Специалист в области экономической педагогики, немецкий
профессор Кайзер, автор "Меморандума об экономическом
образовании" утверждает: "экономическое образование является
обязательной составной частью общего образования на всех
ступенях школьного обучения, имеющее целью подготовить
юношей и девушек к жизни в современном обществе".
И в этом плане опыт, накопленный
пермскими школами, в частности лицеем №4, безусловно,
важен. Система экономического образования в лицее выстроена
в двух уровнях: базовый и углубленный вариант.
Если рассматривать базовый
уровень экономических знаний, то его получают все учащиеся
лицея № 4. Этот уровень предполагает изучение основ экономических
знаний, стержнем которых в свою очередь является преподавание
курсов экономической теории и основ предпринимательской
деятельности.
Сегодня уже никто не спорит,
нужно ли знание экономики биологу, физику или историку.
Экономические знания по своей сущности универсальны и
применимы в любой области. Тем более что каждый из нас
в жизни выступает и как производитель, и как потребитель,
и как гражданин. И здесь экономические знания и умения,
приобретенные в ходе деловых и ролевых игр, создания бизнес-планов,
оказываются неоценимыми для врача и юриста, для учителя
и программиста. Где бы ни учились сегодня мои одноклассники,
все они говорят, что 2 года, проведённые в экономическом
лицее, это хорошая и необходимая в жизни школа.
Когда мы пришли в десятый
класс экономического лицея, мы видели свою будущую профессию
в сфере экономики. Но в итоге только часть из нас связала
свою жизнь с экономической специальностью.
Можно ли сказать, что
экономическая наука и практика при этом потеряла своих
служителей? Важно, на мой взгляд, то, что в нее, в экономику,
не попали случайные люди, под влиянием моды настроенные
поступать на экономический факультет. Важно, что каждый
из нас определился, нужна ему экономическая специальность
или нет, не на третьем курсе экономического факультета,
а еще за школьной партой.
Ну, а определенная часть
выпускников нашего лицея, это в среднем 60%, избирает,
и при этом осознанно, экономику как сферу своей профессиональной
деятельности. Именно на них рассчитан второй уровень школьного
экономического образования - углубленный. Это преподавание
различных экономических спецкурсов и факультативных курсов.
Основное достоинство углубленного
варианта в разрезе профессионального самоопределения состоит
в том, что учащиеся имеют возможность "примерить одежды"
маркетолога, бухгалтера, банковского служащего. менеджера
и др., то есть могут более точно определить свою будущую
экономическую специальность.
Серьезную роль в этом
выборе также играет и школьное научное общество, работа
в котором дает возможность погружения в тайны экономической
науки и практики, возможность своего, пусть небольшого,
экономического исследования. Такие работы как "Математическая
модель формирования и распределения регионального дохода",
"Проблемы малого бизнеса в России", "Монетаризм: от теории
к практике" и др., отмеченные дипломами российских и областных
Научно-практических Конференций, по мнению вузовских преподавателей
вполне соответствуют уровню курсовых работ студентов.
И при этом обозначается
одна из проблем, проблема преемственности школьного и
вузовского экономического образования. Получая в школе
базовое, а тем более углубленное образование, закладывая
уже в стенах школы навыки будущей профессии, специальности,
на 1 курсе мы начинаем все с нуля, снова проходя те же
азы экономической науки.
Может быть, есть смысл
создавать отдельные группы студентов, получивших еще на
школьной скамье достаточно высокий уровень экономических
знаний, тогда и темпы продвижения к высотам будущей профессии
и результат могут быть выше.
Другая немаловажная проблема
- это отсутствие системности экономического образования.
Дело в том, что в его углубленном варианте простой перенос
в уменьшенном объеме всей палитры экономический знаний
из ВУЗа в школу, приводит к эклектике школьного образования,
при этом различные спецкурсы не стыкуются друг с другом,
преподаватель вынужден в силу недостатка времени мчаться
"Галопом по Европам" и не всегда использует возможности
интеграции курса экономики и других школьных предметов.
А отсюда и третья проблема
- проблема кадров. Так какой же преподаватель нужен сегодня
школе: маститый ученый из ВУЗа с фундаментальными знаниями
либо же школьный учитель, дополнительно получивший экономическое
образование. А может, в перспективе лучший вариант - это
выпускник экономического факультета по специальности "Преподаватель
экономики", одинаково владеющий знаниями по экономике
и педагогике.
По главное, наверное,
в том, чтобы все они были личностями. Таких в нашем научном
обществе называли Триодами: одаренные, одержимые, одухотворенные.
Именно их усилиями создается особая атмосфера,
превращающая творческие импульсы школьника в серьезную
увлеченность наукой, делом; создающая возможности профессионального
и личностного самоопределения.