научно-практическая конференция Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001 |
||
|
Использование ИТ (дистанционного обучения) в преподавании иностранных языков. Левина Т.Ф., Учитель английского языка, МОУ Лицей№3 Осознание необходимости владения хотя бы одним ИЯ пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание ИЯ жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой дифференциации и индивидуализации обучения. Как известно, цель обучения ИЯ в школах разных типов состоит в овладении коммуникативной компетенцией, то есть предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению ИЯ. При этом необходимо помнить; обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. (В.В. Краевский). Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому одна из закономерностей методики обучения ИЯ гласит: изучение его должно основываться на развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме (И.В.Рахманов). К сожалению, практически все учебники ИЯ не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некого среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения. Стоит отбирать и технологически прорабатывать те из них, которые могли бы обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей. Другими словами, речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ. Основной принцип этого направления: в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том числе и для обучения ИЯ. В отличии от различных форм заочного обучения, обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможности:
Основные цели дистанционного образования можно сформулировать так:
Отчего зависит эффективность дистанционного обучения? Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:
Другими словами, успешность и качество ДО в большей мере зависят от эффективной организации и методического качества используемых материалов, а также руководства; мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Педагогические основы дистанционного обучения. Очень важно знать, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно строить современный курс дистанционного обучения ИЯ. Коротко обозначим их:
Любая модель ДО должна предусматривать: гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащегося с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу: оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса; групповую работу по типу обучения в сотрудничестве при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы. Эта модель должна предусматривать также совместные телекоммуникационные проекты. Очень важно, на наш взгляд, понять, каким образом можно смоделировать информационную среду процесса обучения, как человек взаимодействует с информационной средой. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, познакомиться, прежде, с термином “продуктивное мышление”, который был введен одним из основателей гештальт - психологии Максом Вертгеймером. Его книга, которая так и называлась “ Productive Thinking”, была издана после его смерти в 1945 году, а в русском переводе появилась в 1987 году. В ней автор на примерах, взятых, в основном, из обучения математике, пытается ответить на следующие вопросы: “Что происходит, когда мышление работает продуктивно? Что происходит, когда в ходе мышления мы продвигаемся вперед? Каковы существенные особенности и этапы этого процесса? Как он протекает? Как возникает вспышка, озарение? Какие условия, установки благоприятствуют или не благоприятствуют таким замечательным явлениям? Чем отличается хорошее мышление от плохого? И, наконец, как улучшить мышление?”Мышление несомненно является важнейшей стороной процесса обучения и его продуктивный характер является условием развития креативных, творческих способностей личности. Другой, не менее важной стороной обучения является “делание”, выполнение учебных заданий, требующих включения других механизмов, имеющих свои специфические характеристики. В представлении авторов книги “Информационная среда обучения” продуктивное обучение – это личностно-ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе сети образовательных маршрутов, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум. А это возможно лишь при активном взаимодействии человека и информационной среды в процессе обучения. Информационная среда – это система средств обучения с человеческим знанием и служащая как для хранения структурированной информации, так и для ее передачи, переработки и обогащения передачи. Дистанционное обучение иностранным языкам имеет свою специфику, обусловленную тем, что предполагает обучение различным видам речевой деятельности. Естественно, что для обучения чтению и письму, советует Е.С. Полат, можно в значительной степени ограничится сетевым ресурсом, поскольку особенности этих видов речевой деятельности не требуют сами по себе объемной графики и даже значительного по объему звукового сопровождения. Но при обучении говорению и аудированию ограничиться только текстовыми файлами не удается, необходима опора на звуковое сопровождение. Особенность предмета “иностранный язык” состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, то есть языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). В соответствии с теорией деятельности обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности. Отсюда следует, что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия учащихся (причем каждого ученика) в том виде речевой деятельности, которому их обучают. Если учащихся обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо представить возможность читать, упражняться в чтении. При обучении говорению – каждому ученику следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке. При обучении аудированию каждый учащийся должен получить возможность слушать иностранную речь. Но надо сразу оговорить, что дистанционное обучение иностранным языкам, так же как и вообще дистанционные курсы по различным предметам призваны не заменить очное обучение, а дополнить его с целью углубить или расширить знания предусматриваемые программой школы. В нашей школе мы делаем пока первые шаги в освоении и использовании информационных технологий в обучении английскому языку. Использование телекоммуникаций осуществляется в 7-11 классах лингвистических и математических в следующих направлениях:
Научно-практическая деятельность учащихся (создание
Литература.
|
|