ФОРУМ  'Стратегии регионального развития' Центр развития образования г. Пермь
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
О СОВЕТЕ
ПРОГРАММА
ОРГКОМИТЕТ
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ
УЧАСТНИКИ
БИБЛИОТЕКА
МАТЕРИАЛЫ СОВЕТА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Список секций виртуального педагогического совета

ПОЧЕТНЫЕ  ГОСТИ СОВЕТА
ВОПРОС ОТВЕТ


  ТЕМЫ ФОРУМА
Проблемные секции
Чат заседание:

СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА

 СПОНСОРЫ

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Итоговая дискуссия:
 

  контакты

slava@permonline.ru
Адрес электронной почты для связи с Координационным советом

Контактные телефоны: (3422) 12-49-09, 34-25-06, 12-41-38 (Пигилев Олег Алексеевич, Кутявина Наталья, Димов Вячеслав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ТЕМЫ ФОРУМА Секция  


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЕРМИ Программа Совета 


В апреле 2002 года Пермским филиалом ВШЭ по заказу Центра развития образования г. Перми проведен второй этап мониторинга качества экономического образования учащихся выпускных классов г. Перми.

Целью данного этапа мониторинга явилось решение следующих задач:

  • получение статистической информации о состоянии школьного экономического образования г. Перми на данном этапе;

  • анализ состояния системы школьного экономического образования и произошедших в ней изменений за год;

  • экспертиза состояния, концепций, форм, методов развития системы школьного экономического образования, ее компонентов и подсистем;

  • использование мониторинговой информации для принятия обоснованных и адекватных требованиям ситуации управленческих решений.

Мониторинговые показатели

В качестве показателей для проведения мониторинга качества экономического образования в 2002 уч. г., как и в предыдущем, были определены:

  • количество учебных учреждений;
  • параллель, в которой проводится мониторинг;
  • тип образовательного учреждения;
  • тип реализуемой программы;
  • уровень преподавания (базовый уровень, повышенный уровень);
  • образовательный уровень преподавателей, возможность повышения квалификации;
  • количество часов, отводимых на экономику в рамках учебного плана.

Проведение мониторинга

Для разработки тестовых заданий и обработки и результатов была сформирована рабочая группа из специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики. Проведение мониторинга осуществлялось по схеме, разработанной и апробированной на предыдущем этапе: тестирование осуществлялось по единой технологии, в качестве независимых наблюдателей привлекались студенты ВШЭ, целью которых было обеспечение всем тестируемым равных условий, а также обеспечение достоверности первичной информации.

В рамках реализации второго этапа мониторинга:

  • были определены контролируемые концепции, сформирована база данных мониторинга, разработаны варианты тестовых заданий;
  • проведено анкетирование преподавателей общеобразовательных учреждений г. Перми;
  • проведено тестирование учащихся 11 классов 24 общеобразовательных учреждений г. Перми;
  • обработаны и проанализированы результаты контрольных срезов учащихся и анкетирования общеобразовательных учреждений;
  • подготовлена справка по результатам мониторинга.

Характеристика тестов

 

Тестирование проведено на выборке учащихся 11 классов из всех районов города. Общий объем выборки составил 560 человек.

Для проверки качества экономического образования использовались тесты достижений, составленные в четырех вариантах (см. прил.1) Учащиеся должны были ответить в течение 40 минут на 30 вопросов с предложенными вариантами ответов (1:4). Тестирование проводилось по базовым концепциям в рамках, очерченных проектом стандарта экономического образования.

Каждый вариант теста включал 5 заданий по базовым экономическим концепциям, 11 - по микроэкономике, 12 - по макроэкономике и 2 вопроса по прикладной экономике ( см. табл.1).

