научно-практическая конференция Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001 |
||
|
Попечительский
совет как инструмент демократизации управления
школой
Т.М. Носкова, директор школы 68 (Кировский р-н г.Перми) 23 марта 2001 года - День рождения благотворительного фонда “Поможем школе”, имеющего статус юридического лица, в структуре которого начал работу Попечительский совет средней общеобразовательной школы № 68 Кировского района г.Перми. Сейчас у нашего фонда период становления, период, окрашенный оптимизмом, верой в светлое будущее и наличием больших планов. Финансы фонда пока очень невелики и большей частью заработаны идеями и трудом тех энтузиастов, которые работают в фонде: Президентом Фонда Шарафеевой Т.Ю. (она родитель одного из учеников школы), исполнительным директором Фонда Жигаловой Е.В. (она родитель и одновременно социальный педагог школы), директором школы и членом Попечительского совета Носковой Т.М., другими родителями и учителями. Благотворительный фонд (БФ) и Попечительский совет создавались совместными усилиями учителей и родителей. В начале этой работы (с ноября 1999 года) казалось, что создать Попечительский совет, который будет активно действовать, не составит большого труда, т.к. всем (как представлялось) хорошо известно, в какой ситуации сейчас находится российская школа. Однако, классные родительские собрания, частные беседы с родителями показали, что между представлениями педагогических работников и представлениями родителей о состоянии современного школьного образования - большая пропасть. Удивление и даже некоторую растерянность вызвала эта обнаружившаяся отстраненность родителей от проблем школы. Но, как известно, “отрицательный результат - тоже результат”. Стало очевидно, что без формирования у родителей интереса к тому, как школа учит их детей, какие усилия она прилагает к этому, с какими проблемами ей приходится сталкиваться, Попечительский совет будет простой формальностью и не сможет выполнять функции, так необходимые школе на данном этапе:
И школе пришлось стать инициатором вовлечения родителей во все основные виды деятельности школы, как образовательного учреждения. А это потребовало большой основательной подготовительной работы как с родителями, так и с учителями. Администрация школы должна была объяснить родителям, что даже если они и станут единомышленниками, у них нет никакого механизма для реальной поддержки и защиты школы: общественное мнение не обладает реальной силой, если нет института, через который оно может быть высказано. Таким механизмом в нашей школе стал попечительский совет. Действия по созданию Попечительского совета лучше всего проследить в хронологической последовательности. Надо сказать, что не все мероприятия, которые были проведены, планировались заранее. Если что-то не получалось на должном уровне, то происходила корректировка, проводилась дополнительная работа. Но главное - была спланирована стратегия: создание необходимого общественного мнения, формирование инициативной творческой группы заинтересованных людей, организация попечительской деятельности.
Итак, созданы Благотворительный фонд и на его базе Попечительский совет - тот институт, через который общественность может участвовать в управлении школой. Из трех, сформулированных выше задач (создание необходимого общественного мнения, формирование инициативной группы, организация попечительской деятельности), решена, пожалуй в достаточной степени, только вторая. Родительской общественностью пока осознано только то, что фонд нужен, но еще не осознана необходимость и потребность проявления гражданской позиции в отношении образования. По поводу организации попечительской деятельности можно сказать, что она в самом своем начале.К решению вопроса о форме создания Попечительского совета, как структурного подразделения некоммерческой организации, мы пришли далеко не сразу. Убедили нас в этом родители - профессиональные юристы, экономисты, общественные деятели .
Фонд - одна из разновидностей НКО (некоммерческая организация), которой по закону разрешено занятие благотворительной деятельностью в качестве юридического лица. Фонд не имеет членства и, когда предполагается привлечь к благотворительной деятельности большое число участников, фонд является удобной организационно-правовой формой. Кроме того, фонд обязан ежегодно публично отчитываться о своей деятельности, особенно в использовании имущества и финансовых ресурсов. Важным для родителей обстоятельством явилось и то, что фонд является самостоятельной организацией и имеет свой счет в банке, а не субсчет в образовательном учреждении. Таким образом, и школа, и родители в рамках Фонда и попечительского совета начали учиться партнерским отношениям, на практике осуществляется гражданское образование и воспитание и учеников, и родителей, и учителей — всех участников образовательного процесса. А это, будучи нематериальным достижением, является наиболее важным результатом работы, который имеет дальнейшие социальные перспективы. Серьезной проблемой и, одновременно, большой предстоящей работой, является отсутствие нормативно-правовой базы взаимодействия благотворительного фонда (БФ) и школы - образовательного учреждения (ОУ). В настоящее время идет работа по созданию Генерального соглашения между школой и фондом, на основе которого будут подписываться различные договоры. Так, скажем, уже возникла потребность в договоре по взаимному использованию материальных средств школы и фонда при организации работы на базе школьного кабинета обслуживающего труда. С июня месяца этого года фонд ведет работу по реализации проекта “От простого наперстка к “Бриллиантовой булавке”. Этот проект получил грант в III городском конкурсе социально значимых проектов “Общественные инициативы” в номинации “Рабочие места для молодежи”: на базе школьного кабинета обслуживающего труда работает бригада, состоящая из 10 старшеклассниц, которые проектируют и шьют костюмы для школьного ансамбля народных инструментов “Любава”.При этом девушки получают заработную плату от Центра занятости населения и бесплатное питание по путевкам летнего трудового лагеря. Разработанные модели костюмов будут представлены как творческие работы на школьной учебно-практической конференции в 2001/2002 учебном году. На полученные за победу в конкурсе средства приобретен современный утюг для кабинета обслуживающего труда, ведется ремонт и наладка швейных машин, куплены ткани, нитки, иглы и т. д. И во имя избежания недоразумений стало просто необходимо четко распределить функции между заведующим школьным кабинетом и представителем фонда, работающим на базе этого кабинета. Далее планируется создание в школе определенных структур для расширения взаимодействия с фондом, например, “Комитета по связям с общественностью”. Необходимо пересмотреть Положения о родительском собрании (классном, общешкольном), родительском комитете и другие Положения, по которым работает школа, уже с учетом существования БФ и организации его взаимодействия со школьными структурами. Взаимовлияние школы и фонда прослеживается уже сейчас. Так, в план работы на следующий учебный год закладывается новый принцип - принцип стимулирования инициатив, которые фонд уже сейчас может поддержать материально. Планируется пересмотреть статус классного руководителя. Факты показывают, что происходит повышение интереса родителей к образованию детей. Однако потребность родителей в хорошей школе зачастую не подкрепляется потребностью участвовать в создании такой школы. Воспитывая у родителей потребность активного участия в образовательном процессе, школа тем самым способствует становлению потенциальных попечителей как гражданского института. В этом аспекте классный руководитель, по-видимому, должен стать ключевой фигурой - организатором Попечительской Деятельности. Представляется следующая программа этой деятельности: классный руководитель анализирует ситуацию, организует детей, родителей и учителей-предметников класса для достижения конкретных целей на определенный промежуток времени (например, на год). Все это разрабатывается и оформляется в виде партнерского проекта. В результате можно осуществить консолидацию сил и реализовать участие граждан в управлении образованием. Таким образом, если инициатива по демократизации управления могла исходить только от руководителя школы, то инициатором Попечительской Деятельности как массового общественного явления, может стать только классный руководитель. Разумеется, необходимо предусмотреть обучение учителей такому руководству, а также более высокую оплату труда классного руководителя. Материальную поддержку здесь должен оказать фонд. “Попечительство в школе должно быть наделено финансами, авторитетом, властью. Без этого рано или поздно Попечительский совет превратится в простую формальность” (из материалов газеты “Управление школой”). Поэтому в перспективе совместной работы школы и Попечительского совета просматривается необходимость взаимодействия Учредителя образовательного учреждения и благотворительного фонда. Образно можно представить “треугольник потенциалов” Хотелось бы, чтобы этот треугольник был равносторонним. Основанием его служили бы государство и общественность, а вершиной - школа, в которой учатся наши дети. Каждая сторона треугольника - новый механизм взаимодействия. Школа - узел пересечения интересов личности и общества, семьи и государства, это островок, с которого может и должно начаться обновление жизни общества. |
|