ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


Аналитические материалы по профилактике СОЗ в образовательном пространстве г.Перми Программа Совета 

1. Количество педагогов и специалистов, прошедших обучение по методике профилактики СОЗ за последние три года и процентное отношение их количества к общему числу педагогов и специалистов
Для качественной работы по профилактике СОЗ необходимо создать "критическую массу" педагогов, владеющих навыками эффективной профилактической деятельности. В настоящее время какую-либо подготовку в этой области имеют лишь от 7% учителей и специалистов в ОУ Свердловского района до 21% в Индустриальном районе. Более высокий процент количества обученных по данной проблеме педагогов в Индустриальном районе обусловлен тем, что обучение специалистов ОУ систематически и целенаправленно осуществляется в районном ЦППМСП .

2. Объем курсовой подготовки педагогов и специалистов, прошедших обучение (кол-во человек):
В целом по городу из общего числа педагогов, прошедших обучение по методике профилактики СОЗ, 61% получили подготовку в объеме, не превышающем 5 часов, 22% - от 6 до 24 часов, лишь 9% - от 24 до 71 часа и только 8% имеют достаточную подготовку к проведению профилактической работы(72 часа и более).
Наибольшее количество педагогов, имеющих относительно высокий уровень готовности к проведению профилактики СОЗ, отмечается в Дзержинском районе благодаря тому, что группа социальных педагогов прошла обучение в рамках программы "Анти-ВИЧ/СПИД", организованной ГКОН совместно с медицинской академией; и в Индустриальном районе, где в районной целевой программе профилактики в качестве ключевого условия ее успешной реализации предусмотрено и контролируется специально организованное повышение квалификации специалистов в данной области, а администрацией района были выделены средства для обучения специалистов ЦППМСП.
Необходимо предусмотреть плановое обучение методике первичной профилактики СОЗ 100% педагогов ОУ в объеме не менее 72 часов.

3. Количество учащихся, охваченных мероприятиями по профилактике СОЗ в 2001/02 учебном году и процентное отношение их количества к общему числу учащихся.
Мероприятиями по профилактике СОЗ охватываются не все учащиеся (в среднем - 75%). Наименьший охват детского населения - в Мотовилихинском районе(38%), наибольший - в Свердловском (100%). По-видимому, недостаточно работают в этой области с младшими школьниками, хотя превентивные меры по формированию полезных привычек и навыков ЗОЖ, предупреждению вредных привычек необходимо осуществлять именно в этом возрасте.

4. Количество учащихся, охваченных разными формами профилактики СОЗ в 2001/02 учебном году в зависимости от объема:

Доминирующими формами работы по профилактике СОЗ среди учащихся в целом по г.Перми являются массовые акции, беседы и лекции. Этими формами работы охвачено соответственно 23%, 22% и 18% учащихся. В меньшей степени используются разные виды индивидуальной работы (консультации, индивидуальная психотерапия) - 17%. Недостаточно применяются такие эффективные формы работы, как тренинги, тематические игры и спецкурсы, включенные в учебный план: их доля в общей структуре профилактической деятельности составляет от 6 до 8%.
Наибольшее число учащихся (36%) получает информацию о социально обусловленных заболеваниях и путях профилактики в процессе разовых коротких встреч продолжительностью менее 1 часа, 27% детей - на мероприятиях длительностью 1- 2 часа. Циклы занятий по 3-4 и 5-10 часов проводятся соответственно лишь для 10% и 10.4% учащихся. Еще меньше детей (от 6 до 4%) имеют возможность освоить необходимые знания, навыки и установки на здоровый образ жизни в процессе достаточно продолжительных курсов занятий(от 11 до70 часов).

