логотип @П научно-практическая конференция
Всероссийский @вгустовский
педагогический совет - 2001

 
О Педсовете
    объявление
    план проведения
    координаторы
   

Новости
    педсовета
    из регионов

Участники
    регистрация
    статистика

Документы
    нормативные
    материалы секций

Секции
    регистрация
    список

Форумы
    список


 

Попечительский совет: взаимодействие с внешним окружением.

 

Л.В.Лисокович, председатель Пермской общественной организации "Попечительский совет школы 102" (Индустриальный район г.Перми)

 

Опыт работы Пермской общественной организации “Попечительский совет МОУ средняя школа № 102” составляет чуть больше двух лет. Ничтожно мало, если оценивать его во временном отношении. Но если оценивать этот опыт по числу и разнообразию проблем, с которыми пришлось столкнуться на протяжении двух лет работы, то опыт этот значителен.

Остановимся на одной из проблем, на наш взгляд весьма важной, - проблеме социального взаимодействия попечительского совета с внешним окружением. Попечительский совет любой формы организации может быть создан усилиями более или менее многочисленной группы людей: родителями-энтузиастами, администрацией школы, педагогами. Но осуществлять свою деятельность, направленную на достижение поставленных целей, любой Попечительский совет может лишь находясь в постоянном взаимодействии с внешним окружением. Это необходимое условие его эффективной работы,

 

В Попечительском совете школы № 102 эта проблема была осознана и стала решаться сразу после организационного оформления. Прежде всего были определены партнеры по социальному взаимодействию. условно они были разделены на “ближнее” и “дальнее” окружение.

“Ближнее” окружение это:

- администрация, педагогический и ученические коллективы школы;

- родительская общественность;

“Дальнее” окружение это:

-органы муниципального управления;

-коммерческие предприятия, фирмы, компании;

- общественные организации;

- средства массовой информации.

Затем были определены способы взаимодействия с представителями внешнего окружения, формы и методы работы с ними.

Особенность взаимодействия с “ближним” окружением состоит в том, что оно должно быть постоянным .

За два года попечительскому совету и администрации школы №102 удалось сформировать отношения сотрудничества, что безусловно является благоприятной основой для совместной деятельности. Администрация школы всегда приглашается и присутствует на заседаниях Правления и общих собраниях организации, В свою очередь представители Попечительского совета принимают участие в работе совещаний при директоре, дисциплинарной комиссии и т.п.

Выстраивание взаимодействия Попечительского совета с многочисленным педагогическим коллективом школы очень важно. От позиции педагогов, от их отношения к деятельности Попечительского совета, зависит многое. Ведь именно учитель и, прежде всего, классный руководитель общается с конкретным учеником и родителем, именно ему на собраниях родители задают вопросы, касающиеся деятельности Попечительского совета, его возможностей, членства в нем, и т.п.

И, соответственно, в интересах Попечительского совета сформировать у педагогов положительный эмоциональный настрой по отношению к своей деятельности, привлечь учителей, классных руководителей к работе Попечительского совета.

И, хотя в Правлении Попечительского совета работает сейчас один из учителей школы, а многие учителя являются членами общественной организации “Попечительский совет школы № 102”, чрезвычайно важны непосредственные встречи с педагогами, которые обычно происходят на еженедельных совещаниях педагогического коллектива, педагогических советах, ежегодных общих собраниях членов попечительского совета.

Сотрудничество Попечительского совета с педагогами формирует и совместная деятельность. К примеру, в мае 1999 г. в школе проходила Международная научно-практическая конференция “Индивидуальность. Образование. Здоровье.” В работе конференции принимал участие и Попечительский совет, Учителя школы приглашаются на все мероприятия, проводимые Попечительским советом. Для дальнейшего развития взаимоотношений чрезвычайно важно знать мнение учителей о том, какую роль играет Попечительский совет в жизни школы. Круглый стол по вопросам организации совместной деятельности, анкетирование позволили выяснить степень их готовности к сотрудничеству.

