логотип @П научно-практическая конференция
Всероссийский @вгустовский
педагогический совет - 2001

 
О Педсовете
    объявление
    план проведения
    координаторы
   

Новости
    педсовета
    из регионов

Участники
    регистрация
    статистика

Документы
    нормативные
    материалы секций

Секции
    регистрация
    список

Форумы
    список


 

ВОСПИТАНИЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

kaf.jpg (19365 bytes)

(материалы к августовским конференциям педагогов 2001 г.)

 

Копысова Э.С., к.п.н., Зав. кафедрой воспитательных систем развития личности ПОИПКРО

 

Основная проблема наступающего учебного года - повышение качества образования, интегрировано включающего в себя развитие, воспитание, обучение, социализацию учащихся. В разработанной в Пермской области “Концепции управления качеством образования” (Пермь, 1997) подчеркивается, что качество образования определяет качество жизни человека и общества и определяется не только знаниями, а и уровнем личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения. В последние годы процессы поддержки и развития воспитания приобрели новый аспект. Прошло 2 года после принятия на коллегии Министерства образования РФ (28.09.99 г.) “Программы развития воспитания в системе образования РФ”. 1 областной съезд работников образования (декабрь 1999 г.), определяя ведущие принципы региональной образовательной политики, принял в качестве основного “гуманизацию образования, приоритет воспитания над обучением”.

Сегодня работники образования, руководители любого уровня, вплоть до образовательных учреждений всех типов, принимают идею значимости воспитания для развития личности, её самоопределения, формирования ценностных ориентиров и норм поведения учащихся. Однако, сложность организации воспитательного процесса, отсутствие критериев его качества и эффективности, наличие серьёзных проблем в сфере дополнительного образования, необходимость изменения позиции руководителей ОУ, педагогов, классных руководителей на основе современных концепций воспитания, теории и практики воспитательных систем требуют, чтобы на пленарных и секционных совещаниях в августе 2001 гола этим вопросам было уделено специальное внимание.

Учитывая, что эту работу существенно осложняют:

• неопределённость социальной политики государства, сложность и противоречивость социума, отсутствие должной нормативно-правовой, организационно-управленческой, научно-методической, материальной и моральной поддержки воспитания и дополнительного образования;

• отсутствие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров менеджеров, организаторов воспитательного процесса, классных руководителей, работников дополнительного образования, психологов; социальных педагогов, организаторов детских и молодёжных движений, объединений и организаций;

• недооценка воспитательного аспекта при аттестации образовательных учреждений и профессиональной деятельности педагога, недостаточное исследование и использование воспитательного потенциала учебной деятельности;

• слабость детских объединений и ученического самоуправления, отсутствие современного подхода к организации дополнительного образования и досуга детей;

• неразработанность нормативно-правовой базы и механизмов реализации приоритета воспитания, отсутствие устойчивого системного подхода и инновационных процессов в сфере дополнительного образования детей, их развития, воспитания и социализации,

РЕКОМЕНДУЕМ РАССМОТРЕТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

• Основные направления развития воспитания, дополнительного образования детей в районе, городе, OУ. Духовно-нравственное, патриотическое, гражданское воспитание. Формирование здорового образа жизни. Воспитание культуры межнациональных отношений.

• Повышение статуса воспитания в процессе образования, реализация принципа гуманизации и приоритета воспитания.

• Реализация целостного, системного подхода к обучению, воспитанию, развитию и социализации учащихся.

• Сотрудничество с семьёй в воспитании детей и подростков, взаимодействие педагогов, детей и родителей, направленное на преодоление вредных привычек и профилактику асоциального поведения.

• Укрепление межведомственных связей управления образованием и ОУ, разработка совместных социально значимых проектов и программ в области воспитания и дополнительного образования детей;

• Более эффективное использование воспитательного потенциала познавательной (учебной и внеучебной) деятельности учащихся (мотивация, содержание, технологии, система отношений и т.д.); реализация принципа личностно-ориентированной педагогики;

• Создание условий для развития и самореализации учащихся и педагогов в системе дополнительного Образования; интеграция общего и дополнительного образования.

• Реализация принципа дифференциации в образовании. Развитие творческой одарённости детей, социально- педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями, социальная адаптация детей- сирот и оставшихся без попечения родителей.

• Укрепление содержательной, организационной и материальной базы досуга.

Повышение внимания к классу, как самому устойчивому и управляемому детскому сообществу, создание в коллективе условий для индивидуально-личностного развития и самореализации учащихся.

