекции. Этими формами работы охвачено соответственно
23%, 22% и 18% учащихся. В меньшей степени используются разные виды индивидуальной
работы (консультации, индивидуальная психотерапия) - 17%. Недостаточно применяются
такие эффективные формы работы, как тренинги, тематические игры и спецкурсы, включенные
в учебный план: их доля в общей структуре профилактической деятельности составляет
от 6 до 8%.
Наибольшее число учащихся (36%) получает информацию о социально обусловленных
заболеваниях и путях профилактики в процессе разовых коротких встреч продолжительностью
менее 1 часа, 27% детей - на мероприятиях длительностью 1- 2 часа. Циклы занятий
по 3-4 и 5-10 часов проводятся соответственно лишь для 10% и 10.4% учащихся. Еще
меньше детей (от 6 до 4%) имеют возможность освоить необходимые знания, навыки
и установки на здоровый образ жизни в процессе достаточно продолжительных курсов
занятий(от 11 до70 часов).
Выводы:
1. В целом по городу специалистами ППМС-центров осуществляется 37,5% всей
проводимой работы с учащимися в области профилактики СОЗ. Учитывая, что специалисты
центров имеют высокую квалификацию и специальную подготовку для проведения этой
деятельности, имеет большое значение, что существенную часть профилактической
работы выполняют именно центры. Наибольший охват детей профилактической работой
специалистов ППМС- центров происходит за счет проведения массовых акций (41%).
19% детей получают информацию от этих специалистов в процессе бесед, 14% - лекций.
12% детей имеют возможность не только получить необходимую информацию, но и в
процессе тренингов выработать необходимые навыки противостояния в ситуации группового
и индивидуального давления, в том числе в случаях наркопредложения. 9% детей получают
помощь индивидуально. 4% учащихся осваивают социально необходимые навыки в ходе
тематических игр(КВН, брейн-рингов и др.), 1% - через спецкурсы, включенные в
учебный план.
Объем профилактической работы ЦППМСП варьирует в разных районах от 1001 чел. до
8623чел. Структура профилактической деятельности ЦППМСП отдельных районов имеет
свою специфику по сравнению с общей статистикой по городу. Так, в Дзержинском
районе в равной степени представлены такие формы работы, как беседы, тренинги
и массовые акции (по 25% учащихся). В Индустриальном районе наибольшую долю в
структуре деятельности ЦППМСП составляют тематические тренинги (36%) и беседы
(32%). В Кировском и Мотовилихинском районах предпочтение отдается лекциям (91
и 45%). В Ленинском районе 37% детей охватывается массовыми акциями по профилактике
СОЗ, и 30% - индивидуальной работой. В Орджоникидзевском районе 45% учащихся получают
индивидуальные консультации. В Свердловском районе 68% детей охватывается массовыми
акциями
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам
Индустриального района проводит исследование пронаркогенных установок учащихся
ежегодно. Предметом мониторинга являются социально-психологические характеристики
и установки учащихся средней и старшей ступеней образования по отношению к наркотическим,
токсическим веществам и последствиям их употребления. Выводы, полученные в результате
анализа диагностических данных, имеют стратегическое значение для последующей
практической деятельности по профилактике СОЗ.
Основной задачей исследования, проведенного в прошедшем году, стал поиск социально-психологических
особенностей детей, склонных к употреблению никотина, алкоголя и наркотиков. Так,
к примеру, было выявлено, что у подростков, уже пробовавших наркотики, наблюдаются
явные нарушения детско-родительских отношений. Прием наркотиков на первых порах
позволяет подростку добиться повышения самооценки, уверенности в себе и, в целом,
социально-психологической адаптированности.
В феврале 2002 года отдел профилактики СОЗ провел второй срез наркогенной ситуации.
Исследование проводилось на 599 учащихся третьих и девятых классов четырех школ
района.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что несовершеннолетние,
употребляющие ПАВ или положительно к ним относящиеся, отличаются от несовершеннолетних,
не употребляющих ПАВ и отрицательно к ним относящихся, по ряду социально-психологических
характеристик.
В процессе исследования были использованы следующие методик:
1. Для определения уровня информированности подростков и старшеклассников о наркотических,
токсических веществах и особенностей их отношения к наркотическим и токсическим
веществам в зависимости от возраста - социологический опросник ОЦ по профилактике
и борьбе со СПИД г. Перми.
2. Для изучения психологических особенностей - модифицированная шкала Пирс - Харрис.
3. Для изучения досуговой деятельности детей и подростков - два варианта анкеты
- опросника по внеурочной занятости, составленные специалистами ЦППМСП.
Основные выводы исследования относительно учащихся третьих классов состоят в следующем.
1. Наблюдается относительно низкий уровень информированности третьеклассников
о курении как о социально значимом заболевании: от 30 до 50% учащихся не знают
основных и широко известных фактов.
