|
Анализ
работы опорных образовательных учреждений и
методических объединений педагогов за 2000/01
учебный год и примерное планирование работы на
2001/02 учебный год
В 2000 - 2001 учебном году деятельность Центра
развития образования была направлена на
создание единого научно-методического
пространства, обеспечивающего решение
приоритетных направлений для муниципальной
системы образования. Организация данного
пространства происходила через следующие формы:
систему опорных школ, работу с профессиональными
объединениями, проведение городских конкурсов,
конференций, координацию работы с другими
ведомствами и организациями, сотрудничество с
вузами города.
Большая работа проведена по каждому из данных
направлений. Так, например, "институт
опорности" явился тем механизмом, который
позволяет повышать квалификацию педагогов
непосредственно на рабочем месте: в школах, на
уроках.
Важным в системе подготовки педагогических
кадров остается повышение квалификации
непосредственно на рабочем месте: в школах, на
уроках. Институт опорности, прошедший
становление в городе за последние три года
является тем механизмом, который позволяет это
сделать.
В 2000-2001 учебном году центрами повышения
квалификации педагогов по различным аспектам
образования стало 21 образовательное учреждение.
Проблематика распространения опыта следующая:
1. Освоение развивающих технологий:
· Развивающей системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (школы
№№ 81, 69,104,117,15,77, гимназия № 3);
· Дидактической системы Л.В.Занкова (школы № 31,122);
· Образовательной системы "Школа 2100" и
Ассоциации "Школа 2000…" (школа № 59).
2. Обновление содержания образования (школы №№
3,72, 32, 132, 63, лицей №4).
3. Управление качеством образования (школы №№
55,94,97).
4. Информатизация образования (лицей №3, гимназия
№2).
Пять образовательных учреждений (школы № 59,63,32,132,лицей
№4) работали в качестве опорных первый год.
Основными задачами опорных образовательных
учреждений были:
· распространение ценного опыта по приоритетным
направлениям развития системы образования;
· оказание методической помощи образовательным
учреждениям города.
В течение учебного года проведено на базе
опорных школ 51 семинар, 89 занятий в 21
педагогической мастерской, 12 занятий 2
педагогических лаборатории, 8 стажировок, 20
тематических консультаций.
Первый опыт работы выявил некоторые
особенности в деятельности опорных школ,
повышающие эффективность методической работы.
Во-первых, когда опорная школа
является одним из звеньев системной подготовки
педагогов по какой-либо проблеме, вписываясь в
данную систему.
Во-вторых, когда опорная школа
является носителем своеобразной культуры,
представляет уникальный опыт и транслирует его.
В- третьих, когда в опорной школе
проводится исследовательская деятельность
педагогов.
Из года в год транслируемый опыт педагогов
становится более адресным, школы стараются найти
такие формы работы, которые позволяют общение с
педагогами более высокой квалификации,
разрабатывающих различные образовательные
проблемы, изучение опыта в совместной
деятельности.
Обучение непосредственно в образовательном
учреждении ориентировано на задачи школы,
интересы и затруднения педагогов, способствует
созданию профессиональных контактов, особой
рефлексивной среды, способствующей саморазвитию
и самообразованию учителей.
Основные нерешенные проблемы, связанные с
деятельностью опорных образовательных
учреждений:
1. Формализация содержания деятельности
педагогов, преобладание теоретических форм
обучения над практическими.
2. Изолированность содержательной деятельности в
рамках опорного ОУ от существующей практики в
городском образовательном пространстве.
3. Невостребованность содержательных и
организационных форм деятельности педагогами
города.
4. Отсутствие действенной системы информирования
о работе опорных ОУ.
5. Нестабильный состав участников семинаров,
педагогических мастерских.
Деятельность опорных школ и различных
методических объединений педагогов
способствовала повышению эффективности
методической работы благодаря установлению
горизонтальных связей между образовательными
учреждениями, созданию профессиональных
сообществ педагогов.
27.06.01. состоялся научно-методический совет ЦРО, на
котором был присвоен статус опорной школы ГКОН
на 2001/02 учебный год следующим образовательным
учреждениям:
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 с
углубленным изучением предметов гуманитарного
цикла";
- МОУ "Школа-гимназия № 17";
- МОУ "Школа-гимназия № 92";
а также был пролонгирован статус опорной школы
ГКОН следующим образовательным учреждениям:
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа №
81";
- МОУ "Гимназии № 3";
- МОУ "Школа-гимназия № 69",
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 77 с
углубленным изучением английского языка",
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа №
117",
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа №
122",
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 59,
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа №
3",
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа №
72",
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа №
132",
- МОУ "Лицей № 4",
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа №
94",
- МОУ "Гимназия № 2",
- МОУ "Лицей № 3",
- МОУ "Лицей № 4".
Предлагаем Вашему вниманию примерное
планирование работы опорных школ города на 2001/2002
учебный год по основным направлениям Программы (планы
будут доработаны с учетом высказанных Вами
пожеланий и опубликованы в очередном сборнике
"Планирование работы опорных образовательных
учреждений города Перми на 2001 / 02 учебный год").
Предлагаем учителям-практикам, администраторам
учебных учреждений, методистам РМК и всем
желающим подумать над следующими вопросами:
1. Какие инициативы ОУ города, на Ваш взгляд,
требуют распространения и поддержки со стороны
ЦРО?
2. Какие инициативы ОУ в прошедшем учебном году не
были поддержаны необоснованно, а имело смысл их
внедрить?
3. Какие темы семинаров, педмастерских и т.п.
заинтересовали Вас, и Вы хотели бы принять
участие в их работе?
4. Какие формы работы Вы считаете наиболее
интересными и результативными?
5. Какие вопросы для обсуждения или разработки Вы
могли бы предложить опорным школам города?
6. Какая методическая помощь нужна именно Вам?
Ответы и размышления ждем на нашем сайте.
|