логотип @П научно-практическая конференция
Всероссийский @вгустовский
педагогический совет - 2001

 
О Педсовете
    объявление
    план проведения
    координаторы
   

Новости
    педсовета
    из регионов

Участники
    регистрация
    статистика

Документы
    нормативные
    материалы секций

Секции
    регистрация
    список

Форумы
    список


 

 

 

Эффективность работы методического объединения по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.

(Выступления руководителей и представителей методических объединений)

 

Чайкаускас Н.И.

Руководитель МО учителей иностранного языка.

Еще несколько лет назад, когда в школе впервые появились компьютеры , мы учителя предметники думали ,что это новшество для учителей информатики , а нас это никак ни касается . По прошествии нескольких лет, когда у многих учеников появились дома компьютеры и они стали их использовать их, как дополнительное средство для поиска нужной информации по различным предметам , учитель оказался не единственным источником информации ,как это было раньше, возникла необходимость и нам, учителям, учиться работать на компьютере и овладевать НИТ, чтобы не отставать от учащихся и повышать качество образования.

В последние годы возросла мотивация к изучению иностранных языков, однако трудностей на пути овладения ими особенно, в массовой школе , не убавилось. По- прежнему, основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы , отсутствие необходимой дифференциации и индивидуализации обучения.

Одна из закономерностей методики обучения иностранному языку гласит: изучение его должно основываться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме. К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают эти особенности предмета и ориентируются на некого среднего ученика.

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности компьютерных телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том числе и обучение иностранному языку. В отличие от различных форм заочного, дистанционное обучение обеспечивает, возможности:

  1. оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма , любого вида (виртуальной ,и звуковой , текстовой и графической )
  2. Хранения её в памяти компьютера в течении нужного времени .
  3. Доступа к различным источникам информации .
  4. Организация совместных телекоммуникационных проектов , в том числе и международных .

Дистанционное обучение иностранным языкам имеет свою специфику, обусловленную тем , что предполагает обучение различным видам речевой деятельности . Естественно для обучения чтению и письму , можно ограничиться сетевым ресурсом . Поскольку особенности этих видов речевой деятельности не требуют сами по себе объёмной графики и звукового сопровождения .

От сюда следует ,что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия учащихся в том виде речевой деятельности которому обучают . При обучении чтению каждому необходимо предоставить возможность

читать , упражняться в чтении. При обучении говорению – возможность говорить,

выражать свои мысли на иностранном языке. При обучении аудированию каждый

учащийся должен получить возможность слушать иностранную речь.

На заседание МО, посвященному вопросу внедрению НИТ в образовательный

Процесс, мы как раз заслушали материал о дистанционном обучении и исполь-

зовании его учителями в своей работе. (Но нужно сразу оговорить, что использование НИТ ни в коем случае не заменяет общение с учителем и очное обучение, а лишь дополняет его с целью улучшить расширить знания, предусматриваемые программой школы.) Многие учителя нашего М.О выступали с методическими схемами в которых рассказывали, как можно использовать НИТ на уроках: Ожгибисова М. Г об использовании интернета, Харченко Э. М- о компьютерном уроке, Яковлева И. В о работе над видеофильмом.

К сожалению, при посещении районных семинаров, мы не в одной школе не

увидели уроки, которые бы проходили с использованием компьютера.

Учителя нашего МО делают первые шаги в освоении телекоммуникаций и использо

вании их на уроках. В прошлом году Левина Т.Ф. показала фрагмент урока на

районном семинаре учителей иностранного языка с использованием компьютера.

Она использовала частично готовый электронный продукт (в качестве тренажера).

На уроке обрабатывалось фонетическое чтение, записанного и выведенного на

мониторы текста, проверка понимание его содержаний. Данилова А.А. и Харченко Э.М. составили и разработали компьютерный урок по теме “Австралия” в 11 классе, этот урок был показан на городском семинаре и получил хорошую оценку. В этом году после обучения на курсах “Использование компьютера” в учебной работе, организованных на базе нашего школьного кабинета информатики сделали первые попытки создать свой продукт Ожгибесова М.Г., разработавшая компьютерный урок по теме “Природа вокруг нас”, который можно использовать для учения 7 класса при прохождении этой темы, а для учащихся 8 класса – для повторения. Чайкаускас Н.И. создала итоговый тест для учащихся 9 классов для контроля базового уровня учащихся. Данилова Л.А. и Харченко Э.М. создали уже 2 компьютерных урока для 6 класса по теме “Внешность”, который они уже опробовали на своих уроках.

Что же положительного дают такие уроки?

  1. Ребятам очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету
  2. Каждый ученик выбирает себе тот темп, который ему больше подходит, в случае
  3. необходимости он может вернуться к тому материалу который не понял.

  4. Обучение идет индивидуально.
  5. Способствует развитию самостоятельности.
  6. Материал снабжен рисунками, различная цветовая гамма, звуковое сопровож-
  7. дение, если это возможно, все это оказывает положительное воздействие на учени-

    ка.

  8. Сочетается контроль и самоконтроль.
  9. Дает возможность быстро и эффективно тестировать.

 

Какие же проблемы возникли при составлении комп. уроков и их проведении .

1.Это страх преподавателя предметника перед компьютером. Нам надо было психологически перестроится, чтобы заставить себя сесть за компьютер.

2. При составлении компьютерных уроков, текстов нам нужно было методически подбирать материал , писать сценарий , набирать текст и оформлять его в редакторе. Все это отнимает очень много времени . Над одним уроком учителя работали всё свободное время в течение 2-3 недель.

3.В математических классах лицея дети достаточно хорошо подготовлены к работе с компьютером ,а в лингвистических , биологических и других простых классах нехватает навыков работы с ПК.

4.Не всегда готовый программный электронный продукт соответствует уровню содержания учебных тем , которые предусматривает наша программа .

5.Недостаточно четкий график работы в компьютерном кабинете и конечно , одного одного компьютерного кабинета на такую школу мало. Необходим еще один компьютерный кабинет, если мы и дальше хотим использовать компьютер в учебном процессе.

6. С выходом школы в Интернет появилась возможность намного расширить рамки образовательного пространства.

В 1999 году учащихся 9“б” лингвистического класса (нынешнего 11“б”) впервые приняли участие в проекте “КОРНИ” ( руководитель Левина Т .Ф. ) параллельно было решено участвовать на лучший образовательный WEB-сайт с таким же названием. Дети научились использовать информацию, полученную из разных источников, анализировать и отбирать нужную по теме, а главное в совместной деятельности рождается новый образовательный продукт.

Неформальная учебная деятельность выходящая за рамки школьной программы, включает в себя участие детей в различных конкурсах, виртуальных олимпиадах . Так в 1999-году ученики лингвистических классов заняли 2-3 места по английскому и немецкому языку в Российской лингвистической олимпиаде, проводимой по Интернет Иркутским университетом .

Используются ресурсы Интернет в научно–практической деятельности учащихся при подготовке к реферату дополнительный источник информации (по английскому языку). Евтушенко О. (учит.Левина .Т.Ф.) создала WEB-сайт и буклет о школе на английском языке .


@ПП-2001.