Таблица1

Контролируемая концепция, понятие

 

Предмет изучения микроэкономики

Введение в экономику

 

Альтернативная стоимость

 

Свободные и экономические блага

 

Вознаграждение за использование факторов производства

 

Типы экономических систем

 

Спрос, закон спроса, объем спроса, цена спроса

Микроэкономика

 

Неценовые факторы спроса

 

Предложение, шкала предложения, величина предложения, закон предложения, рыночное предложение

 

Неценовые факторы предложения

 

Эластичность спроса по цене

 

Рыночное равновесие, дефицит, избыток

 

Издержки: постоянные и переменные; явные и неявные

 

Рыночные структуры

 

Рынок труда

 

Несостоятельность рынка. Общественные блага

 

Перераспределение доходов государством

 

Составляющие ВНП, ВВП

Макроэкономика

 

Совокупный спрос, изменение совокупного спроса

 

Совокупное предложение, изменение совокупного предложения

 

Факторы экономического роста, интенсивные и экстенсивные

 

Экономические циклы, фазы экономических циклов

 

Государственный бюджет.

 

Деньги, функции денег, покупательная способность

 

Инфляция

 

Темпы инфляции

 

Безработица (типы)

 

Банки ( функции центрального и коммерческих банков)

 

Бюджетно- налоговая политика

 

Организационная структура бизнеса

 

Ценные бумаги, акции, облигации

Уровень сложности заданий соответствовал основным знаниям и умениям учащихся, которые должны быть сформированы у выпускников средней общеобразовательной школы. Следует отметить, что для второго этапа мониторинга тестовые задания подбирались с учетом того, что учащийся 11 класса имеет представление о некоторых экономических понятиях из окружающей жизни, смежных учебных предметов, средств массовой информации.

По результатам тестирования проведено исследование вопросов на сложность, для каждого задания теста определен индекс трудности по следующей формуле:

U=(Nn/N)*100,

где U - индекс трудности, Nn- число испытуемых, не решивших задачу, N - общее число испытуемых.

Средний индекс трудности в целом по мониторингу составил 53% ( против 46 % в 2001г.) Значение коэффициента трудности в целом по заданиям мониторинга представлено на диаграмме 1. Все задания теста оказались доступными данной возрастной группе, как показало тестирование, среди заданий не оказалось ни одного с нулевой.

Анализ результатов мониторинга

Сравнение вариантов мониторинга и полученных данных позволило выявить западающие темы, определить трудные для понимания экономические концепции.

В разделе "Введение в экономику" наиболее сложным оказался третий вопрос IV варианта. Учащиеся хорошо знают, что относится к свободным благам ( 84% правильных ответов), но не могут выделить свойства, по которым свободное благо отличается от экономического (10% правильных ответов) .

Самым трудным заданием в разделе "Микроэкономика" для тестируемых оказалось задание, связанное с определением неценовых факторов предложения , вызывающих изменение предложения. С этим заданием справились только 30% учащихся.

В третьем разделе "Макроэкономика" учащиеся, по- прежнему, слабо ориентируются в причинах вызывающих изменение совокупного спроса и предложения. Следует отметить низкую результативность выполнения задания, связанного с определением уровня цен, при заданном темпе роста цен. Решаемость этого задания варьируется от 14 до 34%. Сравнение результатов тестирования в зависимости от контролируемых разделов представлено диаграммой 2.

Как и на предыдущем этапе учащиеся получили более высокие баллы за раздел "Введение в экономику", несколько улучшились показатели по макроэкономике

( 54% против 50 % ), и ухудшились показатели по микроэкономике ( 48% против 55 %).

Результаты выполнения тестовых заданий во многом определялись тем, как сформулировано задание. Например задание 2 ( вариант 2) формулируется следующим образом: " Выберите информацию, которая изучается в курсе экономики", такая конструкция вопроса вызвала затруднение при ответе у 41 % учащихся, в то время как на прямой вопрос: "Что изучает микроэкономика" правильно ответили 70 % учащихся. Определенную трудность при выборе правильного ответа вызвали широко применяемые в тестах грамматические конструкции вопросов, включающие сравнение, словосочетания: не следует , не соответствует, все, кроме перечисленного:

Тестирование помогло выявить темы, при изучении которых наметились положительные тенденции ( диаграмма2) и определил темы, которые по- прежнему трудны усвоения учащимися, либо на их отработку уделяется недостаточно времени в учебном плане ( диаграмма 3).

