|
"О состоянии, проблемах развития и модернизации
региональной системы начального профессионального образования"
Модернизация. Сегодня у всех на слуху понятие модернизация
образования. В чем сущность политики модернизации для нас? - Новая федеральная
политика отдает приоритет в области профессионального образования начальному профессиональному
образованию. И не случайно. Жизнь заставляет. Мировой и российский опыт экономического
развития учит, что рост конкуренции продолжится, сфера неквалифицированного и
малоквалифицированного труда будет сокращаться. Поэтому начальному профессиональному
образованию придается особое значение.
В условиях роста конкуренции качество и мобильность рабочих кадров необходимо
постоянно повышать. Профессиональному образованию, чтобы действовать эффективно,
необходимо опережать потребности экономики.
Учреждения начального профессионального образования должны быть активны на рынке
труда, т.е. не только быстро реагировать на изменения потребности рынка, но формировать
эти потребности. Что такое опережающее обучение? Например, появилась новая технология
в строительстве - евроотделка. К нам не обращаются предприятия с просьбой дать
профессионалов евроотделки, но в некоторых училищах к обучению по евроотделке
не только приступили, но выпустили уже не мало специалистов. У нас не просят,
но мы подготовку осуществляем. При этом безработных специалистов по евроотделке
нет. Наши выпускники сами себе работу находят и достаточно хорошо оплачиваемую.
Это - пример эффективного опережающего обучения.
Курс на модернизацию - это перевод системы начального профессионального образования
из режима функционирования в режим развития.
Однако, ресурсов для этого не хватает. Бюджетное финансирование в 2001-2002 годах
улучшилось, но все-таки пока не обеспечивает многих наших потребностей. Подчеркну
особо, что не Министерство образования, а сама жизнь нас заставляет идти на модернизацию.
Иначе просто не выдержим конкуренции, что приведет к ликвидации учреждений. Поэтому
нет смысла ждать когда на начальное профессиональное образование обрушится "золотой
дождь". Рациональное и эффективное использование имеющихся средств и получение
внебюджетных поступлений помогут начать модернизацию не завтра, а сейчас. Кто
этим воспользуется, тот уйдет вперед и получит преимущество в развитии.
Проблемы ресурсного обеспечения месяц назад рассматривались на коллегии департамента
образования с участием директоров учреждений начального профессионального образования
области, В частности обсуждался опыт работы профессионального лицея № 3 г.Перми
и профессионального училища № 2 г.Кунгура по развитию договорных отношений с работодателями.
Благодаря договорам ПУ № 2 получил от "Кунгурского машиностроительного завода"
в прошлом году более 250 тыс.рублей, а ПЛ № 3 от "Мотовилихинских заводов" более
500 тыс.рублей. За небольшой срок условия для обучения в этих учреждениях и качество
подготовки выпускников заметно улучшилось. Этот опыт работы рекомендован для изучения
и использования всем учреждениям начального профессионального образования области.
Потому, что деятельность на основе договоров может стать одним из механизмов,
который позволит запустить процесс модернизации. В последнее время немало говорят
о непрерывности профессионального образования, имея ввиду, как правило, только
вертикаль начальное - среднее - высшее образование. Однако, при подготовке рабочих
кадров важнее другая линия - непрерывность профессионального образования от 2-ого
до 5-ого рабочего разряда.
Учреждение начального профессионального образования не общеобразовательная школа,
в которой считается, что чем больше ее выпускников поступило в ВУЗы, тем лучше.
Для нас важнее, с каким разрядом выпускники и как они трудоустраиваются, есть
ли у них перспективы повышения разряда и т.д.
Следовательно, училища и лицеи должны стремиться не только осуществлять
подготовку, но и переподготовку, и повышение рабочей квалификации. Объективно
говоря, конкурентно способным сегодня является только специалист с высоким уровнем
квалификации, т.е. с квалификацией выше стандартного 3-го разряда.
