логотип @П научно-практическая конференция
Всероссийский @вгустовский
педагогический совет - 2001

 
О Педсовете
    объявление
    план проведения
    координаторы
   

Новости
    педсовета
    из регионов

Участники
    регистрация
    статистика

Документы
    нормативные
    материалы секций

Секции
    регистрация
    список

Форумы
    список


 

 

Программа “Обратная связь”.

Формирование взаимодействия родителей и школы.

В.Г. Попырева, заместитель директора школы 59 (Дзержинский район г.Перми)

Наша школа является единственным образовательно-культурным центром среди новых жилых многоэтажек на окраине микрорайона Парковый г. Перми. В ней учится более 1400 учащихся, для которых школа не только учебные занятия, но и возможность попробовать свои силы в различных многопрофильных творческих объединениях. Такое положение обязывает школу занять определенной место в общественной, социальной и культурной жизни микрорайона. Но для этого организация школьной жизни должна соответствовать представлениям родителей и учащихся о предназначении школы в местном сообществе.

Чтобы учебно-воспитательный процесс был выстроен на педагогически обоснованном выборе программ, средств, форм, методов обучения и с учетом социального заказа родителей, склонностей и индивидуальных особенностей ребенка, необходимо было организовать совместную коллективно-творческую деятельность педагогов, учащихся и родителей, в процессе которой можно было бы выяснить и скорректировать отношение всех субъектов образовательного процесса к школьной жизни.

В 1997 году школьными психологами была разработана система опросов родителей учащихся 1-х, 5-х и 9-х классов в рамках программы “Обратная связь”, которая позволяла проследить, насколько ребенок адаптирован к изменяющимся условиям обучения в связи с возрастными особенностями , поэтапно фиксировать результаты обучения и позицию родителей на протяжении определенного времени. По итогам этих опросов к 2000 году был сформирован банк данных о существующих в школе проблемах с точки зрения родителя, ученика и классного руководителя.

Эта информация выносилась на обучение классными руководителями параллелей с целью корректировки их работы с детьми и родителями в следующем учебном году, а также планирования работы с родителями будущих первоклассников уже с учетом выявленных проблем в отношениях учитель – ученик- родитель. Здесь главной задачей было научиться слышать друг друга, выстраивая конструктивный диалог. Но на этом этапе информация нужна была больше школе, чем родителям.

Родители занимали пассивную позицию.

Но в 2000 –2001 учебном году с началом организации работы Попечительского совета школы (он был создан в форме некоммерческого партнерства), в структуре Совета появилась экспертная группа родителей, специалистов – профессионалов разного профиля – юристов, педагогов, инженеров, бизнесменов. Но возникла она не на пустом месте. В течение всего этого года с родителями велась “просветительская” работа. На “Круглых столах”, собраниях, встречах педагоги и родители обсуждали проблемы образования, школьные дела, ситуации, которые казались неразрешимыми, и вместе пытались найти индивидуальное лицо той школы, которую мы хотим видеть – и учителя, и ученики, и родители.

Из числа активных родителей и была сформирована экспертная группа Попечительского совета

Информацию, полученную в ходе опросов, эксперты используют в определении приоритетных направлениях совместной деятельности родителей и школы и путей разрешения конфликтных ситуаций.

 

Сейчас Попечительский совет выполняет роль посредника между родительской общественностью и педагогическим коллективом школы. В его задачу входит участие в разработке модели выпускника, анализ возможностей школы и Попечительского совета в ресурсном обеспечении программ развития школы. Это позволило выйти на принципиально иной уровень взаимоотношений с родителями. В реализации данного проекта в той или иной мере участвуют:

    • административная команда школы (директор, заместители директора по учебно-методической работе и по воспитательной деятельности);

    • психологическая служба школы;

    • классные руководители;

    • некоммерческое партнерство “Попечительский совет школы № 59”.

 

ПРОГРАММА “Обратная связь

 

 

Цель: Создание и развитие различных форм родительского самоуправления школой.

 

Задачи: 1. Создание механизмов “Обратной связи” между школой и родителями по

различным вопросам жизнедеятельности школы.

2. Построение образовательного процесса на основе запросов родителей и специфики школы.

3. Создание органов родительского самоуправления на уровне класса и школы.