Анкетирование преподавателей экономики

Параллельно с тестированием проведено анкетирование преподавателей экономики и анализ их анкет. Основными переменными при мониторинговом исследовании анкет являлись:

  • тип образовательного учреждения;
  • тип реализуемой программы;
  • укомплектованность учебниками;
  • методы преподавания;
  • уровень преподавания ( базовый уровень, повышенный уровень);
  • образовательный уровень преподавателей.

Тип образовательного учреждения:

Из 24 школ в мониторинге участвовали по две школы от каждого района города и все школы Ленинского района. Специализированные классы от общего количества тестируемых составляли 20% (гимназия №2, лицей при ППКК, СШ-32, гимназия №17, СШ -№145, Лицей №4.

 

Тип реализуемой программы:

Анкетирование показало, что в школах используются разнообразные программы по экономике, которые можно распределить на три группы:

  • рекомендованные Министерством общего и профессионального образования;
  • разработанные в вузах;
  • авторские.

Следует заметить, что только два преподавателя используют в своей практике проект регионального стандарта, что говорит о слабой обратной связи педагогов и органов контролирующих внедрение стандарта в педагогическую практикую

Укомплектованность учебниками:

В текущем учебном году комплектация учебниками несколько улучшилась: . приобретены полные комплекты учебников школами Ленинского района, полный набор учебников имеют СШ-27, 28,99, лицей 4, 145; однако по- прежнему, в некоторых школах комплектование происходит за счет учащихся ( гимназия №2, Сш-71.

Количество часов экономики в учебном плане:

Анкетирование выявило, что 80% школ работает по программам, предполагающим в базовом учебном плане два и более часов экономики в неделю.

Результаты тестирования показали, что лучших результатов добиваются учебные учреждения, в которых обучение экономике ведется в рамках учебного плана с 8 - 9 класса, по программе не менее 68 часов в год. К ним относятся: гимназия №17 (процент правильных ответов 74%) , гимназия №2, лицей №4, школы №№7, 32, 145, а также там, где параллельно с изучением экономики школа уделяет большое внимание математике. Во всех вышеуказанных школах математика как предмет преподается на углубленном (гимназия №17), либо расширенном варианте (школы №№7, гимназия №2, лицей №4).

Немаловажным условием успешного выполнения тестовых заданий и то, насколько часто учитель в своей практике применяет тестовые технологии для текущего и итогового контроля. Успешнее с мониторингом справились учащиеся, знакомые с тестами.

Основные выводы и предложения

Анализируя результаты второго этапа мониторинга сделать вывод о том, что за год не произошло существенного улучшения мониторинговых показателей, скорее произошло их перераспределение. Причиной этого, по- прежнему на наш взгляд остаются:

  • недостаточный опыт преподавания экономики у ряда учителей;
  • отсутствие возможности систематического повышения квалификации;
  • отсутствие информационной поддержки учителю;
  • отсутствие единых требований к программам, системы контроля знаний;
  • слабое использование тестовых технологий в педагогической практике.

 

Предложения:

  • проведение корректирующего семинара с приглашением всех учителей экономики, участвующих в мониторинге;
  • внедрение регионального стандарта в педагогическую практику; разработка форм контроля за его внедрением;
  • ревизия авторских программ на предмет соответствия региональному стандарту;
  • обеспечение информационной поддержки учителю, разработка учебно-методических материалов для учителей, охватывающих все основные содержательные блоки стандарта;
  • в школах, где преподаванию экономики отведен 1- 2 часа в неделю, рекомендовать введение модулей по экономике смежные учебные курсы;
  • регулярное проведение семинаров для учителей экономики;
  • проведение заключительного этапа мониторинга в 2003 г.

 

 

Матлашевская Лилия Петровна

МОУ "Гимназия №2", г.Пермь

Интеграции экономики и математики в школе

 

Школьное экономическое образование начало развиваться в начале 90-х годов, что отвечало требованиям времени.

К тому времени в нашей стране не было образовательной базы и образовательных программ по экономике. Некоторые экономические понятия можно было встретить в программе по политэкономии для ВУЗов.

