научно-практическая конференция Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001 |
||
|
1 . Новые информационные технологии в системе образования города Перми. Новые информационные технологии в образовательном пространстве города Перми.Болотова Л.Ю., зав. сектором информационно-аналитической работы Центра развития образования г. Перми им. С.О.Ветлугина
В целях реализации Федерального закона “Об утверждении Федеральной программы развития образования” и Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики Правительством Российской Федерации ведется работа по подготовке проведения эксперимента по структуре и содержанию общего образования. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования”. Приоритетом для развития информационных технологий в образовании в настоящее время является развитие материально-технической базы информатизации как основного условия комплексного обеспечения образовательного процесса современными наукоемкими средствами. В результате определились приоритеты и своего рода очевидные на сегодня “коридоры развития” на 2002 и последующие годы. Таким образом, можно в первом приближении сформулировать методологию информатизации как единство трех этапов:
Эта методология уже переносится Министерством на региональный уровень и на уровень федеральных округов. Интегральным механизмом формулирования и реализации стратегии информатизации образования стало создание по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина ПР-2582 от 29 декабря 2000 г. и по поручению Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова МК-П8-00267 от 06.01.2001 Минобразование России проекта федеральной целевой программы “Создание единой образовательной информационной среды” в 2001 – 2005 гг.. Действие данной программы направлено непосредственно на всех участников сферы образования, в частности, на 39 млн. детей, подростков и молодых людей, получающих образование в школах и вузах. Создание единой информационной образовательной среды, которая направлена на обеспечение равных возможностей в образовании, подразумевает, в первую очередь, развитие ее образовательно-информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и требует кардинального увеличения расходов на наукоемкое оборудование. Основными направлениями этого развития являются следующие: - развитие информационно-технологической инфраструктуры, включая создание ресурсных центров, образовательных баз данных, электронных библиотек и др.; - развитие телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе отраслевой сети RUNNеT; - разработка электронных средств поддержки и сопровождения образовательного процесса; - развитие интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) сферы образования для создания эффективного механизма управления отраслью; - развитие содержания образования на основе информационных технологий и организация информационного сопровождения системы научно-методического обеспечения развития образования; - создание инфраструктуры высокопроизводительных вычислений. В целом, федеральная целевая программа “Создание единой образовательной информационной среды” в 2001 – 2005 гг. ориентирована на долгосрочное развитие отрасли. Данным целям служит развитие единого информационного пространства города Перми. Раздел “Информатизация” в Программе развития Городской системы образования на 2001-2005 гг., разработанной отделом информатизации Центром развития образования г.Перми им. С.О.Ветлугина (ГЦРО), является механизмом реализации этого направления. В рамках технического оснащения делано следующее:
Наблюдаем массовое подключение школ к сети Интернет (55%). Согласно Доктрине новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать объекты для Интернет. Эти методы должна прививать современная школа, и наиболее – способ организации конкурсов создания Web-публикаций.
Конкурс школьных мультимедийных презентаций, стартовавший в декабре и завершившийся в феврале на Ярмарке “Образование и карьера”. Конкурс проводился в целях стимулирования работы преподавателей и учащихся по освоению современных компьютерных технологий, развитию интереса школьников к информационному творчеству, повышению роли школьных информационных служб в построении и расширении городского информационного образовательного пространства. В конкурсе приняли участие 29 образовательных учреждений, представившие в оргкомитет яркие, интересные и разнообразные по содержательному наполнению и технической реализации проекты:
На основе материалов победителей (гимн.№4, лицей №3, школа №68) и номинантов (гимн.№2, №11, шк.№ 132, лиц.при ППКК) конкурса, награжденных Дипломами, Грамотами и призами оргкомитета и спонсоров, по заказу ГКОН и ГЦРО лабораторией ММ РЦИ ПГТУ разработан CD-диск “Пермское школьное Интернет сообщество”, который в конце мая будет представлен на конкурс “Мультимедийных шоу”, проводимый фирмой Сименс (г.Москва), и станет ежегодно “переиздаваемым” проектом ЦРО, как итог “школьной интернет-работы” в ОУ города, пополнением школьных медиатек. Последнее время приобретает популярность научно-практические конференции по НИТ –проблематике.
В работе конференции приняли участие 46 педагогов и более 120 учащихся 7- 11-х классов 15-ти образовательных учреждений г.Перми “Дистанционное обучение в городской системе образования” (Димов В.А., рук. лаборатории информатизации ГЦРО, гимн.№11), “Работа в телекоммуникационных проектах со школьниками” (Нефедова Л.В., рук. педмастерской, гимн.№4), “Уроки в Интернет” (Самосушев В.Л., рук .педмастерской, шк.№136). ОУ представили выступления с реферативными докладами и презентациями Web-проектов на научную секцию конференции, работающую в з-х подсекциях:
Особо отмечается оргкомитетом работа руководителей школьных информационных служб, координаторов проектно-сетевой деятельности, преподавателей информатики и других предметов в ОУ, представивших на конференцию значительное количество выступлений (Нефедовой Л.В.,гимн.№4, Димова В.А., гимн.№11, Логиновой Н.С., шк.№145), что позволяет охарактеризовать систему в организации использования возможностей НИТ и телекоммуникаций в образовательном процессе в этих образовательных учреждениях как “пилотную на уровне города”. 2) В апреле 2001 г. учителя информатики и школьники ОУ города приняли участие в работе секции “Информатика и НИТ” областного конкурса научно-исследовательских работ учащихся, работавших в 2-х подсекциях – “Программирование” и “Интернет и общество”. 2 –ая подсекция впервые организована в рамках конкурса по инициативе ГЦРО и “Пермского Интернет Клуба”. Школы, энергично внедряющие НИТ, демонстрируют желание обеспечить современный уровень преподавания и высокое качество обучения. Стоит отметить, что создание Web-публикаций редко вписывается в программу уроков информатики, так как в базисном учебном плане информационным технологиям отведено более чем скромное место. Чтобы городское образовательное сообщество шло в ногу со временем, ГЦРО организовал и провел 2 городские олимпиады по информатике, чтобы побудить школьных учителей и их учеников ориентироваться в разнообразных (видео, аудио, графических и т.д.) источниках поступления информации, умения искать информацию в сети Интернет, создавать документы в сети: В последнее время специалисты отдела информатизации по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех школьных предметах. Наблюдается картина, что в тех образовательных учреждениях, где роль учителя информатики более весома (руководитель ШИС), он выполняет функции специалиста по НИТ в ранге заместителя директора школы с широким кругом обязанностей, там существенно активизировалась работа: использование телекоммуникаций и дистанционные формы работы с учащимися по различным предметным направлениям; участие в дистанционных олимпиадах, турнирах, конкурсах, проектах. Глобальные изменения коснулись практически всех областей человеческой деятельности и многих аспектов личной жизни, и поэтому требуется полный пересмотр системы образования. Но на фоне шквала изменений, учебный процесс в школе остался поразительно неизменным не только во времени, но и в пространстве. Город Пермь – это уникальное сочетание настоятельной потребности при отсутствии необходимых ресурсов. Так в ОШ лицей №3 ведется работа над созданием компьютерных программно-дидактических комплексов по предметам, исследовательские разработки учащихся составляют основу образовательного наполнения школьной Интернет страницы. Если обстановка в классе в современной школе практически не изменилась, то управление ею осуществляется новыми способами:
Работа по данным направлениям велась в ОШ – гимназия №2.
|
|