Программа “Обратная связь”, как и в целом, проект “Открытая школа” выстроена в логике средового подхода. Исходя из этого, она предполагает создание и поддержание таких организационных форм взаимодействия, которые способны продуцировать определенный образ жизни как ключевой механизм формирования развивающей среды в школе.

К подобным организационным формам относятся:

1. Попечительский совет школы.

2. Проектные группы.

3. Экспертные группы.

Основные характеристики данных форм взаимодействия школы и родителей можно обозначить следующим образом:

 

Попечительский совет школы -

Орган общественного самоуправления школой, основной задачей которого является содействие развитию школы через привлечение материально - технических, организационных, кадровых и других ресурсов адекватных стоящим перед школой целям и проблемам.

 

Проектная группа -

Организационная структура, обеспечивающая проектирование учебно - воспитательного процесса и проектирование механизмов решения актуальных проблем школы на основе совместной деятельности родителей, педагогов и учащихся. Члены проектной группы ( родители, педагоги, учащиеся) вырабатывают общие подходы и конкретные механизмы для решения ключевых задач школы на данный момент или ближайшую перспективу. Готовые проекты рассматриваются и утверждаются (или отправляются на доработку) попечительским советом школы (при необходимости педагогическим советом, советом старшеклассников).

 

Экспертная группа -

Организационная структура, основной задачей которой является своевременное отслеживание и диагностика происходящих в среде школы процессов и их результатов. Основными инструментами для реализации этой задачи являются анкетирование, экспертные оценки, психологическая диагностика родителей, педагогов, учащихся. Материалы, наработанные экспертной группой, в свою очередь, являются отправной точкой в деятельности проектных групп. Для более качественной организации деятельности экспертной группы проводятся информационно -просветительские встречи, на которых родителям (другим экспертам в лице учащихся или педагогов) предоставляются информационные и другие материалы, позволяющие более полно разобраться в вопросах, предлагаемых для экспертной оценки.

Членами экспертной группы являются наиболее авторитетные, активные представители родительских, ученических и педагогических коллективов.

Для адекватной, успешной самореализации в роли педагога и в роли родителя и тот, и другой нуждаются прежде всего в • знаниях из области педагогики и психологии. Исходя из этого, представленные программы включают в себя две взаимодополняющие содержательные линии - психологическую и педагогическую.

 

Основная цель всех программ, входящих в проект “Открытая школа” - содействие выработке общих подходов и общего языка взаимодействия между школой и родителями на основе единого понимания целей, задач, особенностей конкретной школы, единого видения психологии детей, закономерностей их развития и построения на основе этого общего воспитательного пространства.

 

Особенности модели взаимодействия школы и родителей.

 

Уровни

Формы взаимодействия

Цели, предполагаемый результат

Субъекты взаимодействия

Макроуровень

Презентация школы для родителей h Родители имеют информацию о деятельности школы (включая и “+”, и “-“)

Умеем выстраивать диалог как основу для дальнейшего сотрудничества.

Все желающие родители, педколлектив, учащиеся.
Попечительский совет школы
  • Школа имеет орган общественного самоуправления.
  • Педколлектив и родители умеют более конструктивно решать возникающие проблемы и являются партнерами.
Представители родительского и педагогического коллективов в соответствии с Уставом.
 

 

Анкетирование

  • Администрация и педколлектив имеют количественную информацию (и частично качественную) о наиболее значимых для развития школы вопросах.
  • Умеют учитывать полученную информацию при планировании деятельности школы.
 

Все родители, (кроме асоциальных семей), учащиеся, педагоги.

 

 

Микроуровень

Экспертные группы
  • Имеем качественную информацию о деятельности.
  • Умеем адекватно воспринимать происходящее в школе процессы.
  • Имеем родителей, учащихся, педагогов, способных донести актуальные идеи, задачи до остальных.
Выбранные эксперты из числа родителей, педагогов, учащихся.
Проектные группы
  • Имеем организационные, интеллектуальные, управленческие ресурсы.
  • Умеем совместно проектировать ОП с учетом интересов разных субъектов.
Готовые к совместной работе (заинтересованные) родители, учащиеся, педагоги.

 

 

Круглые столы, конференции, консультации.
  • Имеем опыт конструктивного обсуждения вопросов, проблем.
  • Умеем продуктивно решать возникающие вопросы, проблемы.
В зависимости от темы проблемы.

 

 


TopList @ПП-2001.