Прогнозные оценки (2002-2010г.г.) В составе занятого населения
Пермской области рабочие кадры занимают более 60%. Требуется их постоянное воспроизводство,
особенно в последние 2 года в связи с экономическим оживлением в промышленности
нашего региона. Поэтому значение региональной системы государственных учреждений
начального профессионального образования не только крайне важно для экономики
Прикамья, но и возрастает.
В настоящее время (по данным службы занятости) на рынке труда области недостает
значительно больше 20 тыс. рабочих кадров (мы ежегодно выпускаем примерно 18 тыс.
квалифицированных рабочих). Более 15% занятых в экономике области - люди пенсионного
и предпенсионного возраста. Из них более 117 тыс. рабочих. Задача учреждений начального
профессионального образования - обеспечить воспроизводство рабочих кадров. С 2006
года темпы роста количества рабочих, достигающих пенсионного возраста увеличатся
вдвое. Потребность в воспроизводстве рабочих в связи с этим значительно возрастет.
Но вы должны знать, что с 2004 года количество выпускников школ начнет резко сокращаться.
За 5 лет, до 2010 года, более чем на 20 тыс. человек. (примерно на 30%).
В этой демографической ситуации система учреждений начального профессионального
образования области может не обеспечить даже простого воспроизводства рабочих
за счет выпускников школ. Вероятно нужны будут и другие формы обучения, кроме
дневного.
Может быть придется налаживать переподготовку на рабочие профессии выпускников
среднего и высшего профессионального образования, привлекать и обучать работников
из других регионов и даже стран СНГ.
Вообще значительно больше, чем сейчас работать со взрослыми людьми. Надо к этому
готовиться. Расширенное воспроизводство, если все-таки экономика продолжит свое
развитие, потребует еще более радикальных усилий от всех заинтересованных предприятий,
организаций, ведомств по созданию требуемого кадрового потенциала для того, чтобы
недостаток квалифицированных рабочих не препятствовал дальнейшему экономическому
развитию области, не дестабилизировал деловую активность.
Наиболее крупные и дальновидные предприятия уже сейчас выстраивают кадровую политику
по сохранению и наращиванию кадрового потенциала. То есть со стороны предприятий
можно увидеть встречное движение, надо суметь этим воспользоваться.
К сожалению областной программы развития промышленности нет, есть только концепция
развития промышленности, которая по времени ограничена 2003-2005 годами. Эта концепция
в частности предусматривает переход к устойчивому росту объемов промышленного
производства в регионе, а также приоритетное развитие ряда отраслей промышленности,
таких как химическая и нефтехимическая, топливно-энергетическая, текстильная,
машиностроения и металлообработки, лесопромышленного комплекса. В связи с этим
в области возраждается обучение по многим рабочим профессиям, от подготовки по
которым несколько лет назад практически отказались за ненадобностью. Например:
станочник, слесарь, электрик. Бесследно такие изменения не проходят. Они отражаются
на количестве и качестве обучения. Последние конкурсы профессионального мастерства
и аттестация учреждений начального профессионального образования показали, что
возрождение началось, но его следует ускорять.
Иногда говорят о необходимости возрождения базовых предприятий, предлагают закрепить
официально предприятия за училищам и лицеям. Но это невозможно осуществить сегодня.
Предприятия давно уже не государственные и на шефство не пойдут. У них не может
быть лишних денег на благотворительность. Если средства есть, то это часть прибыли,
которая если и вкладывается в учебное заведение, то под совершенно определенные
цели. Улучшение качества начального профессионального образования - дополнительный
ресурс для экономического развития. Прибыль вкладывается для того, чтобы получить
новую прибыль. Прежние шефы могут стать нашими партнерами, а партнерство это -
взаимовыгодный рыночный характер отношений. Вместе с тем вы должны представлять,
что учреждения начального профессионального образования вступают в партнерские
отношения не в качестве просителей и младших братьев. Они вкладывают в партнерские
отношения бюджетные средства. Эти средства в процессе взаимоотношений более эффективно
используются.
О сети учреждений. Сеть учреждений начального профессионального образования области
составляет 94 ПУ и ПЛ, в том числе 78 дневных, 2 вечерних - сменных и 14 при училищах
Министерства юстиции РФ, 24 дневных учреждения имеют в качестве основного сельскохозяйственный
профиль обучения. В прошлом году 3 лицея реорганизованы в колледжи. Это лицеи-
№ 21 г. Пермь, № 58 г. Кунгур, № 82 г. Чайковский. Таким образом сеть сократилась.