2. 6,6% третьеклассников относятся к курению положительно.
3. Большинство опрошенных третьеклассников (66,5%) посещает какие-нибудь кружки
и секции, а треть учащихся (33,5%) - нет.
4. Ученики третьих классов, отрицательно относящиеся к курению, значимо отличаются
от тех, кто относится к курению положительно или равнодушно по трем личностным
показателям:
· шкала "поведение" - они более адаптированы в социальном плане, у них в целом
лучше взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми.
· шкала "популярность" - они считают, что к ним неплохо относятся окружающие,
их самооценка в целом выше, чем у их сверстников, относящихся к курению положительно.
· шкала "удовлетворенность и счастье" - третьеклассники, отрицательно относящиеся
к курению, испытывают чувство счастья и удовлетворенности жизнью значительно чаще,
чем их одноклассники, чье отношение к курению положительное.
5. Ученики третьих классов, посещающие какие-либо досуговые учреждения, значимо
отличаются от своих одноклассников по следующим личностным показателям:
· шкала "популярность" - третьеклассники, чей досуг не ограничивается стенами
дома и улицы, имеют более высокие показатели самооценки, чем их сверстники, не
посещающие какие-либо досуговые учреждения.
· шкала "удовлетворенность и счастье" - третьеклассники, чья социальная сфера
шире в силу того, что они посещают какие либо учреждения дополнительного образования,
испытывают чувство счастья и удовлетворенности жизнью значительно чаще, чем их
одноклассники, такие учреждения не посещающие.
Что касается учащихся девятых классов, то здесь можно сделать
следующие выводы:
1. 28% опрошенных 9-тиклассников курят.
2. 78,7% опрошенных 9-тиклассников употребляют алкоголь.
3. 8,7% опрошенных 9-тиклассников признаются в том, что пробовали наркотики, а
3,5% употребляют их и в настоящее время.
4. Основной причиной первой пробы никотина, алкоголя и наркотиков является любопытство.
5. Большая часть девятиклассников (68,1%) отмечает, что среди их товарищей есть
"выпивающие".
6. Только 9,1% девятиклассников считают, что их друзья осуждают "выпивающих".
7. Основными источниками знаний о социально значимых заболеваниях являются взрослые
и средства массовой информации.
8. Большая часть девятиклассников считает, что в школе необходимо прочитать лекции
о влиянии алкоголя на организм человека (60,8%), об опасности употребления наркотических
веществ (67,6%), о влиянии курения на растущий организм (60,2%). Однако треть
опрошенных считает, что эти лекции не нужны (39,2%, 32,4% и 39,8% соответственно).
9. В свободное время чаще всего девятиклассники гуляют по улице (63,4%) и ходят
к друзьям в гости (56,2%).
10. Треть опрошенных (35,3%) занимается в секциях. Примерно пятая часть девятиклассников
ходят в бары и на дискотеки (22,9%), играет в компьютерных клубах (22%), ходит
в кино (19,8%).
11. Наименьшая часть девятиклассников посещает библиотеки (8,8%), 5% занимаются
мелким бизнесом и 2,2% посещают богослужения.
12. 6,1% опрошенных никуда не ходит, "балдеет" с друзьями 18,5%.
13. Девятиклассники, не пробовавшие курить, более социально адаптированы, у них
лучше взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
14. Есть только одно статистически значимое различие между группами подростков,
пробовавших и не пробовавших наркотики. Это шкала "интеллектуальный и школьный
статус". По всей вероятности, подростки, "балующиеся" наркотиками, находятся на
более низкой ступени в школьной иерархии, где многое зависит от учебы и, следовательно,
интеллекта.
15. Противоположная картина наблюдается по отношению к группам подростков, употребляющих
и не употребляющих алкоголь в настоящее время. Они различаются по интеллектуальному
и школьному статусу, причем этот показатель выше у подростков, употребляющих алкоголь.
Кроме того, между этими группами наблюдаются высоко значимые различия по шкале
"популярность". Подростки, употребляющие алкоголь, имеют более высокие показатели,
связанные с самооценкой. Они лучше выглядят в собственных глазах.
16. Подростки, чьи родители позволяют приводить домой друзей и подруг, значимо
отличаются от своих сверстников, у которых нет такой возможности, по всем личностны
показателям:
· "поведение", т.е. степень социальной адаптированности;
· "интеллектуальный и школьный статус";
· "популярность", т.е. образ Я в глазах других;
· "счастье и удовлетворенность" жизнью.
22. Подростки, посещающие кружки и секции, значимо отличаются от своих сверстников,
не посещающих учреждения дополнительного образования, по двум показателям:
· шкала "популярность", т.е. образ Я в глазах других;
· шкала "счастье и удовлетворенность" жизнью.