логотип @П научно-практическая конференция
Всероссийский @вгустовский
педагогический совет - 2001

 
О Педсовете
    объявление
    план проведения
    координаторы
   

Новости
    педсовета
    из регионов

Участники
    регистрация
    статистика

Документы
    нормативные
    материалы секций

Секции
    регистрация
    список

Форумы
    список


 

Пермь, Самара, Воткинск: реализуем идею попечительства.

В.Ф. Чеботнова, директор Пермского регионального Центра развития попечительства

Сегодня, когда идея попечительства только начинает находить поддержку и понимание со стороны местных сообществ, г. Пермь одним из первых городов в России включился в работу по созданию активно действующих попечительских советов, способных привлекать внебюджетные ресурсы для выживания и развития сферы образования.

Попечительские советы в образовательных учреждениях г. Перми начали появляться 2-3 года назад. Инициаторами их создания стали сами школы.

Первыми, к кому обратилась школа с предложением – взять попечение над школой, были родители.

Я говорю не об элитных маленьких, а о массовых школах, где учатся от 900 до 1700 учеников. Они расположены, как правило, в новостройках на окраинах города.

С утратой института шефства над ними эти школы оказались никому не нужными, кроме родителей.

Процесс возведения родителей в попечители в настоящее время происходит трудно, порой мучительно. Традиционно сложившиеся взаимоотношения школа – родитель, где родитель некоторым образом бесправен, а образование и воспитание ребенка отдано целиком школе, приходится ломать.

Директора школ, осознающие, что положиться сейчас можно только на родителей, стали прилагать усилия для того, чтобы вывести их из глухой оппозиции, дать им возможность стать рядом с учителем в заботе о своем ребенке, установив долговременные партнерские отношения.

Подавляющая же часть родителей и учителей оказались к этому не готовы.

Ориентирование учителя на конструктивный диалог с родителями, формирование корпуса родителей, осознающих свои обязанности и возможности по отношению к школе, во времени занимает от полугода до года интенсивной работы администрации школы по разъяснению родителям и учителям своей позиции.

И если педагогический коллектив, объединенный общими задачами, уже сложившийся организм и более податлив, то родители настолько разноликая масса, что не всегда усилия администрации школы могут увенчаться успехом и ей нужна поддержка и организационная, и методическая.

Год назад Комитет по образованию и науке администрации г. Перми решением Коллегии определил одним из приоритетных направлений своей деятельности “расширение практики общественно-государственных форм соуправления образовательными учреждениями”.

Тогда же на базе городского Дома учителя начала свою работу общественная структура - информационно-ресурсный “Центр развития попечительства”, в задачи которой входило:

  • оказание помощи администрации образовательного учреждения в выборе оптимальной модели взаимодействия с родительской общественностью;

  • обучение родительской общественности навыкам работы в попечительском совете;

  • распространение технологий по привлечению местных ресурсов для укрепления материальной базы системы образования.

Совместно с городским Комитетом по образованию и науке Центром развития попечительства проведен ряд семинарских занятий для родительской общественности, представителей управления образования и руководителей образовательных учреждений; сформирован пакет нормативных документов и методических материалов для попечительских советов разных моделей существования; организован постоянно действующий консультационный пункт по вопросам попечительской деятельности.

Все это положило начало постепенному, но неуклонному росту сети попечительских советов. Если на начало 2000 года их было всего 7, то к концу года официально заявлено о 40 существующих и более чем о тридцати создаваемых. О том, что попечительские советы могут эффективно действовать, свидетельствует то, что за 2000 г., по данным Комитета по образованию, в образовательные учреждения города Перми, а их 442, попечителями было направлено только денежных средств 47 млн. руб. И это не считая их интеллектуального, организационного и иного вклада.

Попечительское движение в Перми имеет ряд особенностей.

Администрация г. Перми и области уже несколько лет плодотворно сотрудничает с НКО, создавая конкурсами социально- значимых проектов, внедрением социального заказа и другими акциями благоприятную ситуацию для развития 3-его сектора.

Так или иначе, родители, как жители г. Перми, уже психологически готовы к тому, что НКО живут, решают значительные социальные проблемы и их статус уважаем.

Поэтому, когда родители намереваются сотрудничать со школой, у них есть возможность выбрать приемлемую для них форму сотрудничества: создать попечительский совет не только внутри школы в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, но и объединиться в иные общественные формирования, которые тоже могут выполнять попечительские функции по отношению к школе: фонды, некоммерческие партнерства, общественные организации и т.д., действующие уже в правовом поле Законов РФ “Об общественных объединениях” и “О некоммерческих организациях”.

