Кошелева М.В.
Руководитель МО учителей химии и
биологии.
Основной задачей лицея № 3 на
предстоящий учебный год было повышение качества
образования учащихся среднего звена. Под
качеством мы понимаем только увеличение
количества обучающихся на “хорошо” и
“отлично”, но и приобретение учащимися навыков
самостоятельного обучения и потребности к
самообразованию. Как нельзя человека накормить
“впрок”, так и нельзя дать ученику сумму знаний
на весь период его будущей профессиональной
деятельности. Тем более, что, по мнению ведущих
ученых мира, знания обновляются через 8-10 лет.
Следовательно, школа должна научить ребенка
учиться. Иными словами, на
современном этапе содержание образования должно
предполагать активное освоение и фрагментальное
внедрение НИТ в традиционные учебные дисциплины,
т.к. они позволяют:
Стимулировать интерес к изучаемому
предмету;
Индивидуализировать и
дифференцировать процесс обучения;
Стимулировать активность и
самостоятельность учащихся при подготовке
творческих заданий, в работе с литературой,
внеклассной работе;
Позволяет объективно контролировать
глубину и широту знаний, качество усвоения
изучаемого материала.
И как следствие:
повышает компьютерную грамотность
учащихся
облегчает труд учителя, освобождая его
от трудоемкой работы по изготовлению
дидактических материалов и текущей, и итоговой
проверке знаний.
При изучении химии и биологии
применение НИТ позволяет сделать уроки более
интересными и зрелищными.
Учитывая все вышеизложенное, учителя
нашего МО вполне осознали актуальность проблемы
внедрения НИТ в учебный процесс:
прошли различные курсы освоения
компьютерной грамотности;
изучили научную литературу по
применению НИТ в преподавании химии и биологии;
ознакомились с опытом коллег и
вузовских преподавателей по практическому
использованию НИТ в учебном процессе;
приобрели имеющиеся в продаже
обучающие и контролирующие компьютерные
программы, проанализировали их достоинства и
недостатки, диапазон их использования в учебной
и внеурочной работе с учащимися;
сами стали создавать компьютерные
уроки: Короткова М.В. “Тип членистоногих. Класс
Паукообразные. Паук - крестовик”, Сухнева А.С.
“Строение растительной клетки”.
Применять НИТ в учебной и внеурочной
работе. Интернет
Применение во внеурочной работе:
- участие в дистанционных олимпиадах,
предлагаемых Московским центром “Эйдос”. В
прошлом учебном году в такой олимпиаде Коротаев
Алексей 10 “в” класс занял 2 место, Рыбаков Костя
11 “а” класс занял 3 место. В этом учебном году
команда лицея приняла участие в дистанционной
олимпиаде по биологии, организованной
Воронежским центром. Участвовали в
телекоммуникационных конференциях Коротаев
Алексей – “Натуральный каучук”, Пивоварова
Елена (1999 г.) – “Почему гибнет хвойный лес?”
Результат этих работ опубликован в
сборнике тезисов “От открытой школы к открытому
обществу”, г. Москва 1999 г., а также в конкурсе
тезисов детских экологических работ на сайте
Проекта “Экологическое содружество”.
- выступление ученика 11 “а” класса
Руцкого Андрея на районной, городской и
областной конференциях 2001 года с докладом
“Виртуальный музей химии”, Самосушева
Александра 11 “а” класс “Развитие и
систематизация химических ресурсов Интернет”.
- использование имеющихся в лицее
обучающих и контролирующих программ по химии и
биологии при подготовке к олимпиадам (например,
опыт такой работы с Заболотским Дмитрием).
В учебной деятельности компьютерные
технологии используются пока, к сожалению, лишь
фрагментально, отчасти из-за отсутствия
компьютера в кабинете химии. Хотя известно, что
применение НИТ позволит сделать уроки более
интересными и зрелищными. С помощью обучающих
программ можно дополнить традиционный зрелищный
эксперимент, а так же
проиллюстрировать то, что невозможно показать в
силу различных обстоятельств (необходимость
использовать взрывчатые или ядовитые вещества,
уникальные и дорогостоящие реактивы, быстрые
(доли секунды) и медленные (минуты, часы, годы)
процессы, т.е. проведение эксперимента в режиме
реального времени. А программы компьютерного
моделирования позволяют учащимся увидеть,
ощутить, проверить абстрактные идеи.
Результатом научно-методической работы
наших учителей по внедрению НИТ является:
ПЕРСПЕКТИВЫ:
Использование электронных обучающих
программ на уроках биологии и химии.
Оборудование кабинета биологии и химии
в соответствии с требованиями НИТ
(индивидуальными мультимедийными комплексами).
В связи с установкой выделенного канала в Интернет
спланировать уроки с использованием Интернет
ресурсов.
Ознакомить родителей учеников
профильных классов с проблемами и престижностью
информатизации образования. О том, что лицей № 3
является “Экспериментальной площадкой по НИТ”,
убедить их в том, что вкладывать средства в
компьютерную грамотность ребенка веление
времени.
Обеспечение современной информацией о
предстоящих дистанционных олимпиадах, сетевых
проектах.