ПУ № 38 реорганизовано в подразделение Очерского профессионально-педагогического
колледжа. Сократился и контингент обучаемых на 2,8 тыс. человек. Сократился и
прием и выпуск, но желающих поступить в учреждения начального профессионального
образования в ближайшие два года станет больше, а с 2004 года начнется сокращение.
К 2007 году проблемы комплектования перед ПУ,ПЛ встанут со всей остротой. От решения
проблемы комплектования будет зависеть судьба многих учреждений начального профессионального
образования. О качестве обучения. По итогам прошлого учебного года увеличилось
количество выпускников с повышенными разрядами, получивших дипломы с отличием,
сократилось количество обучающихся, не справившихся с итоговой аттестацией по
общеобразовательным предметам, не допущенных к экзаменам. Возросло число выпускников,
получивших квалификацию по интегрированным профессиям, по двум и более профессиям,
т.е. широкого профиля.
На немного, но впервые за несколько последних лет сократились потери контингента
обучаемых. Хотелось бы, чтобы эти положительные изменения продолжились в этом
учебном году. Эти показатели включены в систему критериев для надбавок директорам.
В этом году в стране и в нашей области широкого используется эксперимент по организации
единого общеобразовательного экзамена. Во многих районах области будет проведено
тестирование выпускников 9-х и 11-х классов. С помощью тестов независимыми от
образовательных учреждений комиссиями будет выставлена более объективная оценка
знаний выпускников (тесты разрабатываются в Москве). Качество общеобразовательной
подготовки учащихся в учреждениях начального профессионального образования, как
вы себе представляете, оставляет желать лучшего. А у нас 70% обучающихся осваивает
вместе с профессией и общее (полное) среднее образование.
Когда единый экзамен станет не экспериментом, а нормой, что может произойти через
2-3 года, мы не досчитаемся многих учащихся с 3-х годичным сроком обучения. Следовательно,
может еще больше сократиться контингент обучаемых.
О трудоустройстве. Учреждения начального профессионального образования вносят
коррективы в объемы и профили обучения, согласовывают свои планы с работодателями,
службами занятости, районными (городскими) администрациями.
Это дает определенные результаты по трудоустройству выпускников.
Экономическое оживление последних 2-х лет тоже содействует трудоустройству. Показатели
трудоустройства за последние два года значительно улучшились. В 2001 году из-за
отсутствия рабочих мест не смогли трудоустроиться сразу после окончания ПУ,ПЛ
- 11,5% выпускников (2000 - 12,2%). Но этот результат - хуже, чем средний по России.
Пермская область один из наиболее достаточно благополучных в отношении экономики
регион. И иметь результаты трудоустройства хуже средних по России нам не годиться.
В нашей области количество учащихся начального профессионального
образования на 10 тысяч населения выше, чем в других регионах России. Процент
выпускников 9-х и 11-х классов, поступающих в ПУ и ПЛ нашей области тоже практически
лучший в стране, а трудоустройство хуже.
В этом году при защите объемов и профилей обучения мы будем более жестко отслеживать
какие учебные заведения работают не эффективно и почему? Мы не случайно в этом
году возродили областной конкурс учреждений начального профессионального образования
"На лучшее трудоустройство выпускников". Это имеет принципиальное значение.
Например, 70% выпускников ПУ № 33 г.Нытвы не трудоустраиваются. Для кого работает
это училище? Кому оно нужно с такими результатами? А может его лучше закрыть?
Учебно-материальная база. Если в этом году мы сумеем в основном закрыть потребности
учреждений начального профессионального образования в учебниках, в основном приобрести
множительную технику ряду учебных заведений факсы, улучшить обеспечение мебелью
и компьютерами, то с кабинетами и лабораториями ситуация выглядит очень сложно.