В этот же период школьное экономическое образование начинало развиваться по американской программе Junior Achievement, по программе не адаптированной для экономики России. Но введение в школьный курс этой программы было единственным и необходимым для формирования начальных знаний по экономике. С середины 90-х годов появились учебные пособия отечественных ученых, которые можно было внедрить, учитывая условия российской действительности. К сожалению, учебники были рассчитаны на старшеклассников и носили прикладной характер.

Стремление страны войти в цивилизованную рыночную экономику влечет за собой и пересмотр экономического образования не только ВУЗов , но и школы.

На данном этапе изучение экономики не возможно без математических знаний. Начиная с решения простейших задач на проценты и заканчивая знаниями вычисления производных для нахождения предельных величин в экономике. Тема проценты изучается в 5-6 классах, а - производная в 10-11, поэтому, чтобы получить целостное представление о предмете, необходима интеграция предметов ( экономики и математики), которые качественно дополняют друг друга.

В 6-7 классах такой подход к изучению экономики позволяет моделировать экономические ситуации, производить расчеты, составлять экономические прогнозы.

Данная интеграция показывает незаменимый симбиоз предметов. Обучение имеет спиралеобразный характер , где каждая спираль - это год обучения, но с раскручиванием спирали знания учащихся углубляются по экономике и математике. Но тех часов, которые отведены школьным базовым курсом, недостаточно для отработки и приобретения практических знаний.

Я считаю , и думаю, что со мной согласятся многие коллеги, - предмет экономика должен изучаться, в том же объеме часов ,что и точные науки. А интеграция данных предметов позволит нашим выпускникам иметь в своем интеллектуальном багаже основы необходимых общечеловеческих и интернациональных знаний.

 

 

Областная олимпиада школьников

Брейн-ринг

2001

  1. Какой экономист имеет свой "крест"? (Маршалл)
  2. Что изобрели два экономических изобретателя: Доу и Джонс? (Индекс Доу-Джонса)
  3. Кому в нашей стране был выгоден рост курса доллара в августе 1998 года: импортерам или экспортерам? (Экспортерам)
  4. Агафья Лыкова всю жизнь живет в тайге. Какой из основных вопросов экономики ей не приходится решать? (Для кого)
  5. Мы закупаем чай в Индии, хотя могли бы производить его сами. Индия закупает у нас наручные часы, хотя могла бы производить их сама. Какой экономический принцип здесь применяется? (Сравнительных преимуществ: им чай обходится дешевле, нам - часы)
  6. Повышение таможенных пошлин всегда вызывает негативную реакцию в обществе. А есть кто-то, кого это радует? (Отечественный производитель)
  7. США объявили об ограничении доступа российской стали на американский рынок. Причина? (Демпинговые цены)
  8. Какой налог называется прогрессивным: тот, который стимулирует производителя к увеличению производства, или который можно не платить, или:? (Увеличивается с увеличением доходов)
  9. Зачем снижает цены совершенно конкурентная фирма? (Чтобы повысить спрос)
  10. Зачем снижает цены фирма, стремящаяся установить монополию? (Чтобы устранить конкурентов)
  11. В каком случае понятия "фирма" и "отрасль" совпадают? (В случае чистой монополии)
  12. С чем связано название нашей национальной валюты - рубль? (Серебро в России рубили на куски)
  13. Какой экономический смысл имеет зоологическая борьба медведя и быка? (Биржевые спекулянты, играющие на понижение и повышение курсов акций)
  14. Что делает портфельный инвестор? (Вкладывает деньги в ценные бумаги)
  15. Крупнейший американский финансист Джордж Сорос знаменит тем, что обрушивает курсы национальных валют. Он обрушивал даже фунт стерлингов. Как он это делает? (Продает крупные пакеты акций и обращает в доллары вырученные деньги. Спрос на национальную валюту падает.)
  16. Что господин Лаффер мог бы посоветовать господину Путину? (Помнить о том, что при слишком высоком уровне налоговых ставок поступления в бюджет уменьшаются)
  17. А что господин Лоренц мог бы рассказать господину Путину о луке? (Лук Лоренца - кривая, иллюстрирующая неравенство распределения доходов в стране)
  18. Что мог бы господин Оукен объяснить господину Путину? (Что превышение уровня безработицы над естественным на 1 % приведет к недополучению реального ВНП по сравнению с потенциальным на 2%)
  19. Прав ли господин Селезнев, когда он советует господину Путину осуществить дополнительную эмиссию денег, утверждая, что никаких негативных последствий в экономике не будет? (Не прав, инфляция неизбежна)
  20. В газете появилась заметка врача о том, что теннис лучше всех остальных видов спорта способствует уменьшению веса. Изменилась ли величина спроса на эту спортивную услугу? (Нет, только спрос. Это неценовой фактор)
  21. Мультипликация в кино - это понятно. А мультипликация в денежном обращении? (Увеличение денежной массы при уменьшении резервной ставки. Могут быть и другие варианты ответа)
  22. Существует единственный товар, который не годится ни на что другое, кроме как для того, чтобы от него избавиться. Какой это товар? (Деньги)
  23. Студень Дима Степанов питается, в основном, перловой кашей, так как живет на одну стипендию. С 01.01.2001 цена на перловую крупу повысилась в связи с введением НДС, но Дима стал покупать ее еще больше, чем раньше. Какой эффект иллюстрируют его действия? (Гиффена)
  24. У студента Димы Степанова был любимый тост: "Выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!" После того, как Дима сдал микроэкономику, он переформулировал тост, не изменив содержания. Каким образом? ("За максимизацию полезности". Вариант: "За то, чтобы наша кривая безразличия совпадала с нашей бюджетной линией")
  25. Студент Дима Степанов хотел вложить деньги, вырученные от продажи пустых бутылок, в банк, чтобы получать процент, но передумал и купил на эти деньги швейную машину, чтобы шить на ней джинсы на продажу. Какие издержки понес Дима? (Неявные, или внутренние).
  26. До 1992 года мясо стоило в нашей стране 2 рубля за 1 кг, на рынке же оно продавалось за 8 рублей. Существовала ли инфляция? (Скрытая, или подавленная)
  27. В каком случае предприятиям выгодно эмитировать облигации? (Если оно платит по ним процент меньше, чем по банковскому кредиту)
  28. Чем кредитор предприятия отличается от его инвестора? (Инвестор - акционер, совладелец, кредитор - владелец облигации, векселя, или дал деньги в долг (банк), предприятие должно ему)
  29. Среди всевозможных спиралей есть инфляционная. Что это? (Рост цен следует за ростом зарплаты, а ее рост приводит к росту цен)
  30. Чем интенсивные факторы экономического роста отличаются от экстенсивных? (Экстенсивные - это втягивание дополнительных ресурсов в производство, интенсивные - лучшее использование имеющихся)
  31. В газете появилось объявление: "Стоматологический кабинет "Уральский" окажет все виды стоматологических услуг. Оплата - по договоренности. Какой экономический прием здесь просматривается? (Ценовой дискриминации)
  32. Если чистый экспорт - отрицательная величина, что можно сказать о торговом балансе страны? (Он дефицитен)
  33. Как влияет продажа государственных облигаций на величину денежной массы? (Уменьшает)
  34. Что такое экономика полной занятости? (Существует только естественный уровень безработицы)
  35. В океане экономики случаются волны. Как они называются на экономическом языке? (Экономические циклы)
  36. Центробанк повышает учетную ставку процента (ставку рефинансирования). Инвестирование в реальный сектор увеличится или уменьшится? (Уменьшится)
  37. Если одновременно растут цены и зарплата, то в каком случае увеличатся реальные доходы? (Если зарплата вырастет в большей степени, чем цены)
  38. Студент Дима Степанов купил у соседа по общежитию подержанный автомобиль. Включается ли это покупка в ВНП? (Нет)
  39. Кто такой фискал? (Работник налоговой службы)
  40. Как вы понимаете выражение "дефляционный шок" экономики? (Из-за долговременного снижения цен производство становится невыгодным)
  41. Как называется ссуда, которую вы берете под залог земельного участка? (Ипотечная)
  42. Какой принцип объясняет готовность покупать дополнительные единицы производимого товара, только по более низкой цене? (Принцип убывающей предельной полезности)
  43. Если из дохода вычесть экономическую прибыль, что будет в остатке? (Экономические издержки: явные + неявные)
  44. Обанкротилось акционерное общество. Имеют ли право представители судебных органов описать личное имущество акционеров? (Нет, принцип ограниченной ответственности)
  45. Для кого закрыто закрытое акционерное общество? (Для акционеров со стороны)
  46. Предприятие по производству трикотажа в г. Верещагино на несколько месяцев прекратило производство. Были ли в это время у предприятия постоянные и переменные издержки? (Постоянные)
  47. Как отразилось на числе рабочих мест в нашей стране появление дешевых импортных товаров? (Оно сократилось из-за уменьшения производства отечественных товаров)
  48. Чем номинация отличается от деноминации? (Номинация - не экономический термин. Деноминация - сокращение номинала денежной единицы)
  49. Чем отличается моральный износ основных фондов от аморального? (есть моральный и физический износ. Моральный - оборудование может работать, но устарело. Физический - не может работать)
  50. Чем отличаются факторы производства от ресурсов? (Факторы - это используемые ресурсы)
  51. Если увеличится цена на кофе, может ли возрасти спрос на чай? (Да, если это взаимозаменяемые товары)
  52. Как называется ситуация, когда спрос больше, чем предложение? (Неудовлетворенный спрос)
  53. Как называется ситуация, когда предложение больше, чем спрос? (Избыточное предложение)
  54. Как выглядит кривая безразличия для бутерброда с колбасой? (Прямой угол)
  55. Что складывают в потребительскую корзину? (Товары первой необходимости)
  56. Чем отличается сложный процент от простого? (Простой начисляется на исходную сумму вклада, а сложный - на возрастающую)
  57. Что больше - номинал акции или ее курс? (Курс может быть больше, меньше номинала или равен ему)
  58. Студенту Диме Степанову предложили купить акции вагоноремонтного завода. Дима отказался по причине низкой ликвидности предлагаемых акций. Что он имел в виду? (Что их трудно будет продать)
  59. Тогда Диме предложили акции РАО ЕЭС. "Нет, - сказал Дима. - Что вы, там же будет реструктуризация." Почему он отказался? (Акции могут упасть в цене)
  60. Школьница Аня Теренина иногда зарабатывает деньги, гуляя с ребенком соседки. Является ли Аня субъектом теневой экономики? (Да, если она не платит налогов)



