Вилкина И.В.
Руководитель МО учителей математики.
Математика является одним из самых
консервативных предметов, но несмотря на это
условия обучения математики меняются,
появляются новые компьютерные инструменты,
которые позволяют производить сложные
вычисления. В высшей школе их применяют
повсеместно, вводят специальные предметы. Как же
эта ситуация влияет на обучение математики в
школе? Необходимо ли пересматривать и школьные
программы?
Есть много спорных вопросов - нужно ли
учащимся интегрировать и дифференцировать.
Лучше заставлять делать это “вручную” или
обучать работе на некоторой системе
компьютерной алгебры? Нет четкой границы, где
кончается математика и где начинается
информатика.
Приведу пример: на чемпионате мира по
программированию побеждает команда из
Санкт-Петербурга, и все ее участники имеют
большее отношения к математике, чем к
информатике. Подобная ситуация и в нашем лицее:
учащиеся математических классов принимают
участие и побеждают в олимпиадах не только по
математике, но и по другим общеобразовательным
предметам.
По физике - Обвинцев Сергей, 10
кл.-1место.
По истории - Епишин Женя, 9 кл.-3место.
По химии- Шушаков Сергей, 10 кл.-3место.
Русс. Яз.-Емельянова Женя, 9 кл.-2место.
Русс. Яз.-Нечаева Женя,10кл.-2место. И
другие.
Побеждает тот, кто хорошо знает
математику.
На сегодняшний день мы видим, что
требования высшей школы к ученику возрастают,
экзаменационные вопросы становятся все сложнее,
включаются задачи которые больше освещены в
информатике, чем в математике. Но там они
преподаются на уровне знакомства а не на уровне
отработки знаний, умений, навыков.
Журнал “Компьютерные инструменты” в
образовании провел серию интервью с известными
математиками, информатиками, преподавателями,
работающими в общеобразовательных учреждениях,
на тему “Новые тенденции в математике и
математических науках, их отражение в
образовании”.
Основываясь на высказанных экспертных
оценках, обнаружилась любопытная картина,
которая дает представление о тенденциях в
преподавании математики. Общие выводы таковы:
Современные тенденции в математике не
отражаются на ее преподавании, особенно на
уровне школы.
Развитие математики не влияет
непосредственно на ее преподавание, но в то же
время на преподавателей математики влияет
развитие прикладных наук, в частности,
информатики.
Информатика же влияет на исследования
в математике и на ее преподавание.
И наше мнение (наших учителей)
совпадает с этими высказываниями. Наш опыт
показал, что вычислительные системы порождают
иллюзию, что вычисления делаются очень легко,
нажал на кнопки - и все, что нужно получилось. На
самом деле это не так, нужно чувствовать какую
работу мы поручаем машине, что ей сделать легко, а
что сложно. Поэтому хорошо освоить программные
продукты должны сами учителя.
Готовясь к педсовету, мы на МО
просмотрели много литературы; посмотрели как
преподаватели других школ района работают в этом
направлении. Что же мы увидели?
Учителя математики, используя знания в
программировании, совместно с учителями
информатики, разработали уроки по темам:
“Построение графиков”
“Решение исследовательских задач”.
В нашем лицее на сегодняшний день мы
имеем компьютерные средства обучения по
предмету такие как интеллектуальные игры; задачи
на развитие логики, лабиринты, тренажеры по
выработке вычислительных навыков, устный счет,
справочники для индивидуального пользования.
Электронные справочники:
-стереометрия 10-11класс.
-планиметрия 9класс.
-алгебра 7-11класс.
-репетитор по математике.
Но и проблем по их использованию
достаточно…
Многие программы по математике
рассчитаны на продвинутых детей, поэтому
некоторые учителя создают свои более простые
программы для детей с недостаточным уровнем
знаний. Учителями
нашего лицея был создан электронный фрагмент
урока на тему “Отрицательные числа” 6 класс
рассчитанный на детей со средним и низким
уровнем знаний. ПРИ анализе этой части урока
сразу возник положительный момент, при работе с
компьютером снимается комплекс
“неполноценности”даже у самых слабых учеников.
Дети работали с удовольствием, интересом все без
исключения, даже те, кто на уроках никакой
активности не проявлял.
Учителей математики заинтересовал
материал по геометрии (Стереометрия
в 10-11классе), решение
квадратных уравнений, особенно задачи с
параметрами.
Перспектива на следующий учебный год.
1. Совместно с профессиональными
разработчиками создать программу по геометрии
на основе дидактической игры “Танграм”- на тему
“Понятие площади”- “Равновеличие и равновесие
фигуры”. Занимается этой темой Глухова М. И.
2.Разработать дидактический комплекс
для детей с проблемами в обучении по темам
вызывающую наибольшую трудность.
3.Создать интегрированные уроки:
информатика- математика (некоторые темы изучаются по
информатике уже в 8 классах.), на уроках
математики изучают только
в 9 или 10 классах
|