Выводы:
1. В целом по городу специалистами ППМС-центров осуществляется 37,5% всей проводимой работы с учащимися в области профилактики СОЗ. Учитывая, что специалисты центров имеют высокую квалификацию и специальную подготовку для проведения этой деятельности, имеет большое значение, что существенную часть профилактической работы выполняют именно центры. Наибольший охват детей профилактической работой специалистов ППМС- центров происходит за счет проведения массовых акций (41%). 19% детей получают информацию от этих специалистов в процессе бесед, 14% - лекций. 12% детей имеют возможность не только получить необходимую информацию, но и в процессе тренингов выработать необходимые навыки противостояния в ситуации группового и индивидуального давления, в том числе в случаях наркопредложения. 9% детей получают помощь индивидуально. 4% учащихся осваивают социально необходимые навыки в ходе тематических игр(КВН, брейн-рингов и др.), 1% - через спецкурсы, включенные в учебный план.
Объем профилактической работы ЦППМСП варьирует в разных районах от 1001 чел. до 8623чел. Структура профилактической деятельности ЦППМСП отдельных районов имеет свою специфику по сравнению с общей статистикой по городу. Так, в Дзержинском районе в равной степени представлены такие формы работы, как беседы, тренинги и массовые акции (по 25% учащихся). В Индустриальном районе наибольшую долю в структуре деятельности ЦППМСП составляют тематические тренинги (36%) и беседы (32%). В Кировском и Мотовилихинском районах предпочтение отдается лекциям (91 и 45%). В Ленинском районе 37% детей охватывается массовыми акциями по профилактике СОЗ, и 30% - индивидуальной работой. В Орджоникидзевском районе 45% учащихся получают индивидуальные консультации. В Свердловском районе 68% детей охватывается массовыми акциями

