Иконникова Г.Ф., Шатилина Г.З.
Последние десять лет в социальной жизни России отмечены значительными
изменениями как в политике, так и в экономике.
И именно это десятилетие стало для педагогического
коллектива лицея №4 временем экспериментирования, временем поиска по разработке
такой дидактической системы, которая создавала бы условия для достижения выпускником
уровня социально-экономической компетенции, отвечающего современным запросам личности
и требованиям мирового образовательного стандарта.
Сопоставляя современные подходы к модернизации
содержания образования и ход опытно-экспериментальной деятельности лицея в 90е
годы, мы с некоторым удовлетворением отмечаем, что в целом вектор поиска в области
экономического образования тогда, в начале пути, был спрогнозирован нами верно.
Мы стремились преодолеть существующее рассогласование
между "ученическим бытием" в школе и изменяющимися реалиями жизни за ее пределами.
Искали вариант такой конструкции образования, которая способствовала бы интеграции
Личности в "новую экономику", а, по сути, и в новую социально-экономическую формацию.
Назначение экономического образования мы рассматривали
шире, чем простое введение предмета "экономика" в учебный план, позволяющее дать
школьнику некоторый минимум ЗУНов в рамках формально-знаниевой модели обучения.
Экономическое образование, на наш взгляд, необходимо
растущему человеку в целях успешной его социализации в условиях динамично изменяющейся
экономической реальности. Экономический компонент образовательной системы при
условии, если он станет стержнем, как раз и может позволить личности освоить,
прежде всего, средства взвешенной оценки ресурсов и ценностей человеческого капитала,
а также способы компетентного выбора ею жизненного пути.
Выделим некоторые особенности разработанной нами
концептуальной модели экономического образования в лицее.
-
Своеобразие образовательной системы состоит в
том, что не столько в роли дополнительного компонента, сколько в качестве стержневого
направления в ней предусматривается системное и дифференцированное развитие экономической
культуры личности как условия успешной ее социализации.
-
Экономическую социализацию мы понимаем как процесс,
ориентированный на формирование интегральной характеристики личности, которая
"объединяла бы знаниево-интеллектуальную и навыковую составляющие", а также совокупность
ценностей, релевантных относительно широкой сфере культуры, в нашем случае, экономической.
-
Экономическая культура есть составная часть общей
культуры человека. Она, безусловно, шире понятия "ЗУНов по экономике". Экономическая
культура включает в себя не только когнитивную составляющую, но и ценностно-этическую,
и поведенческую. В соответствии с этим разработанная нами экономическая культура
представляет собой синтез четырех компонентов: теоретического, практического,
ценностного и саморегуляционного.
-
Экономического образование не самоцель, а средство
успешной социализации личности.
Наложив на разработанную нами модель экономической
культуры основные положения компетентностного подхода как современной методологии
обновления содержания образования, можно увидеть в данном варианте своего рода
предтечу, прообраз такой ключевой компетенции школьника как социально-экономическая.
При этом проблема определения границ такого сложного
и нового для образовательной теории и практики явления, как социально-экономическая
компетентность, проблема разработки квалиметрического аппарата ее оценки, требует
продолжения экспериментального поиска по ее разрешению.
i А. Пинский, Э.
Днепров, Л. Любимов и др. Аспекты модернизации российской школы, М., 2001 г.,
стр. 7.
ii Стратегия модернизации содержания общего образования.
М.: 2001 г.