Формирование познавательного интереса
у учащихся на уроках математики |
Программа Совета |
|
Уткина
Галина Васильевна Учитель математики МОУ "СОШ № 5"
|
Роль математики в современном мире огромна.
Она активно проникает во все сферы человеческой деятельности.
Овладение многими профессиями немыслимо без хорошей базовой
математической подготовки. Профильная деятельность всевозрастающего
числа людей теснейшим образом связана с использованием
математики. Математика играет важнейшую роль в развитии
умственных способностей человека: его способности к обучению,
доказательным рассуждениям, целенаправленным действиям.
В современных условиях полноценная математическая подготовка
учащихся является важной стороной гармонически развитой
личности, фактором, формирующим готовность к непрерывному
образованию и самообразованию, которая во многом реально
обеспечивает общественную и производственную активность
человека. Выдающиеся математики и педагоги прошлого уделяли
большое внимание пробуждению интереса к математике. В
настоящее время тоже ведутся поиски новых эффективных
методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников,
стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Надо позаботиться о том, чтобы каждый школьник работал
активно, увлеченно и использовал это как отправную точку
для возникновения любознательности и глубокого познавательного
интереса. Самостоятельная работа будет протекать успешно,
если у учащихся достаточный уровень навыков чтения. Поэтому
одной из первых задач учителя является развитие быстрого
и беглого чтения, умелое пользование учебной литературой.
Учителю необходимо научить школьников рациональным методам
работы с учебником, книгой, справочной и иной литературой.
Для этого необходимо разработать, или использовать уже
имеющие инструктивные памятки, методические рекомендации
по работе с книгой, правила написания планов, конспектов,
тезисов, рецензий, докладов, Формы работы с книгой разнообразны:
при чтении параграфа необходимо выделить основные моменты
и главные мысли в тексте; найти ответы на заранее поставленные
вопросы; составить план ответа; выполнить упражнение с
одновременным чтением правила; пользоваться учебником
для установления связи нового материала с пройденным,
а также для самопроверки знаний. Кроме работы с учебником
на уроке можно предлагать занимательные упражнения (задания),
различные игры (на математическом материале) развивающие
внимание, вырабатывающие умение расширять поле зрения.
Одним из средств развития познавательного интереса школьников
является широкое использование их жизненного опыта. Большую
роль играют при этом лабораторные и практические работы,
а также решение задач с практическим содержанием. Например,
учащимся 7 класса можно предложить сделать макет школы.
Чтобы выполнить это задание, необходимо знать размеры
здания. Перед ребятами в этом случае стоит вопрос "Как
найти расстояние до недоступной точки?" Ученики сумеют
ответить на этот вопрос, используя свойства пропорции
при изучении темы "Пропорциональные отрезки". К этому
заданию можно вернуться при изучении преобразования подобия.
Ребята будут удивлены, узнав, что быстро и легко можно
определить расстояние до недоступной точки, зная определения
тригонометрических функций. Большое значение для правильной
постановки обучения имеет характер предлагаемых учащимся
заданий. Особое внимание следует обращать на задания,
которые формируют умения анализировать, сравнивать, обобщать,
выделять главное, контролировать свою деятельность. Одним
из приемов зарождения интереса к математике учащихся 5-6
классов являются старинные задачи, у которых сам язык,
которым изложен текст задачи, смысловая нагрузка пробуждают
любопытство, обостряют внимание. Для создания педагогических
ситуаций, стимулирующих познавательный интерес учащихся
к математике, можно использовать игровые приемы, например,
математический бой. Интерес - один из инструментов, побуждающий
учащихся к более глобальному познанию предмета, всесторонне
развивающий их способности.
|