научно-практическая конференция Всероссийский @вгустовский педагогический совет - 2001 |
||
|
Опираясь
на традиции дореволюционной России
Н.П. Наборщикова,генеральный директор 000 ПКФ “Полимер”, член попечительского совета школы № 67” Т.Ф. Ожгибесова, директор школы № 67”( Мотовилихинский район г. Перми) Три года тому назад в нашей школе был создан попечительский совет, в задачу которого входил контроль за расходованием внебюджетных средств, поступающих в основном за платные образовательные услуги. Но он просуществовал недолго. Мы попробовали осмыслить причины его несостоятельности и пришли к выводу, что в него попали случайные люди, которые не совсем понимали, зачем этот совет нужен школе. Вероятно, нужны были иные подходы к формированию подобного общественного объединения. В ходе организационно-деятельностной игры, среди участников которой были и педагоги, и родители, и представители бизнеса, не было различных мнений по вопросу, нужен ли попечительский совет школе. Было ясно, что в условиях бюджетного недофинансирования важно сформировать родительскую общественность, способную не только контролировать, но и привлекать внебюджетные средства для стабильного функционирования и развития школы. На организационное собрание было приглашено более 30 родителей, принимающих активное участие в жизни школы, из числа которых 9 были избраны в попечительский совет на общешкольной конференции родителей. Сегодня, год спустя, анализируя деятельность попечительского совета, мы понимаем, почему он стал играть такую большую роль в жизни нашей школы. Во-первых, это удачно подобранный состав. По социальному статусу – это состоявшиеся в профессиональном и личностном плане люди: руководители и ведущие специалисты предприятий, у которых дети успешно учатся в нашей школе. Они компетентны в экономической, правовой, педагогической и т.д. сферах деятельности. И, наконец, совет мобилен. В нем всего 9 человек, и решения принимаются оперативно. Во-вторых, попечительский совет, изучив опыт попечительской деятельности в дореволюционной России, сделал попытку развить эти традиции. Исконное значение слова попечительство – это покровительство, забота о ком-либо или о чем-либо. Поэтому совет взял на себя обязанности найти материальные, денежные средства не только для поддержки одаренных детей, творчески работающих учителей, детей из малообеспеченных и социально-незащищенных семей и т.д., но и для того, чтобы найти покровителей школе как образовательному учреждению вообще среди людей, фирм, организаций, способных на добровольные пожертвования. Не секрет, что многие образовательные учреждения города в большинстве своем живут за счет добровольных пожертвований родителей на нужды школы, часто переходящих в разряд добровольно-принудительных. Это, на наш взгляд, самый доступный и легкий путь привлечения внебюджетных средств, т.к. все мы - родители и жители города, научились “стойко” переносить очередные повышения оплаты за проезд, за коммунальные услуги, расходы на нужды школы и т.п. Наш попечительский совет решил пойти по другому пути. Мы готовы говорить, что истинные попечители - люди, понимающие проблемы образования, есть. И их значительно больше, чем мы привыкли об этом думать. Их только нужно найти. В течение года посильную помощь школе оказали 000 ПКФ “Полимер”, ген. директор Наборщикова Н.П.; ОАО “Стройиндустрия”, ген. директор С.Р. Леви; 000 “Мотовилихинский сантехнический завод”, директор Долматов В.В.; ФГУП “Пермский завод Машиностроитель”, ген. директор Ломаев В.И.; 000 “Олтис”, ген. директор Ощепков Л.Н.; 000 ПКП “Негоция”, директор Осокин В.М.; ЗАО “Механический завод”, директор Гимерверт А.Л.; 000 Кафе - клуб “Третий Рим”, директор Костырев А.Ю.; МУПШП “Лада”, директор Носкова Т.А.; ЗАО “Камасталь”, директор Зубулин В.В.; ПКФ “Вектор”, директор Липин Л.Г.; ОАО “Игрушка”, директор Плахин B.C.; Мотовилихинский центр социального обслуживания населения; ЧП Лапаев В.В.; ЧП Мищенко Б.И.; ПБОЮЛ, Миронова В.В.Но мы сознавали, что просить их о безвозмездной помощи и дальше, оказываясь в роли просителей, неперспективно. Поэтому в процессе общения с ними, члены попечительского совета проводили своеобразные маркетинговые исследования – изучали потребности этих предприятий и составляли перечень услуг, которые может оказать им школа. Так, оказалось, что совместно с машиностроительным заводом на Вышке –2, школа может построить профориентационную работу с учащимися и ориентировать их на рабочие специальности, требующиеся на заводе. И, хотя, наша школа работает над тем, чтобы изменить свой статус и в перспективе стать гимназией, мы не можем забывать о том, что в нашей школе 1300 учащихся, и не все они смогут овладеть тем объемом знаний, который необходим для поступления в ВУЗ. Какая-то часть учеников пойдет в силу разных обстоятельств на завод, который уже сейчас ждет их. Таким образом, школа, выполняя заказ завода на кадровое обеспечение, может рассчитывать на то, что завод поможет оборудовать кабинеты и мастерские, необходимые для овладения соответствующими специальностями. Помимо этого, школа принимает заказы на изготовление на уроках труда деревянных резных деталей для оформления в своем микрорайоне офисов, магазинов, ресторанов. Что в перспективе? Будем развивать деятельность попечительского совета в данном направлении. Установим горизонтальные связи с общешкольным родительским советом, чтобы держать родителей в курсе всех дел, организовывать их на пользу школе. Мы понимаем, что для продуктивной деятельности попечительского совета необходимо выстаивать партнерские отношения с различными структурами в районе, городе. Но этому нужно учиться. Думается, что с помощью Городского Комитета по образованию и науке, Центра развития попечительства г. Перми члены попечительского совета смогут обучиться технологиям современного менеджмента и эффективно использовать полученные знания, помогая школе выжить в рыночных условиях. |
|