• Укрепление позиций, роли и места классного руководителя, заместителя директора по проблемам воспитания, педагога-организатора, воспитателя, социального педагога. Изменение отношения к классному руководству, поддержка качества и эффективности воспитательной деятельности педагога. Внесение дополнений, коррекция нормативных документов ОУ с точки зрения приоритета воспитания.

Рекомендуем также рассмотреть систему научно-методического сопровождения процесса создания воспитательных систем, воспитательного пространства и организации воспитывающей деятельности учащихся и педагогов. В районах и городах могут эффективно работать традиционные и вновь создаваемые: методические объединения и семинары заместителей директоров школ, УНПО, коррекционных и интернатных учреждений, руководителей и педагогов УДО, классных руководителей; проблемные группы; временные творческие коллективы; стажёрские площадки; кафедры; лаборатории; мастер-классы, дискуссионные клубы; педагогические студии; центры психолого-педагогической и социальной поддержки развития учащихся и т.д.

На секции руководителей ОУ рекомендуем обсудить концепции и программы развитии учреждений с точки зрения воспитательных систем, их качественного и эффективного функционирования, а также планы повышения квалификации и переподготовки руководителей, методистов и педагогов, в т.ч. и по модульно-вариативной программе ПОИПКРО “Актуальные вопросы теории и практики воспитания”.

 

Литература:

1. Алиева JIB., Новикова Л.И, Сельская школа в воспитательном пространстве села. "Внешкольник", 2001, №1.

2. В рабочую тетрадь заместителя директора школы по проблемам воспитания. “Воспитание школьника”, 2001, №4.

3. Гайдук ТИ., Кравченко С.И. “Концепция программы воспитания школьников “Сотрудничество в параллели”. “Воспитание школьников”, 2001, № 3.

4. Гутник Г.В. Приоритет воспитания - важнейший аспект региональной образовательной политики, “Вестник ПОИПКРО”, 2001, №1.

5. Гутник Г.В., Клейман И.С. Приоритет воспитания. Ведомости Департамента образования и науки, 1999, №4 6.

6. Демакова И, Д. Гуманизация пространства детства, М., 2000.

7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Д. “Воспитание? Воспитание. Воспитание!” М.199б, 2000.

8.. Копысова Э.С. Современные концепции воспитания. “Вестник ПОИПКРО”, 2001, №1.

9. Крикунова Т.К. Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении, М., Академия, 1999.

10. Логиноаа Л.Г. “Дополнительное образование детей”, “Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей”. М., 2000.

11. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

12. Материалы 1 съезда работников образования Пермской области. Пермь, 2000.

13. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях. “Классный руководитель”, 2001, № 3.

14. Мудрик А.В. “Социализация воспитания”. М., 1999.

15. Никитина Л.А. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога. “Воспитание школьников”, 2001, № 1-4.

1 б. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М., 2000. "50 сценариев классных часов". М., 1999.

17. Прутченков АС, “Трудное восхождение к себе. 30 уроков самопознания и саморазвития”. М., 2000.

18. Прутченков АС. “Я и жизнь” (методические разработки социально-психологического практикума). “Воспитание школьников”, 2001, № 3-5.

19. Программа развития воспитания в системе образования РФ. “Вестник образования”, 1999, №12.

20. О ходе реализации Программы развития воспитания в системе образования России. “Воспитание школьников”, 2001 № 3.

21. “Современные концепции воспитания”. Ярославль, 2000

22. Управление воспитательной системой школы: проблемы н решения. Под ред. Караковского В.А., Новиковой Л.И., Селивановой Н.Л., Соколовой Е.И. М., 1999.

23. Фридман Л.М. Воспитанность. “Классный руководитель”, 1999, № 5.

24. Чепурных Е.Е. Воспитание подрастающего поколения - общая задача современной России”. “Внешкольник”, 2001, №2.

25. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников. “Классный руководитель”, 2000, № 6.

26. Щуркова Н.Е. “Новое воспитание” М., 2000; “Классное руководство: игровые методики”. М., 2001. Решения коллегии Департамента и науки:

О состоянии и перспективах развития воспитательных систем в ОУ области, 24.02.1998

О создании условий для развития личности в дополнительном образовании. 27.0б.2000.

Приказ № 14 от 16.01.2001 г. “Об итогах областного конкурса воспитательных систем образовательных учреждений”.

Приказ № 15 от 16.01.2001 “О проведении областного конкурса программ образования родителей”.

 

 


TopList @ПП-2001.