научно-практическая конференция Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001 |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Программа
“Обратная связь”.
Формирование взаимодействия родителей и школы. В.Г. Попырева, заместитель директора школы 59 (Дзержинский район г.Перми) Наша школа является единственным образовательно-культурным центром среди новых жилых многоэтажек на окраине микрорайона Парковый г. Перми. В ней учится более 1400 учащихся, для которых школа не только учебные занятия, но и возможность попробовать свои силы в различных многопрофильных творческих объединениях. Такое положение обязывает школу занять определенной место в общественной, социальной и культурной жизни микрорайона. Но для этого организация школьной жизни должна соответствовать представлениям родителей и учащихся о предназначении школы в местном сообществе. Чтобы учебно-воспитательный процесс был выстроен на педагогически обоснованном выборе программ, средств, форм, методов обучения и с учетом социального заказа родителей, склонностей и индивидуальных особенностей ребенка, необходимо было организовать совместную коллективно-творческую деятельность педагогов, учащихся и родителей, в процессе которой можно было бы выяснить и скорректировать отношение всех субъектов образовательного процесса к школьной жизни. В 1997 году школьными психологами была разработана система опросов родителей учащихся 1-х, 5-х и 9-х классов в рамках программы “Обратная связь”, которая позволяла проследить, насколько ребенок адаптирован к изменяющимся условиям обучения в связи с возрастными особенностями , поэтапно фиксировать результаты обучения и позицию родителей на протяжении определенного времени. По итогам этих опросов к 2000 году был сформирован банк данных о существующих в школе проблемах с точки зрения родителя, ученика и классного руководителя. Эта информация выносилась на обучение классными руководителями параллелей с целью корректировки их работы с детьми и родителями в следующем учебном году, а также планирования работы с родителями будущих первоклассников уже с учетом выявленных проблем в отношениях учитель – ученик- родитель. Здесь главной задачей было научиться слышать друг друга, выстраивая конструктивный диалог. Но на этом этапе информация нужна была больше школе, чем родителям. Родители занимали пассивную позицию. Но в 2000 –2001 учебном году с началом организации работы Попечительского совета школы (он был создан в форме некоммерческого партнерства), в структуре Совета появилась экспертная группа родителей, специалистов – профессионалов разного профиля – юристов, педагогов, инженеров, бизнесменов. Но возникла она не на пустом месте. В течение всего этого года с родителями велась “просветительская” работа. На “Круглых столах”, собраниях, встречах педагоги и родители обсуждали проблемы образования, школьные дела, ситуации, которые казались неразрешимыми, и вместе пытались найти индивидуальное лицо той школы, которую мы хотим видеть – и учителя, и ученики, и родители. Из числа активных родителей и была сформирована экспертная группа Попечительского совета Информацию, полученную в ходе опросов, эксперты используют в определении приоритетных направлениях совместной деятельности родителей и школы и путей разрешения конфликтных ситуаций.
Сейчас Попечительский совет выполняет роль посредника между родительской общественностью и педагогическим коллективом школы. В его задачу входит участие в разработке модели выпускника, анализ возможностей школы и Попечительского совета в ресурсном обеспечении программ развития школы. Это позволило выйти на принципиально иной уровень взаимоотношений с родителями. В реализации данного проекта в той или иной мере участвуют:
ПРОГРАММА “ Обратная связь”
Цель: Создание и развитие различных форм родительского самоуправления школой.
Задачи: 1. Создание механизмов “Обратной связи” между школой и родителями по различным вопросам жизнедеятельности школы.
Программа “Обратная связь”, как и в целом, проект “Открытая школа” выстроена в логике средового подхода. Исходя из этого, она предполагает создание и поддержание таких организационных форм взаимодействия, которые способны продуцировать определенный образ жизни как ключевой механизм формирования развивающей среды в школе. К подобным организационным формам относятся:
Основные характеристики данных форм взаимодействия школы и родителей можно обозначить следующим образом:
Попечительский совет школы - Орган общественного самоуправления школой, основной задачей которого является содействие развитию школы через привлечение материально - технических, организационных, кадровых и других ресурсов адекватных стоящим перед школой целям и проблемам.
Проектная группа - Организационная структура, обеспечивающая проектирование учебно - воспитательного процесса и проектирование механизмов решения актуальных проблем школы на основе совместной деятельности родителей, педагогов и учащихся. Члены проектной группы ( родители, педагоги, учащиеся) вырабатывают общие подходы и конкретные механизмы для решения ключевых задач школы на данный момент или ближайшую перспективу. Готовые проекты рассматриваются и утверждаются (или отправляются на доработку) попечительским советом школы (при необходимости педагогическим советом, советом старшеклассников).
Экспертная группа - Организационная структура, основной задачей которой является своевременное отслеживание и диагностика происходящих в среде школы процессов и их результатов. Основными инструментами для реализации этой задачи являются анкетирование, экспертные оценки, психологическая диагностика родителей, педагогов, учащихся. Материалы, наработанные экспертной группой, в свою очередь, являются отправной точкой в деятельности проектных групп. Для более качественной организации деятельности экспертной группы проводятся информационно -просветительские встречи, на которых родителям (другим экспертам в лице учащихся или педагогов) предоставляются информационные и другие материалы, позволяющие более полно разобраться в вопросах, предлагаемых для экспертной оценки. Членами экспертной группы являются наиболее авторитетные, активные представители родительских, ученических и педагогических коллективов. Для адекватной, успешной самореализации в роли педагога и в роли родителя и тот, и другой нуждаются прежде всего в • знаниях из области педагогики и психологии. Исходя из этого, представленные программы включают в себя две взаимодополняющие содержательные линии - психологическую и педагогическую.
Основная цель всех программ, входящих в проект “Открытая школа” - содействие выработке общих подходов и общего языка взаимодействия между школой и родителями на основе единого понимания целей, задач, особенностей конкретной школы, единого видения психологии детей, закономерностей их развития и построения на основе этого общего воспитательного пространства.
Особенности модели взаимодействия школы и родителей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||