Работа с родительской общественностью очень сложна и многообразна по своим формам и методам. Она была начата еще на этапе организационного оформления Попечительского совета. О намерении создать Попечительский совет, его целях и задачах и сроках проведения Учредительного собрания были проинформированы все родители. Каждый из них получил персональное предложение стать членом общественной организации “Попечительский совет” школы № 102. В том случае , если он даже не стал членом Попечительского совета, он всегда имеет возможность придти на общее собрание и получить максимум информации о деятельности организации.

Кроме персональных печатных обращений к родителям, информация о делах Попечительского совета размещается на стендах в холлах основного школьного здания и здания филиала. Это и решения Правления организации, и информация о проводимых мероприятиях, и о текущих расходах и т.п.

Очень часты встречи Правления Попечительского совета с родителями. Цель этих встреч - информирование и привлечение к работе в Попечительском совете. Практически ни одно родительское собрание в школе не проходит без участия представителей Попечительского совета. Эта работа требует значительных временных затрат, но она приносит результат. Это - безусловно, рост заинтересованности родителей в решение проблем школьной жизни и стремление многих из них участвовать в ней.

Особенность взаимодействия с представителями местного сообщества, т.е. с “дальним” окружением, на наш взгляд, в том, что оно должно быть основано на взаимных интересах, иметь конкретного адресата и перспективы в сотрудничестве. Социальное партнерство с органами муниципального управления, коммерческими структурами, общественными организациями, средствами массовой информации необходимо для успешной деятельности Попечительского совета, но выстроить их чрезвычайно сложно .

Попечительским советом школы № 102 эта проблема решалась в три этапа:

Информирование —> знакомство —> совместная деятельность

 

 

На первом этапе была выпущена рекламно-информационная брошюра, содержащая основные сведения о нашем Попечительском совете и распространена среди названных выше потенциальных партнеров.

Затем была проведена Презентация Попечительского совета. В ней принимали участие представители местного самоуправления, руководители предприятий района и города, представители общественных организаций и СМИ. Цель мероприятия - ближе познакомить местное сообщество с деятельностью Попечительского совета , его долгосрочными программами “Учитесь на здоровье”, “В 21 век с компьютером”, пригласить к сотрудничеству.

При этом в ходе презентации Попечительский совет и школа предложили ее участникам свои услуги, которые вышли за рамки традиционных образовательных услуг для детей, например, такие как : работы по благоустройству территорий района, города и отдельных предприятий, волонтерский труд по оказанию помощи инвалидам и ветеранам, концерты учащихся школьного Центра эстетического воспитания, консалтинговые услуги специалистов школьного Медико-психологического центра, образовательные услуги для взрослых и т.п. (всего перечень предложенных услуг включал 13 пунктов). Среди участников мероприятия это вызывало живой интерес и отклик.

Таким образом, за два года работы Попечительского совета можно уже говорить о результатах. В настоящее время общественная организация “Попечительский совет школы № 102”

    • объединяет более 700 родителей, имеет авторитет и поддержку родительской общественности; тесно сотрудничает с администрацией и педагогическим коллективом школы, в качестве основного партнера и помощника;

    • развивает социальное партнерство с Управлением по делам образования и молодежи Администрации Индустриального района г. Перми;

    • активно участвует в мероприятиях Комитета по образованию и науке администрации г. Перми, направленных на развитие попечительства в сфере образования;

    • имеет финансовую поддержку ряда крупных предприятий и коммерческих структур района и города на осуществление долгосрочной программы “Учитесь на здоровье!”, содействующей укреплению здоровья школьников;

    • имеет партнерские отношения с рядом общественных организаций, в том числе Автономной некоммерческой организации “Центр развития попечительства”.

И в настоящее время, и в дальнейшем ПОО “Попечительский совет МОУ средней школы № 102” рассматривает социальное взаимодействие как важнейший фактор успешной деятельности.


TopList @ПП-2001.