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района проводит исследование пронаркогенных установок учащихся ежегодно. Предметом мониторинга являются социально-психологические характеристики и установки учащихся средней и старшей ступеней образования по отношению к наркотическим, токсическим веществам и последствиям их употребления. Выводы, полученные в результате анализа диагностических данных, имеют стратегическое значение для последующей практической деятельности по профилактике СОЗ.
Основной задачей исследования, проведенного в прошедшем году, стал поиск социально-психологических особенностей детей, склонных к употреблению никотина, алкоголя и наркотиков. Так, к примеру, было выявлено, что у подростков, уже пробовавших наркотики, наблюдаются явные нарушения детско-родительских отношений. Прием наркотиков на первых порах позволяет подростку добиться повышения самооценки, уверенности в себе и, в целом, социально-психологической адаптированности.
В феврале 2002 года отдел профилактики СОЗ провел второй срез наркогенной ситуации. Исследование проводилось на 599 учащихся третьих и девятых классов четырех школ района.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что несовершеннолетние, употребляющие ПАВ или положительно к ним относящиеся, отличаются от несовершеннолетних, не употребляющих ПАВ и отрицательно к ним относящихся, по ряду социально-психологических характеристик.
В процессе исследования были использованы следующие методик:
1. Для определения уровня информированности подростков и старшеклассников о наркотических, токсических веществах и особенностей их отношения к наркотическим и токсическим веществам в зависимости от возраста - социологический опросник ОЦ по профилактике и борьбе со СПИД г. Перми.
2. Для изучения психологических особенностей - модифицированная шкала Пирс - Харрис.
3. Для изучения досуговой деятельности детей и подростков - два варианта анкеты - опросника по внеурочной занятости, составленные специалистами ЦППМСП.
Основные выводы исследования относительно учащихся третьих классов состоят в следующем.
1. Наблюдается относительно низкий уровень информированности третьеклассников о курении как о социально значимом заболевании: от 30 до 50% учащихся не знают основных и широко известных фактов.
2. 6,6% третьеклассников относятся к курению положительно.
3. Большинство опрошенных третьеклассников (66,5%) посещает какие-нибудь кружки и секции, а треть учащихся (33,5%) - нет.
4. Ученики третьих классов, отрицательно относящиеся к курению, значимо отличаются от тех, кто относится к курению положительно или равнодушно по трем личностным показателям:
· шкала "поведение" - они более адаптированы в социальном плане, у них в целом лучше взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми.
· шкала "популярность" - они считают, что к ним неплохо относятся окружающие, их самооценка в целом выше, чем у их сверстников, относящихся к курению положительно.
· шкала "удовлетворенность и счастье" - третьеклассники, отрицательно относящиеся к курению, испытывают чувство счастья и удовлетворенности жизнью значительно чаще, чем их одноклассники, чье отношение к курению положительное.
5. Ученики третьих классов, посещающие какие-либо досуговые учреждения, значимо отличаются от своих одноклассников по следующим личностным показателям:
· шкала "популярность" - третьеклассники, чей досуг не ограничивается стенами дома и улицы, имеют более высокие показатели самооценки, чем их сверстники, не посещающие какие-либо досуговые учреждения.
· шкала "удовлетворенность и счастье" - третьеклассники, чья социальная сфера шире в силу того, что они посещают какие либо учреждения дополнительного образования, испытывают чувство счастья и удовлетворенности жизнью значительно чаще, чем их одноклассники, такие учреждения не посещающие.
Что касается учащихся девятых классов, то здесь можно сделать
следующие выводы:
1. 28% опрошенных 9-тиклассников курят.
2. 78,7% опрошенных 9-тиклассников употребляют алкоголь.
3. 8,7% опрошенных 9-тиклассников признаются в том, что пробовали наркотики, а 3,5% употребляют их и в настоящее время.
4. Основной причиной первой пробы никотина, алкоголя и наркотиков является любопытство.
5. Большая часть девятиклассников (68,1%) отмечает, что среди их товарищей есть "выпивающие".
6. Только 9,1% девятиклассников считают, что их друзья осуждают "выпивающих".
7. Основными источниками знаний о социально значимых заболеваниях являются взрослые и средства массовой информации.
8. Большая часть девятиклассников считает, что в школе необходимо прочитать лекции о влиянии алкоголя на организм человека (60,8%), об опасности употребления наркотических веществ (67,6%), о влиянии курения на растущий организм (60,2%). Однако треть опрошенных считает, что эти лекции не нужны (39,2%, 32,4% и 39,8% соответственно).
9. В свободное время чаще всего девятиклассники гуляют по улице (63,4%) и ходят к друзьям в гости (56,2%).
10. Треть опрошенных (35,3%) занимается в секциях. Примерно пятая часть девятиклассников ходят в бары и на дискотеки (22,9%), играет в компьютерных клубах (22%), ходит в кино (19,8%).
11. Наименьшая часть девятиклассников посещает библиотеки (8,8%), 5% занимаются мелким бизнесом и 2,2% посещают богослужения.
12. 6,1% опрошенных никуда не ходит, "балдеет" с друзьями 18,5%.
13. Девятиклассники, не пробовавшие курить, более социально адаптированы, у них лучше взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
14. Есть только одно статистически значимое различие между группами подростков, пробовавших и не пробовавших наркотики. Это шкала "интеллектуальный и школьный статус". По всей вероятности, подростки, "балующиеся" наркотиками, находятся на более низкой ступени в школьной иерархии, где многое зависит от учебы и, следовательно, интеллекта.
15. Противоположная картина наблюдается по отношению к группам подростков, употребляющих и не употребляющих алкоголь в настоящее время. Они различаются по интеллектуальному и школьному статусу, причем этот показатель выше у подростков, употребляющих алкоголь. Кроме того, между этими группами наблюдаются высоко значимые различия по шкале "популярность". Подростки, употребляющие алкоголь, имеют более высокие показатели, связанные с самооценкой. Они лучше выглядят в собственных глазах.
16. Подростки, чьи родители позволяют приводить домой друзей и подруг, значимо отличаются от своих сверстников, у которых нет такой возможности, по всем личностны показателям:
· "поведение", т.е. степень социальной адаптированности;
· "интеллектуальный и школьный статус";
· "популярность", т.е. образ Я в глазах других;
· "счастье и удовлетворенность" жизнью.
22. Подростки, посещающие кружки и секции, значимо отличаются от своих сверстников, не посещающих учреждения дополнительного образования, по двум показателям:
· шкала "популярность", т.е. образ Я в глазах других;
· шкала "счастье и удовлетворенность" жизнью.


написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

SpyLOG

  РОССИЙСКИЕ   ФОРУМЫ

Министерство образования РФ
Обучение.ру - Образовательный портал
Фонд поддержки российского учительства
Архив педсоветов 2000-2001
Педсовет в Красноярске
Интернет форум в Омске
Тольятти приглашает на свой педсовет


Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru