научно-практическая конференция Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001 |
||
|
Материалы
педсовета Лицея№3
"Эффективность
внедрения НИТ в образовательный процесс
МОУ Лицей№3".
Актуализация проблемы внедрения НИТ в образовательный процесс. Крыжановская Е.И. Зам.директора по научно-методической работе. По мнению разработчиков новой концепции российского образования, с которой нам всем предстоит в скором будущем ознакомиться, именно благодаря образованности общества, качества образования Россия сохраняет свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Главное условие модернизации общества – освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Вот 5 приоритетов образования для модернизации общества:
5.Поддержка вхождения новых поколения в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение. Конечно, это потребует формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры в том числе и в образовании. Это потребует обеспечения условий для развития информационных технологий. В среднесрочной перспективе (2005-2010г) решающим становится уровень общей образованности населения. Консервация системы, в том числе и образования, - это заведомая гарантия отставания. Консервировать даже то, что когда- то было лучшим в мире – это отстранять себя от обновления и развития. На мой взгляд следует выделить ряд противоречий в системе образования сегодня:
3. Увеличивается разрыв между традиционно высоким уровнем высшего да и среднего профессионального образования и качеством подготовленности выпускников общеобразовательных школ. Что же планируется предпринять по обновлению содержания образования и повышению его качества? -Устранить характерную для общего традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний; -Поднять роль самостоятельной работы учащихся, формировать у них практические навыки анализа информации, самообучения. -Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней; -Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук. -Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней. -К 2005 г. планируется обеспечить подключение к Internet не менее 60% общеобразовательных учебных заведений. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объеме не менее 6 часов в неделю в рамках учебного плана и внедрение деятельности на каждого учащегося.Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий; -Осуществить переход на сопоставимую с мировой системой показателей качества и стандартов образования всех уровней. Вот неполный список предполагаемых ближайших шагов по совершенствованию системы. Для эффективной модернизации образования планируется:
И думается, что мы с вами поступаем правильно и дальновидно, пытаемся использовать пусть небогатые наши ресурсы наиболее эффективно и приобщая к процессу своих учеников, а через городские и районные семинары, все большее количества коллег из других школ. Обсуждение вопросов образования в лицее все больше убеждает нас в том, что качество во многом определяется уровнем технологии. Наработан большой материал, которым мы готовы поделиться. Напомню, что в Проекте создания информационного пространства городской системы образования мы работаем пять лет. Сформирована инфраструктура технических средств, постоянно доступная всем участникам образовательного процесса лицее и участникам семинаров, имеются соответствующие программные средства, в том числе виртуальные среды учебной деятельности, активно используются информационно справочные ресурсы, создаются банки данных пользования. За счет внедрения НИТ нам удалось расширить различного рода практикумы, интерактивные и коллективные формы работы, привязать изучаемый материал к проблемам повседневной жизни. В текущем учебном году мы создали нормативно нравовую базу и получим лицензию на право давать платные образовательные услуги, что и претворяем в жизнь с помощью НИТ. Проведенный опрос показал, что лишь 16% наших учеников имеют компьютер дома, но уже сейчас более 70% умеют работать на компьютере в основном, благодаря урокам информатики, внеклассной интелектуальной деятельности, участию в проектах, подготовке к научно-практическим конференциям. За исключением очень небольшого количества детей, все хотят научиться пользоваться компьютером, считают это неотъемлемой частью подготовленности к жизни. Для собравшихся руководителей небезынтересно узнать о том, что в лицее создается локальное сетевое окружение: кабинет директора –бухгалтерия- учительская- библиотека- психологи- канцелярия, что откроет новые возможности для совершенствования внутрилицейского менеджмента. Что средства на это заработанны в основном за победы в конкурсах и проектах, что последний компьютер заработан за первое место в конкурсе школьных электронных газет. Но проблем остается достаточно много:
Сегодня на педсовете мы обсуждаем вопросы внедрения НИТ в образовательный процесс лицея. Естественно, у нас много проблем, думаю, в выступлениях руководителей МО они прозвучат. Важно, осмыслить как идет процесс внедрения, какая помощь педагогам со стороны администрации.
|
|