|
ПЕРМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гимназия им.С.П.Дягилева
А.С.Новоселова
Р.Д.Зобачева
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
(методическое пособие для учителя-инноватора)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ББК 74.200.6
Н - 723
УДК 371.4
Рецензенты: к.п.н. доц.Н.В.Яняева зам.директора
гимназии по науке, Заслуженный учитель России
Е.А.Кравченко
УSBN5-85218-031-9
Представлены возможные пути разработки и
реализации музейной педагогики в
образовательном
пространстве гимназии по формированию Человека
Культуры. Методические рекомендации дают
возможные
пути исследования этой актуальной проблемы
педагогики. Работа рекомендована
педагогам-инноваторам.
ББК 74.200.6
Н- 723
Авторы: Новоселова А.С. к.п.н., доцент
Зобачева Р.Д. - директор гимназии, Заслуженный
учитель России
кафедра педагогики гимназия им.С.П.Дягилева
УSDТ-85218-031-9
Одной из важных задач является создание условий
для приобретения опыта общения с культурными
ценностями музеев, выставок, посильного участия
в создании культурных ценностей (музей
камня,например), организация археологических и
фольклорных экспедиций.
Но для этого нужна программа, а не эпизодическая
деятельность. По своей форме Авторская программа
в самом общем виде может быть изложена по
следующему плану:
1. Тема.
2. Цель, задачи, объект и предмет исследования или
инновационной деятельности.
3. Гипотеза ( если исследование).
4. Проект ( если инновация)
И то и другое должны выражать предполагаемый
результат.
5. Методы исследования или инновационной
деятельности.
6. Интодологическое обоснование.
7. Содержание отработанной программы ( подробное
по темам, с указанием цели обучения или
воспитания и
методами реализации содержания в
учебном-воспитательном процессе).
8. Литература (та, что использовалась при работе
над программой и та, что имеет к ней
непосредственное
отношение)
9. Приложение (возможна разработка урока по одной
из тем или разработка мероприятия, если
программа
имеет отношение к воспитательной системе).
10.Указание: кем и где программа апробирована.
11.Экспертная оценка специалистов ( лучше двух -
практичес кого педагога и научного сотрудника,
работающего по данной тематике.)
ЛИТЕРАТУРА
1. Бесланько В.П. Слагаемые педагогической
технологии.
2. Игрид Джонсон. Уроки литературы как уроки
мульткульту ризма
// Новые ценности образования N 5 М., 1996.
3. Крылова Н.Б. Культура как условие саморазвития
личности
// Новые ценности образования N 2 М., 1995.
4. Новые ценности образования N 1 М., 1995.
5. Продуктивное учение // Новые ценности
образования N 1
2
Поскольку саморазвитие личности ученика и цель,
и процесс, и конечный результат, то в ходе
разработки
авторских программ он должен быть ключевым
вопросом.
Проблема саморазвития личности в педагогическом
аспекте может быть представлена в разработке
методик
специализирова ния различных проявлений и форм
саморазвития в воспитатель ной деятельности
наставника
формирования Человека Культуры. В данном случае
важен культурный аспект саморазвития с помощью
музейной педагогики.
Возможен антрополо-педагогический аспект,
психолого-педа гогический и т.д. Общим при этом
остается
предельное внимание к внутреннему миру ребенка,
его возможностям и предпосылкам свободного
саморазвития в деятельности и в общении с
культурой в разных ее видах.
В саморазвитии важно сформировать:
- самоопределение личности как включение в
самоориенти ровку, определение адекватной линии
поведения,
акт нравствен ного и волевого выбора,
независимость в решении проблемы, уверенность в
себе и в своей
правоте. И все это - культурные нормы.
Самоорганизация: владение анализом ситуации,
определение адекватной линии поведения,
представления о
возможных результатах своих действий и их
эффективность, наличие воли, самостоятельность -
все это
владение культурными методами работы.
Самопознание: включает самоанализ,
саморефлексию, самоизучение, постоянную
коррекцию представления о
себе на основе совести, самоуважения,
самодостаточности, что определяет Культуру
самообщения.
Саморегуляция и самореабилитация:
- активное выражение собственной
индивидуальности, самоутверждения;
- являются основой Культурной самодеятельности.
Самообразование и самовоспитание:
- определение видения себя в Культуре.
В конечном счете - это «Я - концепция» (3, с.91)
Разработка авторских программ в контексте -
Воспитания Человека Культуры важна для
социального педагога.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Концептуальные идеи развития музейной
педагогики
1.1.Образовательная сущность музейной педагогики
1.2.Школа при музее.
1.3.Школа в образовательном пространстве музея
1.4.Создание музея по определенной области знания
в школе..
2.Музейная педагогика как средство развития и
саморазвития личности (Педагогический аспект)
2.1.Сотрудничество школы с художественной
галереей музея...
2.2.Школьный музей как средство интенсификации
образовательного процесса
2.3.Мемориальный ансамбль в образовательном
пространстве гимназии
2.4.Музейно-педагогическая терапия(арттерапия).
2.5.Методические рекомендации по разработке
авторской педагогической программы.
|