У нас не достает более 100 кабинетов и 49 лабораторий, 46 мастерских расположены
в ветхих помещениях. И крыши еще текут, и коммуникации рвутся без ремонта, температурный
режим в ряде учреждений требует серьезных капитальных вложений. Я уже не говорю
о капитальном строительстве. К этим проблемам государство лишь начинает подходить.
И больших изменений в лучшую сторону в ближайшей перспективе не ждите. Думаю,
что точно через 2-3 года могут появиться средства на эти нужды, не раньше.
За счет внебюджетных средств в прошлом году удалось создать 4 и оборудовать 14
лабораторий, создать 4 и переоборудовать 12 кабинетов, 11 мастерских, закупить
50 компьютеров.
Не думаю, что в 2002 году мы сделаем меньше этого. Конечно и это можно считать
продвижением вперед, но пока очень не значительным.
В конце мая в Москве состоится Всероссийское собрание социальных
партнеров в области начального профессионального образования. Основная цель собрания
- выработка действий по реализации "Программы опережающего развития начального
профессионального образования на 2002-2006 годы". Надеюсь, что это собрание более
конкретно прояснит ближайшие перспективы развития начального профессионального
образования области.
В этом году отделу начального профессионального образования и трудового обучения
удалось провести ряд мероприятий, которые активно способствовали развитию социального
партнерства. Именно на развитие социального партнерства был сделан основной упор.
Я уже упоминал о коллегии департамента образования, был также проведен "Круглый
стол с работодателями", несколько других встреч с работодателями лесопромышленного
комплекса, с агропромом, Кизеловского угольного бассейна и т.д.
Удалось заключить договоры о сотрудничестве департамента образования с департаментом
агропромышленного комплекса и продовольствия и областным управлением труда. По
направлению службы занятости населения обучено более 3700 человек, на тысячу больше,
чем в предыдущем году.
В этом году мы стали взаимодействовать с главным управлением природопользования
и департаментом промышленной политики и науки. Очень полезны были встречи с работодателями
г.Перми, по районам города.
Конечно это дало нам более полное представление о потребностях предприятий, позволило
завязать новое полезное взаимодействие. Надеюсь с хорошей перспективой.
Прекрасно выступила в конкурсе "Учитель года - 2002" преподаватель ПЛ № 14 Исакина
Анна Андреевна, которая стала лауреатом Губернаторской премии.
Я рассчитываю на хорошие выступления наших представителей на Всероссийских конкурсах
профессионального мастерства. Напомню, что в прошлом году наш представитель из
ПЛ№ 1 г.Перми занял второе место на конкурсе станочников в г.Казани.
В общем можно было бы еще много назвать, но об этом более подробно расскажут мои
коллеги. В целом год был более удачным для начального профессионального образования,
чем предыдущий. На мой взгляд, удалось сделать больше, чем в прошлом году. Но
еще складывается не все как нам хотелось бы, да и задачи, стоящие перед нами,
ежегодно усложняются.
В следующем учебном году мы проведем наши традиционные областные конкурсы обучающихся
и "Учитель года", совещания с заместителями и директорами, но будем конкурсы лучше
финансово обеспечивать и совещания разнообразить по формам проведения.
Продолжим сотрудничество с нашими партнерами, с работодателями, на углубление
этих взаимоотношений. В дополнение к этому планируется 2 октября отметить во всех
училищах "День молодого рабочего" с привлечением представителей предприятий, ветеранов,
администрации городов и районов. В перспективе надо сделать этот праздник традиционным
в системе начального профессионального образования. Планируется возобновить выставки
технического творчества учащихся, в перспективе сделать ее передвижной, по учреждениям
области. Полагаю, что удастся усовершенствовать критерии для надбавок директорам,
что повысит их зарплату и зарплату заместителей.
Модернизация страны зависит от модернизации образования. На федеральном уровне
мы ожидаем принятие ряда нормативных документов, укрепляющих позиции начального
профессионального образования, создающих более благоприятные условия для развития.
Мы ждем нормативов финансирования, документов о многоучредительстве, новых типовых
штатов учреждений, а главное, увеличение уровня заработной платы, особенно мастерам
производственного обучения.
|