Таких попечительских советов, действующих в рамках НКО, на сегодняшний день в Перми около 30. Эта форма позволяет им достаточно четко определить свои функции и выстраивать взаимодействие со школой на договорных началах, а школе рассматривать такие попечительские советы как социальных партнеров.

Социальное же партнерство создает предпосылки для формирования родительской общественностью социального заказа своей школе: т.е. готовности вместе со школой принять участие в разработке модели выпускника, который будет востребован в жизни, и подумать над тем, какие для этого необходимы ресурсы.

В этом случае попечительский совет выступает уже как посредник между родителями и школой, который может не только отследить, как выполняется социальный заказ, но и ресурсно его обеспечить.

Такой попечительский совет, несомненно, должен научиться владеть современными социальными технологиями, быть организационно устойчивым и понимать стратегию развития подопечного учреждения.

Сейчас уже можно говорить о том, что в Перми сложилась инфраструктура, оказывающая организационную, информационную, консультационную и методическую поддержку попечительским советам, ориентирующая их на социальное партнерство с образовательными учреждениями:

  • Комитет по образованию и науке г. Перми, который координирует деятельность районных органов управления образования по развитию попечительства на их территории;

  • Региональная автономная некоммерческая организация “Центр развития попечительства” - выполняющая функции информационно-методического обеспечения;

  • Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом учителя, предоставившего свою базу для осуществления деятельности Центра и проведения публичных акций, способствующих формированию позитивного образа попечителя образования;

  • Попечительские советы, опыт которых можно рекомендовать для изучения и осмысления.

Все они объединены общим проектом и действуют на основе Соглашений о партнерстве и общего Плана работы по развитию попечительства в г. Перми. Проект, предлагающий эту инновационную модель поддержки и развития попечительства образовательных учреждений на основе социального партнерства, стал победителем на Окружной Ярмарке социальных и культурных проектов “Пермь-2000”.

Цель этого проекта – отработать с учетом пермского опыта и возможностей городов-партнеров (а ими стали Самара и Воткинск) различные модели оказания помощи попечительскому движению. В ходе реализации проекта должно быть организовано консультационное, информационное, методическое и правовое сопровождение попечительской деятельности с учетом особенностей каждого региона, являющегося участником проекта. И совместными усилиями всех участников проекта разработаны технологии оказания поддержки попечительскому движению.

В продвижение идеи попечительства на территории городов-партнеров включились Департамент науки и образования администрации Самарской области, региональная автономная некоммерческая организация “Центр образовательных технологий” г. Самары, Воткинская городская общественная организация “Содействие развитию НКО “Инициатива”, отдел образования администрации г. Воткинска, журналисты газет “Образование. Самарский регион” и “21-й век” (г. Воткинск).

Сейчас и в Самаре, и в Воткинске работают консультационные пункты, оказывающие помощь попечительским советам. Первоначальный справочно-информационный фонд для этих консультационных пунктов сформирован пермским Центром развития попечительства. Туда переданы нормативные, информационные и методические материалы, апробированные в Перми. С участием Центра развития попечительства проведены рабочие совещания с органами управления образования Воткинска и Самары, встречи с руководителями образовательных учреждений и намечен план совместной деятельности по формированию сети попечительских советов на их территории.

В Самаре, в Воткинске и Перми сейчас проводится анкетирование управленческого персонала и родительской общественности с целью выяснения отношения к попечительству, как форме сотрудничества родителей и школы. По итогам анкетирования Центром развития попечительства совместно со специалистами Комитета по образованию и науке администрации г. Перми будут разработаны программы обучающих семинаров, проведение которых запланировано в Самаре, Перми и Воткинске в сентябре и октябре этого года. Итоги деятельности проекта будут обсуждены на “Круглом столе” в г. Перми с участием представителей городов – партнеров и лягут в основу совместной программы поддержки развития попечительской деятельности на их территории, которая будет предложена разработчикам мегапроекта “Развитие попечительства в Приволжском Федеральном округе”, работа над которым сейчас ведется.

Результаты совместной деятельности городов – партнеров Перми, Самары и Воткинска по поддержке и развитию попечительского движения будут опубликованы в информационно-методическом сборнике “Попечители образования в Приволжском округе” и представлены на 2-й Окружной Ярмарке социальных и культурных проектов “Саратов – 2001”.

 

 


TopList @ПП-2001.