написать модератору
библиотека совета
участники совета







  КОММЕНТАРИИ

 

ДОБАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ




  НОВОСТИ, АНОНСЫ

Продолжая начатый в 2001 на Первом городском виртуальном педагогическом Совете разговор о понимании целей регионального развития образования ....
26 августа 2002 Выступление заместителя губернатора Пермской области Т.И. Марголиной (Модем 28,8 Кбит/с) ISDN-канал 128 Кбит/с
26 августа 2002 Выступление председателя департамента образования Пермской области А.Л. Зимина ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление уполномоченного по правам человека в Пермской области С.Н. Матвеева ISDN-канал 128 Кбит/с

26 августа 2002 Выступление председателя комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области Б.И. Светлакова ISDN-канал 128 Кбит/с

20 августа 2002
Обращение председателя городского комитета по образованию и науке г. Перми Гусарова В.А. к участникам Второго Пермского виртуального педагогического Совета
5 июля 2002 года Информационное письмо о проведении Пермской секции виртуального педагогического Совета
11 июля 2002 года Обращение председателя Пермского Интернет Клуба Олега Пигилева
4 августа 2002 года
Обращение директора НП "Пермская гильдия добросовестных предприятий"

 

все новости

 

  СПОНСОРЫ


Пермская гильдия добросовестных предприятий

Пермский интернет клуб

  ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА



 

 

 

 



Copyright "ЦРО г.Пермь", 2002, дизайн и разработка: slava@permonline.ru